Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Громацкой В.В., судей Дьяконовой Н.Д., Никодимова А.В.,
при секретаре Захаровой А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам истца и представителя ответчика - Администрации городского округа город Якутск Алексеевой А.И. на решение Якутского городского суда РС (Я) от 08 июня 2016 года по делу по иску Домничева А.В. к Окружной администрации города Якутска о предоставлении жилого помещения, которым
п о с т а н о в л е н о:
Иск удовлетворить.
Обязать Окружную администрацию городского округа "город Якутск" предоставить Б. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, на состав семьи один человек, отвечающее действующим санитарным нормам и степени благоустройства в г. Якутске.
Заслушав доклад судьи Никодимова А.В., пояснения истца, его представителя Домничевой И.М., представителя ОА г.Якутска Алексеевойа А.И., судебная коллегия
установила:
Домничев А.В. обратился в суд с иском к ответчику о предоставлении жилого помещения. При этом указывает, что является опекуном Б., инвалида ... группы, признанной по решению суда недееспособной. Проживают в 1-комнатной квартире с другими родственниками. Б. состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилья. Просит предоставить жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда изменить. Не согласен с предоставлением квартиры исходя из состава семьи один человек, указывая, что Б. признана недееспособной и нуждается в постоянном постороннем уходе, проживание с ней в одной квартире невозможно. Просит указать состав семьи из двух человек, а также право на дополнительную жилую площадь как инвалиду.
В апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа город Якутск ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что суд не принял во внимание, что, согласно действующему законодательству обеспечение инвалидов, вставших на учет как нуждающихся в жилых помещениях после 01 января 2005 года, жилыми помещениями подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации. Ссылаясь на Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 1, утв.Президиумом Верховного Суда РФ от 13.04.2016 г. указывает, что данная обязанность не может быть возложена на органы местного самоуправления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абз. 3 указанной статьи инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В силу абз. 6 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 2 ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принятые на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке.
Удовлетворяя иск, суд, руководствуясь ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации исходил из того, что Б. вправе получить вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение из муниципального жилищного фонда не менее нормы предоставления, поскольку является инвалидом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания.
С такими выводами суда следует согласиться, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям материального и процессуального закона.
Как следует из материалов дела, Б. признана недееспособной, над ней установлена опека, опекуном назначен сын Домничев А.В..
Домничев А.В. является нанимателем жилого помещения по адресу: ... Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены Б. - мать, А. - брат вместе с сыном Д..
Б. является инвалидом, который страдает заболеванием, указанным в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года - заболевание с кодом по N ... , имеет право на внеочередное и отдельное получение жилья и право на пользование дополнительной жилплощадью, нуждается в постоянном постороннем уходе и самостоятельно проживать не может.
Как правильно указал суд до настоящего времени Б. не обеспечена жилым помещением, что является нарушением ее прав.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости предоставления жилого помещения не только на Б., но и ее опекуну Домничеву А.В. судебной коллегией отклоняются, поскольку из материалов дела следует, что на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения состоит только Б., сведения о том, что Домничев А.В. также состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилья, отсутствуют. Кроме того, Домничев А.В. является нанимателем жилого помещения, в котором семья проживает в настоящее время.
Доводы апелляционной жалобы о предоставлении дополнительной площади как инвалиду, судебной коллегией также отклоняются, поскольку право на предоставление жилого помещения по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза) лицам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти предусмотрено законодательством и его реализация не зависит от указания на это в судебном решении.
При исполнении решения суда Б., как лицо, страдающее заболеванием, включенным в Перечень заболеваний, дающих право на предоставление дополнительной жилой площади, в соответствии со статьей 17 федерального закона от 24 ноября 1995г N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и постановлением Городского собрания депутатов г. Якутска от 16 сентября 2005 года ПГС N36-17 "О норме предоставления жилого помещения по договору социального найма для малоимущих граждан и учетной норме площади жилого помещения", имеет право на дополнительную жилую площадь.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы представителя Администрации городского округа г.Якутск о том, что согласно действующему законодательству обеспечение таких категорий граждан, как Б. жилыми помещениями финансируется за средств субъектов Российской Федерации, в связи с чем на органы местного самоуправления эта обязанность не может быть возложена несостоятельны и основаны на неверном толковании норм права.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и является, исходя из системного анализа положений федерального законодательства, расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
При этом в силу Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 1563-О-О).
В согласовании с изложенными нормами находится и часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающая, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частями 3, 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся, является в силу совокупности условий, содержащихся в Конституции Российской Федерации (статья 12, 40, 130 (часть 1), 132 (часть 1)), Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (включая статьи 2, 14, 16, 50), Жилищном кодексе Российской Федерации (статьи 14, 19, 49, 51, 57), полномочием органа местного самоуправления.
Иной порядок обеспечения малоимущих граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, действующим законодательством не определен.
Предметом данного гражданского спора является предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, которое отнесено федеральным законодателем для категории малоимущих граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, страдающих тяжелыми видами хронических заболеваний, к полномочиям органа местного самоуправления. При этом для правильного разрешения данного спора с участием физического лица не имеет правового значения источник финансирования расходных обязательств соответствующего бюджета.
Иные доводы апелляционных жалоб не содержат ссылок на обстоятельства, доказательства, которые бы позволили судебной коллегии усомниться в обоснованности и законности судебного постановления и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем, не могут повлечь его отмену.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Якутского городского суда РС (Я) от 08 июня 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий В.В. Громацкая
Судьи Н.Д. Дьяконова
А.В. Никодимов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.