Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кричкер Е.В.,
судей Бурова А.И.,
Машкиной Н.Ф.
при секретаре Токаревой М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 27 июля 2016 административное дело по апелляционной жалобе Т.А.К.
на решение Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 4 мая 2016 года по делу N 2а-1177/2016, которым постановлено:
"Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Удмуртской Республике к Т.А.К. о взыскании обязательных платежей удовлетворить.
Взыскать с Т.А.К., проживающего по адресу: "адрес", в доход бюджета на счет получателя платежа УФК по УР, ИНН получателя 1827019000 (Межрайонная ИФНС России N 5 по Удмуртской Республике); ГРКЦ НБ УР г. Ижевск на р/с 40101810200000010001:
- задолженность по транспортному налогу в сумме "данные изъяты" рубля, КБК 18210604012021000110, ОКАТО 94740000;
- пени по транспортному налогу в сумме "данные изъяты" рубля, КБК 18210604012022100110, ОКАТО 94740000;
- земельный налог в сумме "данные изъяты" рублей, КБК 18210606042041000110, ОКАТО 94740000;
- пени по земельному налогу в сумме "данные изъяты" рубль, КБК 18210606042042100110, ОКАТО 94740000.
Взыскать с Т.А.К. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере "данные изъяты" рублей."
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Бурова А.И., судебная коллегия
установила:
Межрайонная ИФНС России N 5 по УР обратилась в суд с административным иском к Т.А.К. о взыскании обязательных платежей.
Свои требования мотивирует тем, что Т.А.К. является налогоплательщиком транспортного налога. Объектом налогообложения транспортным налогом в ДД.ММ.ГГГГ году по сведениям, имеющимся в Межрайонной ИФНС России N 5 по Удмуртской Республике, являлись транспортные средства, указанные в приложении N 1. Сумма транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год составила "данные изъяты" рубля (расчёт налога: (140,1 л/с х 20 руб.) + (325 л/с х 100 руб.). В установленный законодательством срок сумма транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ года полностью не уплачена. На основании ст. 75 НК РФ налоговым органом начислено пени, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в сумме "данные изъяты" рубля (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" рубля х 90 дней х 8,25% ставка рефинансирования (расчетная ставка 0,000275) + с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" рублей х 75 дней х 11 % ставка рефинансирования (расчетная ставка 0,000367)).
Кроме того, Т.А.К. по данным, представленным Управлением Росреестра УР и органами технической инвентаризации в Межрайонную ИФНС N 5 по УР, имеет в собственности земельные участки: по адресу: "адрес" кадастровая стоимость "данные изъяты" руб. (1/9 доли); по адресу: "адрес", кадастровая стоимость "данные изъяты" рублей; по адресу: "адрес", кадастровая стоимость "данные изъяты" руб. Указанные земельные участки являются объектом налогообложения земельным налогом и в соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщики земельного налога обязаны уплачивать налог ежегодно. Согласно решению органов местного самоуправления, ставки по земельному налогу установлены от категории земли в процентном соотношении от кадастровой стоимости участка, земли поселений - 0,3 %.
Должнику налоговым органом направлено уведомление о необходимости уплатить земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ год. Сумма налога за ДД.ММ.ГГГГ год составила "данные изъяты" рубль, с учетом переплаты по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год задолженность по земельному налогу составила "данные изъяты" рублей. Расчёт налога ( "данные изъяты" руб. х 0,3 % / 9) + ( "данные изъяты" руб. х 0,3 % + ( "данные изъяты" руб. х 0,3%) - "данные изъяты" руб. оплата. Плательщику направлены требования об уплате налога, пени с предложением добровольно исполнить обязанность по уплате налога, пени. На основании ст. 75 НК РФ налоговым органом начислено пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в сумме "данные изъяты" рубль (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (90 дней) по ставке рефинансирования 8,25% (расчетная ставка 0,000275) от суммы задолженности "данные изъяты" руб. + за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (75 дней) по ставке рефинансирования 11 % (расчетная ставка 0,000367) от суммы задолженности "данные изъяты" руб.).
Просит взыскать с Т.А.К. задолженность по транспортному налогу в сумме "данные изъяты" рубля, КБК 18210604012021000110, ОКАТО 94740000; пени "данные изъяты" рубля, КБК 18210604012022100110, ОКАТО 94740000; земельный налог в сумме "данные изъяты" рублей, КБК 18210606042041000110, ОКАТО 94740000; пени "данные изъяты" рубль, КБК 18210606042042100110, ОКАТО 94740000.
Суд постановилвышеуказанное решение.
В жалобе Т.А.К. указывает на то, что указанное в решении требование N об уплате земельного налога, транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ он не получал. Им получено налоговое уведомление N от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного и земельного налогов за ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения по данному требованию ДД.ММ.ГГГГ Считает, что истцом пропущен срок подачи искового заявления о взыскании обязательных платежей за ДД.ММ.ГГГГ. Просит решение суда отменить.
