Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кричкер Е.В.,
при секретаре судебного заседания Токаревой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Ж.С.Г. об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Ж.С.Г. (далее по тексту - ИП Ж.С.Г., административный истец) обратилась в Верховный Суд УР с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости. Просила установить следующие размеры кадастровой стоимости следующих земельных участков:
- с кадастровым номером 18:26:050972:122, общей площадью 1 839 кв. м, по адресу: УР, г. Ижевск, ул. Орджоникидзе, 1а, в размере 1 365 003 рублей;
- с кадастровым номером 18:26:040630:77, общей площадью 10 887 кв. м, по адресу: УР, г. Ижевск, пр. Дерябина, 2/94, - 1 543 847 рублей;
- с кадастровым номером 18:26:040568:22, общей площадью 1 782 кв. м, по адресу: УР, г. Ижевск, ул. Живсовхозная, 81а, - 561 183 рублей;
- с кадастровым номером 18:26:050754:14, общей площадью 3 303 кв. м, по адресу: УР, г. Ижевск, ул. В. Сивкова, 12а, - 2 416 197 рублей;
- с кадастровым номером 18:27:070102:8, общей площадью 69 625 кв. м, по адресу: УР, г. Воткинск, ул. Кирпичнозаводская, 4б, - 2 592 757 рублей;
- с кадастровым номером 18:27:070102:11, общей площадью 5 423 кв. м, по адресу: УР, г. Воткинск, ул. Кирпичнозаводская, 4б, - 290 593 рубля.
Административный иск мотивировала тем, что первые два из вышеназванных земельных участков принадлежат ей на праве аренды, а остальные - на праве собственности, за что она, соответственно, платит арендную плату и земельный налог в сумме, зависящей от их кадастровой стоимости. Размер последней существенно превышает их рыночную стоимость, чем затрагивает права и обязанности административного истца как плательщика арендной платы и земельного налога (т.1 л.д.4, 5).
Определением суда от 14 июля 2016 года требования об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 18:26:040630:77, 18:27:070102:8 и 18:27:070102:11 выделены в отдельное производство (т.3 л.д.245).
В связи с чем, в рамках настоящего административного дела рассматриваются требования об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 18:26:050972:122, 18:26:040568:22 и 18:26:050754:14, расположенных на территории города Ижевска.
Административный истец ИП Ж.С.Г. была своевременно извещена о времени и месте рассмотрения административного дела, но в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без её участия (т.3 л.д.220, 221).
В силу ч.4 ст.247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) суд рассмотрел административное дело в отсутствие административного истца, с участием её представителя.
В судебном заседании представитель административного истца У.Е.И. (доверенность 18 АБ 0760096 от 10 декабря 2015 года сроком на три года, диплом ВСГ 1870129 от 04 июля 2007 года, регистрационный номер 86579 от 11 июля 2007 года, т.1 л.д.6, 7) поддержал требования своего доверителя, ссылаясь на доводы, изложенные в административном иске, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Правительства УР К.С.В. (доверенность N7-198/33 от 09 декабря 2015 года сроком по 09 декабря 2016 года, диплом ВСБ 0229391 от 18 июня 2003 года, регистрационный номер 63845 от 03 июля 2003 года, т.3 л.д.200, 201) в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных ИП Ж.С.Г. требований, полагая правомерными предоставленные ею Отчёты об оценке рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 18:26:050972:122, 18:26:040568:22 и 18:26:050754:14.
Представитель заинтересованного лица - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Удмуртской Республике (далее по тесту - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по УР) М.М.Н. (доверенности N 18/2015-99 от 21 сентября 2015 года сроком на три года, (в порядке передоверия) N 01-19/2015 от 08 октября 2015 года сроком до 21 сентября 2018 года, диплом К N 56856 от 14 декабря 2011 года, регистрационный номер 684 от 22 декабря 2011 года, т.3 л.д.208-210) в судебном заседании пояснил, что земельные участки с кадастровыми номерами 18:26:050972:122, 18:26:040568:22 и 18:26:050754:14 являются ранее учтёнными, их кадастровая стоимость установлена Постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N, и с момента её внесения в государственный кадастр недвижимости качественные и количественные характеристики данных земельных участков не менялись (т.3 л.д.211-213).
Представитель заинтересованного лица - Администрации г. Ижевска Х.И.Ф. (доверенность N 5641/01-33ДО от 09 ноября 2015 года сроком на один год, диплом 101805 0015301, регистрационный номер 1127 от 09 июля 2016 года, т.3 л.д.222, 223) в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований административного истца, не оспаривала представленные им Отчёты об оценке.
Административный ответчик - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее по тексту - Управление Росреестра по УР) был своевременно извещён о времени и месте рассмотрения административного дела, но в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил (т.3 л.д.199).
В силу ч.4 ст.247 КАС РФ административное дело рассмотрено судом в его отсутствие.
