Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РС(Я) в составе председательствующего Пуховой Е.В.,
судей Данилова А.Р., Шадриной Л.Е.,
при секретаре Никитиной Е.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 июля 2016 года
дело по апелляционной жалобе представителя истца на решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 10 мая 2016 года, которым по делу по иску Траневского С.Ф. к администрации муниципального образования "Город Томмот" о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность,
ПОСТАНОВЛЕНО:
В удовлетворении искового заявления Траневского С.Ф. к администрации муниципального образования "Город Томмот" о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, обязать предоставить земельный участок в собственность, - отказать.
Заслушав доклад судьи Шадриной Л.Е., объяснения представителя истца Ермилова А.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Траневский С.Ф. обратился в суд с иском к администрации МО "Город Томмот" о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность, мотивируя тем, что 16.12.2015 истец обратился в администрацию МО "Город Томмот" с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, площадью ******** кв.м., кадастровый номер N ... , расположенного по адресу: ... Истец пользуется данным участком на основании договора аренды N ... от 30.12.2008. На испрашиваемом земельном участке находится объект недвижимости - квартира N ... , принадлежащая на праве общей совместной собственности истцу и его супруге Т. Согласно письму ответчика N ... от 25.01.2016 в предоставлении земельного участка в собственность истцу было отказано. Истец полагает, что отказ ответчика является незаконным и нарушает права и законные интересы истца. Жилой дом по адресу: ... является двухквартирным, данные квартиры, а также земельный участок площадью ******** кв.м., кадастровый номер N ... принадлежат на праве собственности истцу и его супруге. Истец просит признать незаконным отказ МО "Город Томмот" о предоставлении Траневскому С.Ф. земельного участка, возложить обязанность на администрацию МО "Город Томмот" предоставить земельный участок и заключить договор купли-продажи с Траневским С.Ф. земельного участка с кадастровым номером N ...
Судом вынесено вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, представитель истца Ермилов А.П. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в связи с тем, что судом нарушены номы материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Разрешая дело по существу, суд первой инстанции исходил из того, что отказ органа местного самоуправления в предоставлении истцу земельного участка в собственность является правомерным, поскольку спорный земельный участок находится на территории общего пользования и не подлежит приватизации в силу закона.
Между тем с таким выводом суда первой инстанции нельзя согласиться.
Земельный кодекс РФ в п. 5 ст. 1 установилпринцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со ст. 6 и ч.1 ст. 37 Земельного кодекса РФ объектом земельных правоотношений, в частности купли-продажи, может быть прошедший государственный кадастровый учет земельный участок, границы которого удостоверены и описаны в установленном порядке.
Пунктом 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ установлено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Статьей 27 Земельного кодекса РФ также установлено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в частности, земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Исходя из общих положений градостроительного законодательства, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц. При этом, участки общественных, жилых и других зданий должны размещаться в пределах красных линий, установленных в проектах планировки, разработанных на основании генеральных планов и правил землепользования и застройки поселений.
Красные линии отображаются на чертежах, входящих в состав документов планировки территории, а также на содержащихся в генеральных планах картах (схемах) существующих и планируемых границ зон и территорий города (гл. 5 Градостроительного кодекса РФ, ст. 23 Градостроительного кодекса РФ).
Объект недвижимости не должен выходить за пределы красных линий и, соответственно, не должен пересекать их, в противном случае он окажется на территории общего пользования. Вследствие этого собственник здания, строения, сооружения не вправе будет приватизировать или приобрести в собственность за плату земельный участок, на котором расположено такое здание (строение или сооружение), поскольку земельные участки общего пользования в частную собственность не передаются.
Как следует из ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как усматривается из материалов дела, истец Траневский С.Ф. является собственником жилого помещения, находящегося по адресу: ... что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии N ... от 28.06.2005. Земельный участок с кадастровым номером N ... общей площадью ******** кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, на котором расположена вышеуказанная квартира N ... принадлежит истцу и его супруге Т. на праве общей совместной собственности (свидетельство о государственной регистрации права серии N ... от 08.04.2013).
Траневскому С.Ф. и его супруге Т. на праве общей совместной собственности также принадлежит жилое помещение, находящееся по адресу: ... (свидетельство о государственной регистрации права серии N ... от 28.08.2013). Спорный земельный участок с кадастровым номером N ... , общей площадью ******** кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, на котором расположена квартира N ... , был предоставлен истцу Траневскому С.Ф. администрацией МО "Алданский район" в аренду, что подтверждается договором N ... аренды земельного участка от 30.12.2008, дополнительным соглашением от 06.08.2013 к договору N ... аренды земельного участка от 30.12.2008.