В поступивших письменных возражениях на апелляционную жалобу, Межрайонная ИФНС России N5 по УР просит оставить жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени апелляционного рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Исследовав материалы административного дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Подпунктом 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ установлена обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах - пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Т.А.К. в ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником земельных участков, расположенных по адресу:
- "адрес";
- "адрес";
- "адрес".
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии с п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Согласно п. 1 ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с п. 2 ст. 2 решения Сарапульской городской Думы от 25 ноября 2010 года N 7-18 "О земельном налоге на территории муниципального образования "Город Сарапул" налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах: 0,3 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не отнесенный к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
Согласно п. 2 ст. 3 решения Сарапульской городской Думы от 25 ноября 2010 года N 7-18 "О земельном налоге на территории муниципального образования "Город Сарапул" (в редакции решения Сарапульской городской Думы от 20.09.2012 года N 3-270) налогоплательщики - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают налог на основании налогового уведомления не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Кроме того, из материалов дела следует, что в ДД.ММ.ГГГГ Т.А.К. являлся собственником автомобилей:
- легковой автомобиль "данные изъяты", г/н N, мощность двигателя (л.с.) - 140.00;
- легковой автомобиль "данные изъяты", г/н N, мощность двигателя (л.с.) - 325.00.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 358 НК РФ).
Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (ст. 359 НК РФ).
На основании ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства (ст. 361 НК РФ).
Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. (ст. 363 НК РФ).
В соответствии со ст. 2 Закона УР от 27 ноября 2002 года N 63-РЗ "О транспортном налоге в Удмуртской Республике" налогообложение производится в зависимости от мощности двигателя, валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, без учета срока полезного использования транспортного средства.
Налоговые ставки устанавливаются в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства: автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): свыше 250 л/с=100 руб., до 150 л/с=20 руб.
Таким образом, из вышеприведённых норм видно, что плательщиком транспортного налога является физическое лицо, на которое зарегистрированы транспортные средства, поэтому ответчик является налогоплательщиком данного налога.
Административным истцом направлялось по почте административному ответчику уведомление N и требование N (л.д.5) об уплате земельного налога и транспортного налога, однако в установленный срок - до ДД.ММ.ГГГГ задолженность погашена не была.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно требованию N об уплате земельного налога, транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ и об уплате пени, срок для исполнения Межрайонной ИФНС России N 5 по УР установлен - до ДД.ММ.ГГГГ. В суд с административным иском Межрайонная ИФНС России N 5 по УР обратилась ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, административный иск подан в суд своевременно.
Правильно установив обстоятельства дела, суд на основании приведенных правовых норм, принимая во внимание отсутствие в материалах дела письменных доказательств оплаты Т.А.К. взыскиваемой суммы, не усмотрев оснований для освобождения административного ответчика от обязанности по уплате образовавшейся недоимки, удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Расчет задолженности, представленной Межрайонной ИФНС России N 5 по УР, судом апелляционной инстанции проверен. Возражений ответчика относительно размера подлежащих взысканию сумм пеней не последовало.
Судебная коллегия признает расчет верным.
Правильно установив обстоятельства дела, применив материальный закон, регулирующий правоотношения сторон, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных Межрайонной ИФНС России N 5 по УР требований о взыскании с Т.А.К. задолженности в общей сумме "данные изъяты" руб.
Поскольку административные исковые требования судом удовлетворены в полном объеме, не вызывает сомнений и вывод суда, основанный на положениях статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 114 КАС Российской Федерации, о взыскании с Т.А.К. государственной пошлины в сумме "данные изъяты" руб.
Доводы жалобы Т.А.К. о пропуске срока подачи искового заявления о взыскании обязательных платежей за ДД.ММ.ГГГГ судебная коллегия признает не состоятельными по следующим основаниям.
Согласно п.2 ст. 52 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами.
В соответствии с п.4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В соответствии с вышеуказанным, налоговым органом в адрес Т.А.К. было направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты до ДД.ММ.ГГГГ сумм транспортного и земельного налогов (л.д. 6). Факт получения данного уведомления не оспаривается и указывается Т.А.К. в тексте жалобы (п.2).
В связи с неоплатой налогов, в соответствии со ст. 69 НК РФ в адрес Т.А.К. было направлено требование об уплате, в котором указан срок, до которого требуется погасить задолженность - ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5).
Факт направления уведомления и требования подтвержден административным истцом реестром почтовых отправлений с отметкой органов почтовой связи о поступлении отправлений и сведений из информационного ресурса Почты России об отслеживании поятовых отправлений.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Аналогичный срок установлен ч. 2 ст. 286 КАС РФ.
Таким образом, срок для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки истекал ДД.ММ.ГГГГ.
В свою очередь, Межрайонная ИФНС России N 5 по УР обратилась в Сарапульский городской суд с заявлением о взыскании обязательных платежей ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах предусмотренного срока.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального и материального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу решения, допущено не было.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 4 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Т.А.К. - без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Кричкер
судьи: А.И. Буров
Н.Ф. Машкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.