Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего Оконешниковой М.М.,
судей Данилова А.Р., Скакуна А.И.,
при секретаре Архиповой Ю.А.,
с участием прокурора Минеевой Э.В., представителя ответчика - Молчанова М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Томпонского районного суда РС (Я) от 24 мая 2016г., которым по делу по иску прокурора Томпонского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью "Авико-Сервис" об устранении нарушения федерального законодательства путем ликвидации несанкционированной свалки,
постановлено:
Иск прокурора Томпонского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью "Авико-Сервис" об устранении нарушения федерального законодательства путем ликвидации несанкционированной свалки -удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью "Авико-Сервис" устранить нарушения федерального законодательства путем ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов в виде крупногабаритного мусора, расположенной рядом с домом ... в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М., участников процесса, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Прокурор Томпонского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО "Авико-Сервис" об устранении нарушения федерального законодательства путем ликвидации несанкционированной свалки, указывая на то, что прокуратурой Томпонского района Республики Саха (Якутия) проведена проверка исполнения законодательства, в том числе соблюдения санитарно-эпидемиологических норм и правил при обращении с твердыми бытовыми и отходами производства на территории п. Хандыга Томпонского района Республики Саха (Якутия), во время которой установлено, что на территории п. Хандыга Томпонского района Республики Саха (Якутия) сбор и вывоз твердых бытовых отходов должным образом не организован, в связи с чем, действует несанкционированная свалка, расположенная рядом с домом ... Управление домом осуществляется ООО "Авико-Сервис". В связи с этим, просят обязать юридическое лицо ООО "Авико-Сервис" устранить нарушения федерального законодательства путем ликвидации несанкционированной свалки.
Судом постановлено вышеприведенное решение, с которым не согласен ответчик. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок относится к обязанности органов местного самоуправления и не может быть возложена на ответчика. Муниципального контракта на ликвидацию несанкционированных свалок между ответчиком и администрацией не заключалось.
В возражении прокурор полагает решение суда законным и обоснованным, а жалобу безосновательной.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражение на неё, приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ "Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и бытовых отходов" от 10.02.1997 N 155 под твердыми и жидкими бытовыми отходами понимаются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.)
На основании п. 8.2.4. СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 года N 64, контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
Судом установлено, что в соответствии с Уставом ООО "Авико-Сервис" в предмет деятельности ответчика входят: начисление и сбор платежей населения по оплате за жилье и коммунальные услуги; своевременное перечисление поставщиком жилищно-коммунальных услуг денежных средств, поступивших от населения и средств, поступивших от Финансово-казначейского управления МФ РС (Я) по Томпонскому району; предоставление населению жилищно-коммунальных услуг, техническое обслуживание, уборка двора, подъезда, освещение, отопление, горячее и холодное водоснабжение, вывозная и коллекторная канализация, а также любые иные виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательством (п. 3.1, 3.3 Устава).
Между МО п. "Хандыга" и ответчиком заключен муниципальный контракт передачи муниципального жилищного фонда в управление. Ответчик осуществляет управление многоквартирными домами и предоставляет услуги населению на основании протокола заочного голосования от 11.12.2010г. Адрес, указанный в иске обслуживается ответчиком.
Как установлено судом, Решением XVI сессии Поселкового совета МО "Поселок Хандыга" N ... от 26.11.2013 утверждены нормы накопления твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора на территории МО "Поселок Хандыга", в соответствии с которым норма накопления ТБО на одного человека в год: по благоустроенному жилому фонду 1,1 куб. м., по крупногабаритному отходам 0,6 куб. м., всего 1,6 куб. м.
Решением XXXI сессии Поселкового совета МО "Поселок Хандыга" N ... от 22.12.2015 утверждены тарифы на жилищные услуги для населения в МО "Поселок Хандыга" на 2016 год, в соответствии с которым утвержденный тариф для населения вывоз твердых бытовых отходов: для благоустроенных каменных домов в размере 4,29 руб. и благоустроенных деревянных домов в размере 2,82 руб. с 01.01.2016 по 30.06.2016, с 01.07.2015 по 31.12.2016 составляет в размере 4,55 руб. и в размере 2,99 руб., соответственно.