От представителя административного ответчика - Управления Росреестра по УР Т.Е.В. (доверенность N 138 от 23 декабря 2015 года сроком до 31 декабря 2016 года, диплом ВСГ 2974669 от 28 января 2009 года, т.3 л.д.202, 203) поступили в суд письменные пояснения, согласно которым Управление Росреестра по УР не возражает против удовлетворения требований ИП Ж.С.Г., и установленная судом кадастровая стоимость будет внесена органом кадастрового учёта в государственный кадастр недвижимости в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления настоящего решения суда в законную силу (т.3 л.д.204-207).
Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованных лиц, изучив и проанализировав материалы административного дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что требования, заявленные ИП Ж.С.Г., подлежат удовлетворению, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Исходя из системного толкования правовых норм, содержащихся в пунктах 1 и 5 статьи 65 ЗК РФ, кадастровая стоимость земельных участков устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения и определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.
Согласно материалам административного дела, ИП Ж.С.Г. на праве собственности принадлежат:
земельный участок с кадастровым номером 18:26:040568:22, общей площадью 1 782 ? 15 кв. м, по адресу: УР, г. Ижевск, ул. Живсовхозная, 81а, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права 18 АБ N581492 от 17 сентября 2012 года (т.1 л.д.50);
земельный участок с кадастровым номером 18:26:050754:14, общей площадью 3 303 ? 20,1 кв. м, по адресу: УР, г. Ижевск, ул. В. Сивкова, 12а, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права 18 АВ N109708 от 03 октября 2014 года (т.1 л.д.51).
Кроме того, соглашением N 5014/2 от 15 июня 2015 года Ж.С.Г., вместо выбывшего Ж.О.А., вступила в качестве "Арендатора" в договор аренды земельного участка N 5014 от 30 декабря 2010 года, согласно которому Администрация г. Ижевска (Арендодатель) сдала Арендатору в пользование на условиях аренды земельный участок с кадастровым номером 18:26:050972:122 для завершения строительства четырехэтажного здания с мансардой (т.1 л.д.16-31).
Расчёт арендных платежей по договору аренды производится на основании постановления Правительства УР N172 от 06 ноября 2007 года по формуле, одним из составляющих которой является кадастровая стоимость земельного участка (т.1 л.д.23).
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
Вышеизложенные законоположения свидетельствуют о том, что установление рыночной стоимости объектов недвижимости относится к сфере административных правоотношений, т.к. одной из сторон этих отношений являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение о проведении кадастровой оценки земельных участков и впоследствии утвердившие их кадастровую стоимость, органы, выполняющие функции по государственной кадастровой оценке и государственному кадастровому учёту, а также органы местного самоуправления, являющиеся получателями земельного налога и арендной платы.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. При этом в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости Закон об оценочной деятельности предусматривает, в том числе, и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Причём для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (ч.3 ст.24.18 Закона об оценочной деятельности).
Суд признаёт, что в силу главы 3 Гражданского кодекса РФ и пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ индивидуальный предприниматель - это физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, поэтому на него не распространяются требования Закона об оценочной деятельности о соблюдении досудебного порядка обращения в Комиссию.
Суд установил, что кадастровая стоимость учтённого земельного участка с кадастровым номером 18:26:050754:14, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости 27 мая 2004 года, определена Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 ноября 2015 года N531 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2015 года" (далее по тексту - Постановление N531) и составляет 5 664 777,12 руб. (строка 66260 приложения N1);
кадастровая стоимость учтённого земельного участка с кадастровым номером 18:26:040568:22, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости 25 декабря 2009 года, определена Постановлением N531 и составляет 2 150 018,64 руб. (строка 47760 приложения N1);
кадастровая стоимость учтённого земельного участка с кадастровым номером 18:26:050972:122, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости 19 октября 2010 года, также определена Постановлением N531 и составляет 5 205 160,77 руб. (строка 70401 приложения N1).
Указанные размеры кадастровой стоимости вышеназванных земельных участков являются актуальными на момент обращения административного истца в суд (т.1 л.д.10, 12, 13, 133, т.2 л.д.69, 101).
При таких обстоятельствах, полагая, что установленные размеры кадастровой стоимости земельных участков не соответствуют их рыночной стоимости, чем нарушаются права административного истца как собственника и арендатора земельных участков, ИП Ж.С.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением, рассматриваемым в рамках настоящего административного дела в порядке административного судопроизводства по правилам главы 25 КАС РФ.
В обоснование заявленных требований административный истец представила в суд Отчёт об оценке N 2/1466-16 от 19 апреля 2016 года, выполненный Обществом с ограниченной ответственностью "Западно-Уральский институт экспертизы, оценки и аудита", согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:050972:122 по состоянию на 01 января 2015 года составляет 1 365 003 рубля, а также Отчёт об оценке N 2/1466/1-16 от 19 апреля 2016 года, выполненный тем же оценщиком, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:050754:14 по состоянию на 01 января 2015 года составляет 2 416 197 рублей, а рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:040568:22 по состоянию на 01 января 2015 года составляет 561 183 рубля (т.1 л.д.54-140, т.2 л.д.1-109).
