Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19 июля 2016 г.
(Извлечение)
Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Дьяконова З.С. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО "Автобаня" Чанкотадзе С.Э. на решение судьи Якутского городского суда РС(Я) от 20 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8 2 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Автобаня",
установил:
Директор ООО "Автобаня" Чанкотадзе С.Э. обратился в Якутский городской суд РС(Я) с жалобой на постановление старшего государственного инспектора охраны природы Якутского комитета охраны природы РС(Я) Министерства охраны природы РС(Я) Николаева А.А. от 14 апреля 2016 года, которым ООО "Автобаня" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей, просил признать его незаконным и отменить.
Решением судьи Якутского городского суда РС(Я) от 20 июня 2016 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе в Верховный Суд РС(Я) директор общества Чантокадзе С.Э. просит отменить решение судьи и постановление административного органа, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению заявителя жалобы, при привлечении его к ответственности были нарушены требования Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Указывает также на отсутствие состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ в связи с тем, что общество не занимается размещением отходов в смысле, придаваемой этой деятельности нормами Закона об отходах.
В судебном заседании представитель Чанкотадзе С.Э.- Корейша М.С. поддержала доводы жалобы, и, кроме того, указала на то, что акт-заключение не был утвержден природоохранным прокурором, не подписан помощником прокурора, проводившим проверку. Акт-заключение без указанных подписей был выдан Чанкотадзе С.Э.
Государственный инспектор охраны природы Якутского комитета охраны природы Министерства охраны природы РС(Я) Николаев А.А. пояснил суду, что акт-заключение был составлен им и направлен в природоохранную прокуратуру, поскольку проверка проводилась по поручению прокурора и с участием помощника прокурора. Копия акта-заключения, до подписания его помощником прокурора и утверждения природоохранным прокурором, им была передана Чанкотадзе С.Э. для сведения. С подписанным и утвержденным актом Чанкотадзе С.Э. ознакомили в прокуратуре при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. При рассмотрении дела по существу в его распоряжение прокуратурой были предоставлены, в том числе, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и акт-заключение, которое было подписано помощником прокурора и утверждено природоохранным прокурором.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, суд не находит оснований для отмены решения суда..
Как следует из материалов дела и установлено судом, с 15 февраля 2016 года по 18 февраля 2016 года в отношении ООО "Автобаня", по требованию Якутской природоохранной прокуратуры от 11 февраля 2016 года проведена проверка на предмет соблюдения законодательства об отходах производства. Проверка проведена помощником Якутского природоохранного прокурора Мезриной С.А. с привлечением специалиста - старшего государственного инспектора Якутского комитета охраны природы Минприроды РС(Я) Николаева А.А. В ходе проверки выявлено, что у общества отсутствуют документы, подтверждающие отнесение образующихся на предприятии отходов 1-4 класса опасности к конкретному классу опасности, а также составленные в установленном порядке паспорта на отходы 1 и 4 классов опасности, образующиеся в результате хозяйственной деятельности общества: твердые бытовые отходы несортированный (исключая крупногабаритный) от бытовых помещений, который согласно федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО), зарегистрированному Минюстом РФ N 33393 от 01.08.2014 г. относится к 4 классу опасности, отработанные ртуть-содержащие люминесцентные лампы 1 класса опасности. Кроме того, было установлено, что обществом не был предоставлен отчет об образовании, утилизации, обезвреживании, и размещении отходов в уведомительном порядке за 2015 год.
По результатам проверки 15 февраля 2016 г. должностным лицом Якутского комитета охраны природы Минприроды РС(Я) составлен акт- заключение, который подписан также помощником прокурора и утвержден Якутским природоохранным прокурором 19 февраля 2016 года.
Постановлением и.о. прокурора Якутского природоохранного прокурора от 31 марта 2015 года в отношении ООО "Автобаня" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, которое в соответствии со ст. 23.22 КоАП РФ направлено в министерство.
Постановлением старшего государственного инспектора охраны природы Николаева А.А. от 14 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении ООО "Автобаня" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, директор общества обратился в суд.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами
Предметом противоправных действий в данном составе являются отходы производства и потребления и иные опасные вещества.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления следует понимать остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В качестве опасных веществ и объектов подразумеваются органические и неорганические, биологические химические и радиоактивные вещества и соединения, которые при потреблении их организмом или при попадании в окружающую среду могут вследствие происходящих процессов распада или поглощения причинить вред жизни и здоровью людей, окружающей среде.
Совершение действий (бездействия), заключающихся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами составляет объективную сторону рассматриваемого правонарушения. При этом действия могут заключаться в использовании методов, приемов и способов, запрещенных или противоречащих требованиям действующего законодательства, а бездействие выражается в невыполнении виновным лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими правилами, установленными в сфере обращения опасных веществ и объектов.
Субъектом данного административного правонарушения могут выступать должностные лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере обращения опасных веществ и объектов.
Субъективную сторону рассматриваемого административного состава может характеризовать как умышленность действий виновного лица, так и неосторожность.
Материалами дела подтверждается, что в результате хозяйственной деятельности у ООО "Автобаня" образуются отходы" 1-4 класса опасности, а именно твердые бытовые отходы несортированный (исключая крупногабаритный) от бытовых помещений, который согласно федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО), зарегистрированному Минюстом РФ N 33393 от 01.08.2014 г. относится к 4 классу опасности, отработанные ртутьсодержащие люминесцентные лампы 1 класса опасности.
Бездействие общества, образующего объективную сторону вменяемого правонарушения выразилось в том, что общество не выполнило требований ст. 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", ч.1 которой предусмотрено, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (часть 3).
При обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды (часть 4).
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Исходя из анализа приведенных норм закона, основанием для привлечения к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является факт несоблюдение экологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Состав правонарушения, квалифицируемого по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным, и в данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством.
В связи с указанным довод жалобы о том, что общество не занимается размещением отходов в смысле, придаваемой этой деятельности нормами Закона об отходах, вследствие чего не является субъектом состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ является необоснованным. Установлено, что в результате деятельности общества образуются отходы, отнесенные к 1 и 4 классу опасности, в связи с чем общество обязано выполнять требований вышеприведенных норм материального права.
Доводы жалобы о нарушениях требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении проверки основаны на неправильном толковании норм указанного закона и не могут быть приняты во внимание.
Согласно п.3 ч.3 ст.1 положения названного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования.
Довод жалобы о недопустимости такого доказательства, как протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, не является основанием для отмены постановления должностного лица и решения суда, поскольку указанного доказательства в материалах дела не имеется
Акт-заключение специалиста таковым не является ни по существу, ни по форме.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В силу ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются, в том числе протоколом об административном правонарушении, иными протоколами и документами.
Доказательства, собранные и представленные суду административным органом по данному делу, являются достаточными и допустимыми, позволяют сделать вывод о доказанности вины ООО "Автобаня" в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Должностное лицо, в чьем производстве находилось указанное дело об административном правонарушении, приняло процессуальное решение, исследовав все обстоятельства дела и подтверждающие их доказательства.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что оснований для отмены или изменения постановления по делу, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Якутского городского суда РС(Я) от 20 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Автобаня" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда РС(Я): З.С. Дьяконова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.