В порядке, предусмотренном ст. 39.20 Земельного кодекса РФ истец обратился к главе МО "Город Томмот" с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: ... кадастровый номер N ... , в собственность.
В ответ на данное обращение ответчик письмом N 72 от 25.01.2016 отказал в предоставлении истцу вышеуказанного земельного участка в собственность, поскольку Траневский С.Ф. является собственником квартиры в двухквартирном жилом доме. Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 совокупность двух и более квартир признается многоквартирным домом. Порядок предоставления земельного участка под многоквартирным жилым домом устанавливается п. 13 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что дом, расположенный по адресу: ... , является одноэтажным, двухквартирным, вместе с тем, квартира N ... и N ... принадлежат истцу, жилой дом не содержит в себе элементы общего имущества собственников, то есть не соответствует условиям, установленным п. 6 вышеуказанного Положения. Оснований считать данный дом многоквартирным не имеется. В связи с чем отказ ответчика по вышеуказанным обстоятельствам является незаконным.
Кроме того, в судебном заседании представитель ответчика, как на основание отказа, указал также факт того, что часть испрашиваемого земельного участка выходит за пределы границ красных линий.
Между тем, ответчик вопреки требованиям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не предоставил суду доказательств невозможности предоставления спорного земельного участка в собственность, в связи с ограничением испрашиваемого земельного участка в обороте, установленным федеральным законом запретом на предоставление земельных участков, резервированием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Судебная коллегия считает необоснованным вывод суда о нахождении земельного участка в границах красных линий, поскольку данное обстоятельство не является основанием для отказа в удовлетворении иска и не ограничивает земельный участок в обороте. Кроме того, материалы дела не содержат сведений о том, что спорный земельный участок находится в границах красных линий, а также, что данный земельный участок (либо его часть) имеет правовой режим земель общего пользования.
Решением Городского Совета депутатов МО "Город Томмот" N ... от 11.12.2012 был утвержден план красных линий центральной части и квартала новой многоэтажной застройки г. Томмот, отраженных в проекте "Детальная планировка центральной части квартала новой многоэтажной застройки г. Томмот".
Красные линии дифференцируются на существующие и проектные. Существующие красные линии - это юридически установленные границы территорий, проектные демонстрируют намерения будущих юридических границ. Проектная красная линия не является границей, наделенной юридической силой. Данная линия является публичным объявлением об утвержденных намерениях в области изменения планировки территории. Проектную линию нельзя рассматривать как окончательный вариант, то есть не обязательно она будет превращена в существующую линию в том виде, в каком сформирована первоначально. Проектная линия не рассматривается как объект учета кадастровой недвижимости.
Также ответчик не предоставил суду доказательства невозможности предоставления спорного земельного участка в связи с резервированием испрашиваемого земельного участка для муниципальных нужд.
Согласно п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных и муниципальных нужд является одним из видов ограничения оборота земель. В силу п.1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.
Согласно п.6 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Согласно данному требованию закона администрация МО "Город Томмот" не произвела регистрации ограничения прав на землю, в том числе на спорный земельный участок, в связи с его резервированием.
Статья 24 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что проект генерального плана подлежит обязательному согласованию в порядке, установленном Правительством РФ, опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за три месяца до его утверждения, заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана. Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со ст. 28 настоящего Кодекса, протоколы публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана. После его утверждения он подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликовании муниципальных правовых актов, иной официальной информации. Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке. Решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. При этом к данному решению прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Ответчиком не представлены доказательства соблюдения процедуры подготовки и утверждения генерального плана Томмота и также доказательства изъятия спорного земельного участка из оборота.
Доказательств того, что имеются какие-либо обременения, ограничения на земельный участок с кадастровым номером N ... , стороной ответчика суду не представлено.
Таким образом, Траневский С.Ф. как собственник жилого помещения, находящегося по адресу: ... имеет исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположено данное жилое помещение, по цене, определяемой в порядке, установленном Земельным кодексом РФ.
Таким образом, решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 10 мая 2016 года по данному делу отменить и принять новое решение, которым признать отказ администрации Муниципального образования "Город Томмот" в предоставлении Траневскому С.Ф. земельного участка в собственность от 25.01.2016 незаконным.
Признать право Траневского С.Ф. на выкуп земельного участка с кадастровым номером N ... общей площадью ******** кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под жилую застройку (индивидуальную), расположенного по адресу: ...
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: Е.В. Пухова
Судьи: А.Р. Данилов
Л.Е. Шадрина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.