Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Анисимовой В.И.,
судей Долгополовой Ю.В., Рогозина А.А.,
при секретаре Вахрушевой Л.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 01 августа 2016 года апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике на решение Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 19 мая 2016 года, которым удовлетворены исковые требования Администрации муниципального образования "Шарканское" к Территориальному управлению федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Удмуртской Республике о признании права собственности на невостребованную земельную долю.
За муниципальным образованием "Шарканское" признано право муниципальной собственности на земельную долю О, ДД.ММ.ГГГГ, площадью 6.0 га. на земельном участке с кадастровым номером N предоставленную на основании Постановления Администрации Шарканского района от 17 января 2001 года N "Об утверждении уточненного списка собственников земельных долей (паев) по закрытому акционерному обществу "Выль сюрес" (без свидетельства о праве собственности на землю).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Анисимовой В.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация муниципального образования "Шарканское" (далее по тексту - Администрация МО "Шарканское", истец) обратилась в суд с иском к О (далее по тексту - ответчик) о признании права собственности на невостребованную земельную долю, мотивируя свои требования тем, что постановлением Администрации Шарканского района от 17 января 2001 года N "Об утверждении уточненного списка собственников земельных долей (паев) по ЗАО "Выль сюрес" в общую долевую собственность граждан в том числе и О был предоставлен земельный участок площадью 2646,0 га, категории: земли сельскохозяйственного назначения, из состава земель, предоставленных ранее ЗАО "Выль сюрес" Шарканского района. Доля каждого собственника была определена в размере 6,0 га. 8 апреля 2015 года в "Информационном вестнике муниципального образования "Шарканское" N, а также на официальном сайте с сети "Интернет" МО "Шарканский район" опубликован список земельных долей, принадлежащих на праве собственности гражданам, которые могут быть признаны невостребованными, а также информация о проведении 13 июля 2015 года собрания участников общей долевой собственности земельных долей бывшего ЗАО "Выль сюрес" в здании Администрации МО "Шарканское". Ввиду того, что из 441 участника общей долевой собственности на собрание явилось 6 человек, в соответствии с п.5 ст.14.1 Федерального закона N 101-ФЗ, общее собрание было признано несостоявшимся. Действуя в соответствии с ч. 7 ст. 12.1 Федерального закона N 101-ФЗ, постановлением от 6 ноября 2015 года N Администрация МО "Шарканское" утвердила список невостребованных земельных долей, в который вошла и земельная доля умершего О. Ответчик О приходится внуком умершему О и наследником его имущества. Возражений от О, а равно от других лиц, о включении земельной доли О в список невостребованных земельных долей не поступило. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, указывая, что ответчик на протяжении более трех лет подряд не распорядился земельной долей, истец просил признать право собственности МО "Шарканское" на земельную долю умершего О
В ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя произведена замена ненадлежащего ответчика О на надлежащего - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Удмуртской Республике (далее по тексту - ответчик, ТУ Росимущества в УР).
В судебном заседании представитель истца МО "Шарканское" - Д, исковые требования поддержала.
В судебное заседание ответчик ТУ Росимущества в УР не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в письменных возражениях просил в удовлетворении иска отказать.
В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) суд рассмотрел дело в его отсутствие и постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ТУ "Росимущества в УР" просит решение суда отменить, полагая, что ответ нотариуса не является безусловным доказательством отсутствия наследников, ответчик надлежащим образом не уведомлял об открытии наследства О и что на территории муниципального образования имеются участки с признаками выморочного имущества, в связи с чем, ответчик не имел возможности зарегистрировать право собственности на землю и распорядиться данными участками по своему усмотрению, что Российская Федерация не поименована в списке лиц, имеющих права на земельный участок, вывод суда о не востребованности земли является необоснованным.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах её доводов, суд апелляционной инстанции находит решение суда законным и обоснованным, постановленным с правильным применением норм материального и процессуального права.
Из материалов дела следует, что согласно уточненному списку собственников земельных долей (паев) по закрытому акционерному обществу "Выль сюрес", утвержденному постановлением главы администрации Шарканского района УР от 17 января 2001 года N "Об утверждении уточненного списка собственников земельных долей (паев) по закрытому акционерному обществу "Выль сюрес", в общую долевую собственность граждан, в том числе О (без выдачи свидетельства на право собственности на землю) предоставлен земельный участок площадью 2646 га категории "земли сельскохозяйственного назначения" из состава земель, представленных ранее ЗАО "Выль сюрес". Доля каждого собственника определена в размере 6 га.
Согласно справке Отдела ЗАГС Администрации МО "Шарканский район" УР от 14 марта 2016 года N О ДД.ММ.ГГГГ
Из сообщения нотариуса N от 11 марта 2016 года наследственное дело после смерти О не заводилось, с заявлениями о принятии наследства никто не обращался.
Согласно справке Администрации муниципального образования "Шарканское" от 12.02.2016 года на день смерти О проживал по адресу: "адрес" вместе с ним проживала дочь О, внук О с детьми и супругой.
Как следует из справки о смерти N от 7 апреля 2016 года О умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 75).
Доказательств, подтверждающих, что О приходилась дочерью О, то есть являлась наследником принявшим наследство после его смерти, нет.
Согласно ответу Комитета по делам ЗАГС при Правительстве Удмуртской Республики от 12 апреля 2016 года N на запрос суда, записи акта о рождении О, ДД.ММ.ГГГГ не имеется. Проверка проведена с 1 января 1926 по 31 декабря 1932 г.
