Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Буров Андрей Иванович,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 1 июня 2016 года жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по УР Загретдинова И.Р. на решение судьи Кизнерского районного суда Удмуртской Республики от 20 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении К.В.Н.,
установил:
постановлением судьи Кизнерского районного суда Удмуртской Республики от 20 апреля 2016 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении К.В.Н. ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
В жалобе на указанное выше постановление, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении - государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по УР Загретдинов И.Р., просит его отменить. В обоснование требований указывает, что производство по делу об административном правонарушении прекращено незаконно. В ходе рассмотрения дела судьей районного суда были допущены существенные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность очистки территории поселений от отходов, несоблюдение данного требования является административным правонарушением, предусмотренным ст. 8.2 КоАП РФ.
В судебном заседании К.В.Н. и его защитник Баранов А.Н. с жалобой не согласились, просили отказать в ее удовлетворении.
Представитель административного органа Загретдинов И.Р. доводы жалобы поддержал.
Изучив доводы жалобы, материалы дела, прихожу к выводу о законности вынесенного судьей районного суда постановления.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ. при осмотре земельного участка площадью "данные изъяты" примерно в "адрес", выявлен факт нарушения земельного законодательства, выразившийся в несанкционированном складировании остатков от сгоревших деревянных строений и сноса зданий, которые размещены небольшими кучами вдоль близлежащего лога. На всем участке лежит снежный покров высотой от 0,3 до 0,5 метров, из под которого незначительно видно складированные отходы.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении главы МО " "данные изъяты"" К.В.Н. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления":
отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;
транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования;
обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;
В силу части 1 статьи 8 названного Федерального закона, части 1 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из системного толкования приведенных выше положений закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
В материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что администрация МО " "данные изъяты"" как хозяйствующий субъект осуществляет деятельность в области обращения с бытовыми отходами и мусором.
Обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не относятся к уставной деятельности администрации и не могут расцениваться как деятельность в сфере обращения с отходами.
При этом полномочия администрации по организации сбора и вывоза бытовых отходов, мусора на территории муниципального образования являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которой не охватывается диспозицией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, постановление судьи районного суда об отмене постановления должностного лица и прекращении производства по делу является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Кизнерского районного суда Удмуртской Республики от 20 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении К.В.Н. оставить без изменения, жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по УР без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики А. И. Буров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.