Из расчета тарифа на услуги по вывозу ТБО от многоквартирных домов по МО "Поселок Хандыга" на 2015-2016 год следует, что в тариф на вывоз ТБО заложены расходы на транспорт для вывоза также и крупногабаритного мусора 2 раза в месяц.
Принимая решения о возложении на ООО "Авико-Сервис" обязанности по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, находящихся вблизи домов, которые обслуживает ответчик, суд первой инстанции исходил из того, что ООО "Авико-Сервис" ненадлежащим образом выполняет принятые на себя обязательства, поскольку прокурорской проверкой было установлено, что вблизи указанного дома имеется свалка бытового мусора, в том числе крупногабаритного, при этом в нарушение требований законодательства и положений заключенных договоров управления домами, сбор данных отходов ответчиком в установленные сроки не осуществлен. Факт наличия свалки мусора у дома, обслуживание которого осуществляет ООО "Авико-Сервис", подтверждается представленными в дело фотографиями и актом осмотра, из которых видно, что мусор (крупногабаритный) от мусорных контейнеров, которые расположены на контейнерных площадках не вывозится, длительное время складируется, мусорные контейнеры расположены вблизи дома.
При этом ООО "Авико-Сервис" за предоставляемые услуги взимает плату в размере тарифов, утвержденных приведенными выше решениями местной администрации, что в свою очередь свидетельствует о принятии на себя обязательств по вывозу мусора, в том числе и крупногабаритного.
Поскольку судом было установлено то обстоятельство, что вблизи указанного выше дома имеется свалка бытового мусора, учитывая, что именно на ответчике лежит обязанность по вывозу твердых бытовых отходов, образовавшихся в процессе жизнедеятельности человека, которую ответчик не исполняет надлежащим образом, следовательно, судом сделан правомерный вывод о необходимости удовлетворения заявления прокурора Томпонского района, предъявившего иск в интересах неопределенного круга лиц.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что судом на него возложена обязанность по вывозу мусора, который не является твердыми бытовыми отходами, образовавшимися в процессе жизнедеятельности населения, не принимается судебной коллегией во внимание, поскольку он не основан на законе и ООО "Авико-Сервис" не представило доказательств, подтверждающих, что крупногабаритный мусор расположен за пределами контейнерной площадки.
В соответствии с пп. 24 п. 1 ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного самоуправления.
Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ предусмотрена обязанность органов местного самоуправления городских округов осуществлять организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Ответственность за организацию работ по содержанию и уборке придомовых территорий в зоне застройки многоэтажными жилыми домами возлагается на лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами (пп. 1 п. 14 Правил).
В соответствии с п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержания в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов без переполнения и загрязнения территории.
Согласно п.п. 8.2.4, 8.2.5 "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Требования к мероприятиям по сбору твердых бытовых отходов, обустройству, обслуживанию контейнеров и контейнерных площадок содержатся в СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
Материалами дела подтверждено, что ООО "Авико-Сервис" осуществляет управление многоквартирными домами в пос. Хандыга и именно с ней органом местного самоуправления заключен договор на вывоз ТБО, в том числе и крупно габаритного мусора, который является предметом жизнедеятельности.
Анализируя приведенные нормативные акты и установленные обстоятельства, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что именно на ООО "Авико-Сервис" лежит обязанность обеспечить обустройство и содержание мест временного накопления отходов от многоквартирных домов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
Доказательств того, что крупногабаритный мусор находится за пределами городской черты на несанкционированных свалках в материалах дела не имеется.
Таким образом, судом правильно определены юридически значимые обстоятельства дела, выводы суда в решении соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушений материального и процессуального права допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, поскольку выводов суда не опровергают и не содержат правовых оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Томпонского районного суда РС (Я) от 24 мая 2016г. по делу по иску прокурора Томпонского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью "Авико-Сервис" об устранении нарушения федерального законодательства путем ликвидации несанкционированной свалки оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: Оконешникова М.М.
Судьи Данилов А.Р.
Скакун А.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.