Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кричкер Е.В.,
судей Сентяковой Н.Н., Машкиной Н.Ф.,
при секретаре Токаревой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 27 июля 2016 года дело по апелляционной жалобе Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска на решение Октябрьского районного суда города Ижевска от 6 мая 2016 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление П.Т.З. об оспаривании решения органа местного самоуправления, возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным отказ Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска от 7 апреля 2016 года в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: "адрес".
Возложить на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска обязанность по выдаче П.Т.З. разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: "адрес"".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Сентяковой Н.Н, выслушав представителя Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска З.Д.В., действующую по доверенности от 28 декабря 2015 года сроком на один год, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца П.Т.З. - Л.Г.В. действующего по доверенности от 15 февраля 2016 года, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
П.Т.З. (далее - административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска (далее? ГУАиГ, административный ответчик) в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: "адрес", о возложении обязанности выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома.
В обоснование заявленных требований указала, что административный истец является собственником вышеуказанного земельного участка. С целью получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома она обратилась в ГУАиГ с соответствующим заявлением. В выдаче разрешения на строительство дома административному истцу было отказано в связи с расположением земельного участка, на котором предполагается строительство индивидуального жилого дома, в границах территории, на которую действие градостроительных регламентов не распространяется (красные линии). Постановлением Администрации города Ижевска от 19 июля 2013 года N 829 утвержден проект планировки территории, включающей жилые районы Александровский и Юго-Западный в Ленинском административном районе, согласно которому на вышеуказанном земельном участке предполагается улично-дорожная сеть с внутриквартальными проездами рядом с зоной жилой застройки индивидуальными жилыми домами. Из представленной схемы планировочной организации земельного участка следует, что коэффициент застройки превышает 20% (фактически 41.2%), коэффициент плотности застройки превышает значение 0,4 (фактически 0,8), что является нарушением градостроительных регламентов, установленных Правилами землепользования и застройки города Ижевска в отношении объектов индивидуального жилищного строительства. Считает, что отказ в выдаче разрешения на строительство является незаконным.
Административный истец, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного истца Л.Г.В. в судебном заседании доводы и требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика З.Д.В., требования административного искового заявления не признала, просила оставить его без удовлетворения в связи с его необоснованностью.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Суд постановилвышеуказанное решение.
Не согласившись с вынесенным решением, ГУАиГ, в лице представителя З.Д.В., обратилось в Верховный Суд Удмуртской Республики с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в связи с существенным нарушением судом норм материального права, в частности пункта 4 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ). В апелляционной жалобе также отмечается, что судом не оценены доводы отказа в выдаче разрешения на строительство в части превышения нормативов для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ - суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела следует и установлено судом, что П.Т.З. является собственником земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок поставлен на кадастровый учет 21 декабря 1999 года, имеет кадастровый N. Разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства.
Приказом Администрации города Ижевска Nп от 3 декабря 2015 года утвержден градостроительный план N N земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по "адрес". Согласно градостроительному плану земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" расположен в красных линиях, действие градостроительного регламента не распространяется.
31 марта 2016 года П.Т.З. обратилась в ГУАиГ с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: "адрес".
Письмом ГУАиГ от 7 апреля 2016 года N административному истцу отказано в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома для проживания одной семьи, в связи с тем, что земельный участок, на котором предполагается строительство индивидуального жилого дома, расположен в границах территории, на которую действие градостроительных регламентов не распространяется (красные линии). Постановлением Администрации города Ижевска от 19 июля 2013 года N829 утвержден проект планировки территории, включающей жилые районы Александровский и Юго-Западный в Ленинском административном районе, согласно которому на вышеуказанном земельном участке предполагается улично-дорожная сеть с внутриквартальными проездами рядом с зоной жилой застройки индивидуальными жилыми домами. На представленной схеме планировочной организации земельного участка коэффициент плотности застройки и процент застройки превышают нормативный, что является нарушением градостроительных регламентов.
Полагая, что отказ в выдаче разрешения на строительство нарушает права и интересы, препятствует собственнику использовать земельный участок по прямому назначению, административный истец обратился в суд с настоящим заявлением.
Проанализировав представленные документы, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку разрешенный вид использования земельного участка "индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства" не противоречит градостроительному плану земельного участка и основания для отказа в предоставлении разрешения на строительство, предусмотренные пунктом 13 статьи 51 ГрК РФ, отсутствуют.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы, в частности, правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка (часть 7 статьи 51 ГрК РФ).
В соответствии с пунктами 2, 4, 5, 9 статьи 1, статьей 36, частью 5 статьи 41 и частью 3 статьи 44 ГрК РФ градостроительный план земельного участка представляет собой техническую документацию по планировке территории (ее развитию, определению границ и функционального назначения, размещению объектов капитального строительства), содержащую: сведения о границах земельного участка; границах зон действия публичных сервитутов; о минимальных отступах от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информацию о градостроительном регламенте (видах разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства; предельных (минимальных и (или) максимальных) размерах земельных участков и предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства.В силу статьи 209 ГК РФ собственник вправе свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью.
Согласно статье 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.
В соответствии со статьей 263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос - при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.
Согласно части 7 статьи 36 ГрК РФ использование земельных участков, на которые градостроительный регламент не распространяется или для которых градостроительные регламенты не распространяются, определяются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления.
