Председатель Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Горева Л.Т., рассмотрев жалобу представителя Романова А.А. в интересах ООО УК "ТОС" на постановление мирового судьи по судебному участку N44 г.Якутска Республики Саха (Якутия) от 21 января 2016 года, решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 07 апреля 2016 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ТОС",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи по судебному участку N44 г.Якутска Республики Саха (Якутия) от 21 января 2016 года Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ТОС" (далее - ООО УК "ТОС") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 07 апреля 2016 года постановление мирового судьи оставлено без изменения.
Не согласившись с состоявшимися решениями, представитель Романов А.А. в интересах ООО УК "ТОС" просит отменить их, мотивируя тем, что предъявленные требования не являются лицензионными, при рассмотрении дела мировым судьей нарушены правила территориальной подсудности.
Изучив истребованные материалы дела, доводы жалобы, не нахожу оснований для ее удовлетворения.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 года N 1110 (далее - Положение о лицензировании), лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются: соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ; соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса РФ.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как усматривается из материалов дела, ООО УК "ТОС" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: ... , на основании договора управления многоквартирным домом от 16 марта 2015 года и лицензии N ... от 30.04.2015 г.
26 ноября 2015 г. Управлением государственного строительного и жилищного надзора PC (Я) в ходе внеплановой выездной проверки по заявлению граждан, проживающих по адресу:. ... установлено, что управляющей организацией ООО УК "ТОС" не обеспечена герметичность канализационных трубопроводов, не обеспечено проведение профилактических работ, не обеспечен контроль состояния и незамедлительного восстановления герметичности участков трубопроводов, контроль состояния и восстановление исправности элементов внутренней канализации, не устранена утечка воды в грунт из канализации, не ликвидировано развитие наледей на территории застройки, не обеспечено надлежащее содержание и ремонт общего имущества. Таким образом, ООО "Жилсервис" осуществило предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований, установленных пунктом 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ, абз. "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 года N 1110, а именно:
По результатам проверки в отношении ООО УК "ТОС" 11 декабря 2015 года составлен протокол об административном правонарушении N08-07-684-15 о наличии признаков административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Довод жалобы относительно того, что предъявленные требования не являются лицензионными, проверялся предыдущими судебными инстанциями при рассмотрении дела и был обоснованно отклонен как опровергнутый совокупностью доказательств.
Из материалов дела следует, что ООО УК "ТОС" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом на основании лицензии N ... от 30.04.2015 г.
Заключив договор управления многоквартирным домом, общество в силу ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации приняло на себя обязательство обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, соответственно является субъектом данного правонарушения.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) на управляющие организации возложена обязанность получения лицензий.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 255-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01.05.2015 г. После 01.05.2015 г. осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия). Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Из материалов дела следует, что жильцы многоквартирного жилого дома по адресу:. ... , заключили с ООО УК "ТОС" договор управления многоквартирным домом от 16 марта 2015 года.
Согласно п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с п. 1.3. указанной статьи деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного ч. 3 ст. 200 настоящего Кодекса случая.
Предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами согласно ст. 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию (пункт 51).
Согласно ч. 2 ст. 193 ЖК РФ положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами утверждает Правительство Российской Федерации.
В настоящее время Положение о лицензировании утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110.
Из содержания приведенных норм права следует, что законодателем с 01.05.2015 г. установлен запрет осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами без соответствующей лицензии.
В соответствии с ч. 7 ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
Таким образом, с момента получения управляющей компанией лицензии, в ее отношении будет осуществляться лицензионный контроль для проверки соблюдения ею лицензионных требований, названных в п. 3 Положения о лицензировании.
Поскольку деятельность по управлению многоквартирными домами, осуществляемая на основании договора управления, ведется на основании лицензии, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме является лицензионным требованием (п. 7 ч. 1 ст. 193, ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, п. 3 Положения о лицензировании), в связи с чем осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным жилым домом с нарушением лицензионных требований представляет собой состав административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Часть 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ в рассматриваемой части является специальной правовой нормой (применяется только в отношении лицензиатов), которая имеет приоритет над общей нормой, установленной в ст. 7.22 КоАП РФ (применяется ко всем лицам, ответственным за содержание общего имущества в многоквартирном жилом доме).
Также не является основанием для удовлетворения жалобы и довод заявителя о том, что инспектором было выдано предписание об устранении выявленных нарушений, так как указанное обстоятельство не исключает доказанность наличия в ООО УК "ТОС" вмененного ему правонарушения.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, юридическое лицо, осуществлявшее предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Таким образом, действия ООО УК "ТОС" правильно квалифицированы по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении территориальная подсудность не нарушена. В соответствии с ч.1 ст.29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Согласно подпункту "з" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 ГК РФ.
Из материалов дела следует, что юридический адрес ООО УК "ТОС" - ... данный адрес указан во всех материалах дела, в том числе в протоколе об административном правонарушении, в сопроводительных письмах ООО УК "ТОС", а также в договоре управления многоквартирным домом от 16 марта 2015 года. Указанный адрес в соответствии с приложением к постановлению Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) от 22.07.2008 ГС N 189-IV относится к границам судебного участка N44 г.Якутска Республики Саха (Якутия).
Постановление о привлечении ООО УК "ТОС" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
В соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.8 и 4.1 КоАП РФ и в пределах, установленных санкцией ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах состоявшиеся судебные решения сомнений в своей законности и обоснованности не вызывают, оснований для их отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
В удовлетворении жалобы представителя Романова А.А. в интересах ООО УК "ТОС" - отказать.
Постановление мирового судьи по судебному участку N44 г.Якутска Республики Саха (Якутия) от 21 января 2016 года, решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 07 апреля 2016 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ТОС" - оставить без изменения.
Председатель Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) п/п Л.Т. Горева
Копия верна:
Председатель Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) Л.Т. Горева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.