Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Петровой Л.С.,
судей Дубовцева Д.Н., Нургалиева Э.В.,
при секретаре Глуховой И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Ижевске Удмуртской Республики 11 июля 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 29 апреля 2016 года, которым исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению Управление Х по Удмуртской Республике о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Нургалиева Э.В., пояснение истца ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Территориального управления Росимущества в Удмуртской Республике - ФИО2, считавшей доводы апелляционной жалобы обоснованными, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
истец ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управление Х по Удмуртской Республике о возложении обязанности предоставить жилое помещение - квартиру по адресу: "адрес" по договору социального найма.
В обоснование иска указал, что в соответствии с Указом Президента РФ N от ДД.ММ.ГГГГ он назначен на должность начальника Управления Х по Удмуртской Республике. По месту несения службы в г.Ижевске на момент назначения на должность жилого помещения ни в собственности, ни в пользовании не имел. В сентябре 2012 года для проживания была предоставлена квартира по адресу: "адрес". Распоряжением Х от ДД.ММ.ГГГГ N-р "об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду" квартира, расположенная по адресу: "адрес", отнесена к служебным жилым помещениям специализированного жилищного фонда. ДД.ММ.ГГГГ между истцом и Управлением Х по УР заключен договор найма служебного помещения. Указом Президента РФ от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" предусмотрено упразднение Х с 01.06.2016. В связи с этим с 01.06.2016 будет ликвидировано, в том числе и Управление Х по УР, в котором истец проходит службу, в связи с чем ранее заключенный договор найма служебного помещения утратит силу, от истца и членов его семьи потребуют освободить занимаемое им жилое помещение. Кроме того, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ срок выслуги истца в правоохранительных органах составил 32 года 06 месяцев 28 дней, и он, а также члены его семьи не подлежат выселению из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Ответчик не предлагает и не собирается предоставлять истцу другое жилое помещение, в связи с чем просит суд предоставить ему спорную квартиру по договору социального найма.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования, поддержал.
Ответчик Управление Х по УР, третье лицо ТУ Росимущества в УР, извещенные надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела, в суд не явились, ответчик представил заявление о рассмотрении дела без их участия. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда первой инстанции отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований. Не согласен с выводом суда о том, что к возникшим правоотношениям не подлежат применению положения пункта 123 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента России от 05.06.2003 N 613.
Положения пункта 123 Положения регулируют правоотношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников и лиц, уволенных со службы в органах наркоконтроля с правом на пенсию, принятых на учет в органах наркоконтроля в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, в исковом заявлении и в пояснениях к нему в качестве правовых оснований исковых требований истцом был указан пункт 126 Положения, согласно которому за сотрудниками и лицами, уволенными со службы в органах наркоконтроля, имеющими выслугу 20 лет и более (в календарном исчислении) сохраняется право на безвозмездное закрепление в собственность жилых помещений независимо от их размера.
Конкретный механизм реализации указанного права на безвозмездное закрепление в собственность жилых помещений Положением не предусмотрен. Вместе с тем, отсутствие названного механизма не должно ущемлять его жилищные права на безвозмездное закрепление в собственность занимаемого жилого помещения.
Не согласен с выводом суда о том, что действующие нормативные акты не содержат положений, предоставляющих какие-либо льготы сотрудникам ФСКН при выселении их из служебного жилого помещения только при наличии у них определенной выслуги.
При переводе истца по службе в Управление и фактическом предоставлении ему в пользовании названной квартиры в 2012 году действовали нормы Постановления Правительства РФ от 17.12.2002 N 897, согласно которым было утверждено Типовое положение о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Согласно пункту 28 названного Типового положения установлено, что без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
Последующее издание Правительством РФ Постановления от 16.03.2013 N 217 о не распространении на сотрудников органов наркоконтроля действия постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2002 N 897 нарушает его права т.к. на момент перевода в Управление он был уверен в том, что при предоставлении ему служебного помещения гарантии, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 N 897, будут сохранены.
Считает, что нормы Постановления Правительства РФ от 16.03.2013 N 217 не должны применяться, так как они снижают уровень ранее установленных социальных гарантий сотрудникам органов наркоконтроля и ставят их в неравное положение с сотрудниками иных правоохранительных органов, допуская выселение без предоставления иного жилого помещения.
Правовая оценка данных доводов искового заявления судом первой инстанции не дана.