Кроме того, административный истец представила в суд положительные экспертные заключения N Э-0166/16 от 04 мая 2016 года на Отчёт об оценке N 2/1466-16 от 19 апреля 2016 года и N Э-0167/16 от 04 мая 2016 года на Отчёт об оценке N 2/1466/1-16 от 19 апреля 2016 года, составленные Некоммерческим партнерством "Саморегулируемая организация ассоциации российских магистров оценки"", членом которого является оценщик (т.1 л.д.141-152, т.2 л.д.110-121).
Согласно кадастровым справкам от 09 марта 2016 года на земельные участки с кадастровыми номерами 18:26:050972:122, 18:26:040568:22 и 18:26:050754:14, сведения о размерах их кадастровой стоимости, определённых в соответствии с Постановлением N 531, внесены в государственный кадастр недвижимости 29 декабря 2015 года, после чего кадастровая стоимость данных земельных участков не изменялась (т.1 л.д.10, 12, 13).
В соответствии со статьёй 24.18 Закона об оценочной деятельности, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В связи с чем, суд признаёт, что спорные земельные участки являются ранее учтёнными и вошли в Перечень объектов, чья оценка произведена в рамках государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2015 года.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст.ст.59, 61, 84 КАС РФ, суд считает Отчёт об оценке N 2/1466-16 от 19 апреля 2016 года в отношении земельного участка с кадастровым номером 18:26:050972:122 и Отчёт об оценке N 2/1466/1-16 от 19 апреля 2016 года, правомерность и соответствие положениям действующего законодательства которых подтверждены положительными экспертными заключениями N Э-0166/16 от 04 мая 2016 года и N Э-0167/16 от 04 мая 2016 года, надлежащими, допустимыми и достаточными доказательствами, подтверждающими достоверность указанных в нём величин рыночной стоимости вышеназванных земельных участков по состоянию на 01 января 2015 года.
В ходе подготовки к слушанию настоящего административного дела суд, в силу статей 62, 63, 77 и 78 КАС РФ, разъяснил участвующим в деле административным ответчикам и заинтересованным лицам право заявить ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы в случае их несогласия с требованиями административного истца (т.3 л.д.198 на обороте, 216, 250).
Однако таких ходатайств заявлено не было, поскольку размеры рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 18:26:050972:122, 18:26:040568:22 и 18:26:050754:14, равные 1 365 003 руб., 561 183 руб. и 2 416 197 руб., соответственно, установленные Отчётом об оценке N 2/1466-16 от 19 апреля 2016 года и Отчётом об оценке N 2/1466/1-16 от 19 апреля 2016 года, участники процесса не оспаривали, каких либо обоснованных возражений о несоответствии вышеназванных Отчётов об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности суду не представили (т.3 л.д.251).
Таким образом, завышение размера кадастровой стоимости земельных участков по отношению к их рыночной стоимости влечёт увеличение размера земельного налога и размера арендной платы, что непосредственно затрагивает интересы административного истца, следовательно, его требования об установлении кадастровой стоимости вышеназванных земельных участков в размере их рыночной стоимости, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января года, в котором подано заявление.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения Комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее по тексту - Постановление Пленума Верховного Суда РФ N28) разъяснено, что датой подачи заявления для физических лиц является дата обращения в суд или в Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки, абзацем 2 пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N28 разъяснено, что административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Аналогичная правовая норма содержится в части 3 статьи 245 КАС РФ.
Согласно материалам административного дела, оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, определенные Постановлением N531, были внесены в государственный кадастр недвижимости 29 декабря 2015 года, а с настоящим административным исковым заявлением в суд ИП Ж.С.Г. обратилась 24 июня 2016 года, то есть в пределах установленного законом пятилетнего срока.
Настоящее судебное решение является основанием для внесения сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков органом кадастрового учёта в государственный кадастр недвижимости в размере их рыночной стоимости в соответствии с требованиями статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, а именно с момента вступления судебного постановления в законную силу.
Руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Ж.С.Г. об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость:
земельного участка с кадастровым номером 18:26:050972:122, общей площадью 1 839 ? 15 кв. м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Орджоникидзе, 1а, по состоянию на 01 января 2015 года, в размере его рыночной стоимости, равной 1 365 003 рублям;
земельного участка с кадастровым номером 18:26:040568:22, общей площадью 1 782 ? 15 кв. м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Живсовхозная, 81а, по состоянию на 01 января 2015 года, в размере его рыночной стоимости, равной 561 183 рублям;
земельного участка с кадастровым номером 18:26:050754:14, общей площадью 3 303 ? 20,1 кв. м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. В. Сивкова, 12а, по состоянию на 01 января 2015 года, в размере его рыночной стоимости, равной 2 416 197 рублям.
Датой подачи заявления считать 24 июня 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 18 июля 2016 года.
Председательствующий
судья Верховного Суда УР Кричкер Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.