Из выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 29 января 2016 г. следует, что государственная регистрации права собственности на долю О в указанном земельном участке не производилась.
В печатном средстве массовой информации МО "Шарканское" - "Информационный вестник муниципального образования "Шарканское" N от 8 апреля 2015 года, а также на официальном сайте в сети "Интернет" МО "Шарканский район" были опубликованы списки невостребованных земельных долей, в том числе земельная доля О
В "Информационном вестнике муниципального образования "Шарканское" N от 8 апреля 2015 года размещено объявление о проведении 13 июля 2015 года в 16-30 общего собрания собственников земельных долей бывшего ЗАО "Выль- Сюрес".
Постановлением N от 6 ноября 2015 года Администрации муниципального образования "Шарканское" утвержден список невостребованных земельных долей, расположенных на землях ЗАО "Выль сюрес". В указанном списке значится спорная земельная доля О.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, руководствовался п.2 ст. 12.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 N-Ф, согласно которой невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Вышеуказанные выводы суда судебная коллегия полагает верными, так как они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены исследованными доказательствами, оценка которых произведена судом по правилам статей 56, 67 ГПК РФ.
В соответствии с п. 5 ст. 79 ЗК РФ использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 г. N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее по тексту - ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения") названный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Положениями вышеуказанного закона предусмотрены основания и порядок признания земельной доли, принадлежащей на праве собственности гражданину, невостребованной.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд признается невостребованной земельной долей в установленном порядке.
При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в ЕГРП, не могут быть признаны невостребованными земельными долями.
В соответствии с п. 2 ст. 12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 г.N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Согласно п. 4 ст. 12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
В силу п. 5 ст. 12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
В соответствии с п. 6 ст. 12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
Согласно п. 7 ст. 12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" с даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными.
В соответствии с п. 8 ст. 12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном названной статьей порядке невостребованными.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований Администрации Муниципального образования "Шарканское" Удмуртской Республики в отношении принадлежавшей О земельной доли, поскольку истцом указанная земельная доля обоснованно признана невостребованной с соблюдением положений Федерального закона от 24.07.2002 г. N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
При этом чьи-либо права на выражение своего волеизъявления в отношении указанной невостребованной земельной доли нарушены не были.
Согласно ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным. Выморочное имущество, за исключением жилых помещений, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В настоящее время полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом от имени Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N432, п. 4.1.4 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике, утвержденного приказом Росимущества N 63 от 5 марта 2009 года, п.п. 5 и 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании".
Выморочное имущество (за исключением жилых помещений), при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации. Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации в лице соответствующих органов (в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Вместе с тем, положения ст. 1151 ГК РФ не могут являться препятствием для признания выморочных земельных долей невостребованными и в дальнейшем для признания права муниципальной собственности на них. Возможность признания выморочных земельных долей невостребованными установлена п. 2 ст. 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Как следует из представленных в дело доказательств, до принятия Администрацией МО "Шарканское" постановления об утверждении списка невостребованных земельных долей Российская Федерация в лице ТУ Росимущества в УР мер по оформлению права государственной собственности на спорную земельную долю не принимала. ТУ Росимущества в УР после опубликования списков невостребованных земельных долей и до принятия постановления об утверждении списка невостребованных земельных долей своих возражений относительно включения спорной земельной доли в указанный список не представило, о своих правах на данную земельную долю не заявило. Отсутствие возражений относительно включения спорной земельной доли в список невостребованных земельных долей послужило основанием для признания этой доли невостребованной. При этом в силу п. 7 ст. 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения невостребованной данная доля признается с даты утверждения списка долей.
Судебной коллегией отклоняются доводы ТУ Росимущества в УР о том, что оно не имело возможности заявить о своих правах на спорную земельную долю, поскольку узнало о ней только после получения искового заявления. Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения не обязывает орган местного самоуправления при решении вопроса о признании земельных долей невостребованными уведомлять уполномоченный распоряжаться выморочным имуществом государственный орган о существовании выморочных земельных долей. Равно такая же обязанность не возлагается данным Федеральным законом, а также и Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N4462-1 и на нотариуса.
Порядок уведомления заинтересованных лиц о включении земельной доли в список невостребованных земельных долей установлен п. 4 ст. 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения и является единым для всех заинтересованных лиц. Данный порядок Администрацией МО "Шарканское" соблюден.
Этот порядок, вопреки утверждению ТУ Росимущества в УР, не предусматривает обязанности указывать в публикуемом в средстве массовой информации и на официальном сайте в сети "Интернет" списке невостребованных земельных долей сведения о том, что земельные участки являются выморочными.
Данные обстоятельства при соблюдении Администрацией МО "Шарканское" порядка признания земельной доли невостребованной являются основаниями для признания этой доли невостребованной и признания права муниципальной собственности на нее.
Доводы жалобы о том, что истцом не предприняты все меры по установлению наследников О противоречат материалам дела. Факт отсутствия наследников, принявших наследство после смерти указанного лица, подтвержден нотариальными сведениями, что позволяет признать принадлежавшую земельную долю названному лицу невостребованной и влечет признание права муниципальной собственности на эту долю.
Нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 19 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Председательствующий В.И. Анисимова
Судьи Ю.В. Долгополова
А.А. Рогозин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.