Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Оконешниковой М.М., судей Матвеевой М.К., Скакуна А.И.,
при секретаре Кононове С.К.,
с участием прокурора Минеевой Э.В., административного истца З.,
рассмотрела в открытом судебном заседании посредством видиоконференцсвязи административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика - З. на решение Хангаласского районного суда РС (Я) от 02 июня 2016г., которым по делу по заявлению Федерального казённого учреждения "Исправительная колония N ... " Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Саха (Якутия) к административному ответчику З. об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы,
постановлено:
Административное исковое заявление ФКУ ИК- N ... УФСИН России по Республике Саха (Якутия) к освобождаемому из мест лишения свободы З. об установлении административного надзора удовлетворить.
Установить административный надзор в отношении освобождающего из мест лишения свободы З., _______г. рождения, уроженца ... , до осуждения проживающего по адресу: ... административный надзор сроком на 6 (шесть) лет со дня постановки на учет в органах внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания, за вычетом срока истекшего после отбытия наказания.
На весь срок административного надзора установить З. административные ограничения в виде:
-обязательной явки 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
-запрета пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства поднадзорного лица с 22-00 до 06-00 часов следующего дня;
-запрета выезда за пределы муниципального образования без уведомления органов внутренних дел.
Заслушав доклад судьи Скакуна А.И., участников процесса, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Администрация ФКУ ИК- N ... УФСИН по РС (Я) обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора сроком на 6 лет в отношении осужденного З., освобождаемого из мест лишения свободы, с установлением административных ограничений.
В обоснование заявления указала, что установление в отношении З. административного надзора с применением ограничений обусловлено наличием в его действиях опасного рецидива преступлений по приговору Ленского районного суда от 24 января 2011 года.
Судом постановлено вышеприведенное решение, с которым не согласен З.
В апелляционной жалобе просит состоявшееся решение суда по делу отменить. В обоснование указывает на допущенное судом его право на защиту и не оказание ему юридической помощи. Не согласен с установлением запрета пребывать вне жилого помещения, которым по его мнению ограничиваются его права. Установленный судом срок административного надзора считает незаконным.
От прокурора поступило возражение на жалобу З., в котором прокурор полагает решение законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, подается в суд исправительным учреждением.
Постанавливая обжалуемое решение, суд первой инстанции, учитывая личность З., его поведение в период отбывания наказания в местах лишения свободы, в целях предупреждения совершения З. преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия, обоснованно установилпоследнему административный надзор и перечисленные выше административные ограничения.
Вывод суда является правильным, и не опровергается доводами апелляционной жалобы.
Согласно положений статьи 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" основной задачей административного надзора является предупреждение совершения лицами, указанными в статье 3 данного Закона, новых преступлений и правонарушений путем оказания на них индивидуального профилактического воздействия.
Административный надзор - это наблюдение органов внутренних дел за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, наложенных на него временных ограничений прав и свобод, а также за исполнением этим лицом возложенных на него Законом обязанностей (подпункт 1 части 1 статьи 1 указанного Федерального закона).
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 3, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Административный надзор в обязательном порядке применяется к совершеннолетним лицам, освобождаемым или освобожденным из мест лишения свободы, если они имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (часть 2 статьи 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" и часть 1 статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, или пребывания для регистрации является обязательным.
Исходя из требований пункта 1 части 3 статьи 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в резолютивной части решения суда по административному делу об установлении административного надзора должны содержаться сведения о сроке административного надзора и конкретные административные ограничения, установленные судом.
Несогласие апеллянта с установленными судом ограничениями, не влечет отмены постановленного судом решения, поскольку З. осужден за совершение тяжкого преступления, в его действиях установлен опасный рецидив, что само по себе является безусловным основанием для установления в отношении осужденного административного надзора на весь срок погашения судимости. Судебных постановлений об исключении в действиях административного ответчика опасного рецидива не имеется.
Определяя виды административных ограничений, направленных на обеспечение индивидуального профилактического воздействия, суд первой инстанции учел личность осужденного, характер и степень общественной опасности совершенного деяния, его поведение за весь период отбывания наказания. Кроме того, виды административного надзора, установленные судом в отношении З., соответствуют требованиям статьи 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы", оснований для их изменения судебная коллегия не усматривает.
В то же время поднадзорное лицо в течение срока надзора вправе обратиться в суд с заявлением о частичной отмене административных ограничений при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобождаемым из мест лишения свободы", а в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 9 указанного Федерального закона, - с заявлением о досрочном прекращении.
Ссылка в жалобе на несогласие с установленным сроком административного надзора судебной коллегией не принимается, поскольку в силу пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В соответствии с пунктом "г" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент совершения преступления) срок погашения судимости З. составляет 6 лет после отбытия наказания.
Довод жалобы З. о нарушении судом его права на защиту, и не оказание ему юридической помощи, судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку административный надзор не является видом наказания, предусмотренного УК Российской Федерации, не устанавливает преступность деяния и наказание за совершенное преступление, за которое лицо уже отбыло наказание, или иным образом не ухудшает положение осужденного, а относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия.
К лицам, перечисленным в Федеральном законе от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", имеющим право на получение бесплатной юридической помощи, З. не относится.
Нормы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не содержат положений обязывающих суд обеспечивать административного ответчика защитником при рассмотрении дел об установлении административного надзора.
Имеющие значение для дела обстоятельства установлены судом правильно, его выводы, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, при этом нарушения норм материального права и норм процессуального права судом допущено не было.
Допущенная в описательной части решения суда описка в части указания в качестве осужденного К. вместо З. (л.д.1, абз.4) может быть исправлена судом первой инстанции по правилам статьи 184 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Хангаласского районного суда РС (Я) от 02 июня 2016г. по делу по заявлению Федерального казённого учреждения "Исправительная колония N ... " Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Саха (Якутия) к административному ответчику З. об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Оконешникова М.М.
Судьи Матвеева М.К.
Скакун А.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.