Правила землепользования и застройки города Ижевска, утвержденные решением Городской думы города Ижевска 27 ноября 2007 года N 344 (далее - Правила) указывают, что принадлежащий административному истцу земельный участок не располагается в составе жилых зон, а расположен в красных линиях, в связи с чем, действие градостроительных регламентов на данную территорию не распространяется.
Согласно пункту 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В целом, основными задачами красных линий являются: отграничение территорий общего пользования от иных территорий, определение границ земельных участков, на которых расположены линейные объекты.
Красные линии сами по себе не создают ограничений или запретов для собственников земельных участков, так как они являются лишь условными обозначениями в проекте планировки территории и проекте межевания территории границ публичных земель или местоположения линейных объектов (существующих или проектируемых).
Судебная коллегия отмечает, что красные линии не являются сервитутами или ограничениями прав правообладателей земельных участков, поскольку они не запрещают строительную деятельность или иную хозяйственную деятельность на земельных участках и не предоставляют права доступа на чужие земельные участки. Красными линиями запрещается или ограничивается застройка земельных участков не в силу того, что устанавливаются или ограничиваются права, а в силу иных причин.
Под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 ГрК РФ).
Поскольку в ГрК РФ указывается на то, что земли общего пользования должны быть сформированы в виде соответствующих земельных участков, судебная коллегия полагает, что названные ограничения возникают на стадии образования соответствующих земельных участков, а не на стадии подготовки и утверждения проекта планировки территории, в котором отображаются красные линии.
Статья 56 ЗК РФ предусматривает возможность ограничения прав на землю по основаниям, установленным Кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок и сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу статьи 56.1 ЗК РФ предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 настоящего Кодекса права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд. Ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Таким образом, резервирование земель относится к числу ограничений и является предпосылкой к последующему изъятию участка для государственных или муниципальных нужд. Ограничения прав на земельный участок, возникшие на основании акта о резервировании земель, подлежат государственной регистрации в силу статьи 56 ЗК РФ. Не прошедшие государственной регистрации ограничения, указанные в акте о резервировании земель для публичных нужд, не влекут предусмотренных законом обременений для собственников, пользователей, землевладельцев и арендаторов этих участков.
Судебная коллегия отмечает, что свидетельство о государственной регистрации права от 19 декабря 2011 года, выданное П.Т.З., кадастровая выписка о земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" от 15 октября 2015 года, не содержат указаний на какие-либо ограничения в пользовании, владении П.Т.З. земельным участком, красные линии в выписке также не обозначены. Таким образом, красные линии в рассматриваемом случае являются планируемыми, а не существующими.
Также судебная коллегия отмечает, что к моменту разрешения спора в суде, административным ответчиком не представлено ни одного доказательства, подтверждающего введение ограничения прав собственника по отношению к спорному земельному участку.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, а также при рассмотрении апелляционной жалобы ГУАиГ, установлено, что утвержденный Постановлением Администрации города Ижевска от 19 июля 2013 года N 829 проект планировки территории, включающий жилые районы Александровский и Юго-Западный в Ленинском административном районе, планируется к реализации в будущем периоде времени; в настоящее время требования к собственникам об изъятии земельных участков не направляются. В связи с изложенным, судебная коллегия полагает, что само существование проекта планировки территории, при отсутствии доказательств его реализации, не может являться основанием для ограничения прав собственника на использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением.
Таким образом, отказ П.Т.З. в выдаче разрешения на строительство жилого дома на принадлежащем ей земельном участке по мотиву расположения его земельного участка в квасных линиях, нарушает его права собственника, приводит к конфликту частного и публичного интереса, при разрешении которого, следует исходить из того, что органом местного самоуправления не предоставлены доказательства наличия каких-либо ограничений на спорный земельный участок по состоянию на дату обращения заявителя с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома, не возможности сочетания строительства индивидуального жилого дома с разрешенным видом использования земельного участка, существования обстоятельств, препятствующих выдаче в установленном статьей 51 ГрК РФ порядке разрешения на строительство.
Разрешенное использование земельного участка - индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства, что отражено в свидетельстве о праве собственности на земельный участок, кадастровой выписке о земельном участке. Сведения об иных видах разрешенного использования данного земельного участка отсутствуют.
Основания для отказа в выдаче разрешения на строительство в части превышения предельно допустимых размеров коэффициента застройки и коэффициента плотности застройки, установленных Правилами также являются необоснованными. Так, Правилами установлены предельно допустимые размеры коэффициента застройки и коэффициента плотности застройки для земельных участков, расположенных в территориальных зонах. Поскольку земельный участок, принадлежащий П.Т.З., в границах территориальных зон не располагается, то применять к проектируемому объекту недвижимости коэффициент застройки и коэффициент плотности застройки, установленный Правилами для территориальных зон по предельным параметрам земельного участка и объекта капитального строительства (по мнению административного ответчика это зона Ж-3), нельзя.
При указанных обстоятельствах, основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, изложенные в письме за N от 7 апреля 2016 года, отсутствовали.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения.
Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию административного ответчика в суде первой инстанции, основаны на неправильном применении и толковании норм материального права и не могут повлечь отмену правильного по существу решения.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 6 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ГУАиГ Администрации г. Ижевск - без удовлетворения.
Председательствующий судья Е.В. Кричкер
судьи: Н.Н. Сентякова
Н.Ф. Машкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.