Кроме этого, считает, что не предоставление ему спорного жилого помещения по договору социального найма, прекращение права пользования и последующее выселение без предоставления другого жилого помещения нарушает его право на жилище, гарантированное ч.1 ст.40 Конституции РФ.
На основании ст.ст.167, 327 ГПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя ответчика Государственного учреждения Управление Х по Удмуртской Республике, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не известившего суд апелляционной инстанции о причинах своей неявки.
На основании ч.1 ст.327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судебной коллегией в пределах доводов апелляционной жалобы. Изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Указом Президента РФ N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначен на должность начальника Управления Х по Удмуртской Республике.
ДД.ММ.ГГГГ жилищная комиссия Управления Х по УР приняла решение о включении в список очередников на получение служебного жилья полковника полиции ФИО1 (выписка из протокола заседания жилищной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ за ГУ Х в УР зарегистрировано право оперативного управления на двухкомнатную квартиру по адресу: "адрес", на основании договора купли-продажи (с приложением) от ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ).Распоряжением Х N-р от ДД.ММ.ГГГГ квартира, находящаяся на праве оперативного управления в Управлении Х по УР, расположенная по адресу: "адрес" отнесена к служебным жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
ДД.ММ.ГГГГ жилищная комиссия Управления Х по УР приняла решение о предоставлении служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" (выписка из протокола заседания жилищной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ между истцом ФИО1 и Управлением Х по Удмуртской Республике заключен договор найма служебного жилого помещения 69, согласно которого последнему жилое помещение по адресу: УР, "адрес", предоставляется в связи с прохождением службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Совместно с истцом в жилое помещение вселяются члены его семьи: ФИО3, (супруга), ФИО4 (дочь), ФИО5
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направлено Уведомление о необходимости освободить квартиру и добровольно сняться с регистрационного учета в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Изложенные обстоятельства подтверждены в суде исследованными доказательствами.
Разрешая спор, суд руководствовался ст.49 ЖК РФ, Федеральным законом от 29.12.2004 N 189 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Положением о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденному Указом Президента РФ от 05.06.2003 N 613 "О службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ", Инструкцией о порядке учета нуждающихся в жилых помещениях сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и предоставления им жилых помещений, утвержденной приказом ФСКН России от 20.01.2003 N 30.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника или уволенного со службы в учреждениях и органах гражданина Российской Федерации определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 05.06.2003 N 613 "О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" утверждено Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Согласно п. 123 указанного Положения сотрудникам и лицам, уволенным со службы наркоконтроля с правом на получение пенсии и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01 марта 2005 года, органы наркоконтроля предоставляют жилые помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку спорное жилое помещение относится к числу служебных и решение о выводе его из данного статуса собственником не принималось, основания для передачи его на условиях договора социального найма отсутствуют. Так как заявитель до ДД.ММ.ГГГГ на соответствующем учете не состоял, он не лишен возможности реализовать жилищные права в общем порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации. Отсутствие порядка закрепления занимаемых жилых помещений при увольнении сотрудников правоохранительных органов не свидетельствует о возникновении у такого сотрудника права на закрепление за ним фактически занимаемого на момент увольнения служебного жилого помещения. Поскольку истец с семьей занимает служебное жилое помещение, он не может безвозмездно приобрести данное жилое помещение по договору социального найма.
С выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на совокупности собранных по делу доказательств, которым суд дал надлежащую правовую оценку, подтверждены материалами дела и подробно мотивированы в решении.
Не являются основанием для удовлетворения иска ссылка истца на п. 126 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ от 05.06.2003 за N 613, согласно которому за сотрудниками и лицами, уволенными со службы в органах наркоконтроля, имеющими выслугу 20 лет и более (в календарном исчислении), а также за семьями сотрудников, погибших или умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, связанных с исполнением служебных обязанностей, сохраняется право на безвозмездное закрепление в собственность жилых помещений независимо от их размера.
Поскольку заявлено требование о предоставлении занимаемого жилого помещения по договору социального найма, то данный пункт Положения не подлежит применению в заявленном споре, так как регулирует отношения связанные с закреплением жилого помещения в собственность.
Доводы апеллянта о том, что он не может быть выселен без предоставления другого жилого помещения, не согласуются с предметом рассматриваемого спора.
Другие доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств и не являются основанием для отмены решения.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, не имеется, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 29 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Л.С. Петрова
Судьи Д.Н. Дубовцев
Э.В. Нургалиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.