Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.В. Шакирьянова,
судей Р.Ш. Адиятуллина, Г.А.Абдуллиной,
при секретаре судебного заседания Д.Р.Джураеве,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.В. Шакирьянова гражданское дело по апелляционной жалобе руководителя ИК Новошешминского сельского поселения А.В. Иванова на решение Новошешминского районного суда Республики Татарстан от 06 мая 2016 года. Этим решением постановлено:
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы об отмене решения суда, выслушав представителя ИК Новошешминского сельского поселения - Т.Н. Маланчеву поддержавшую жалобу, заслушав возражения представителя ИК Новошешминского МР РТ - Н.А. Гордеевой против удовлетворения жалобы, руководствуясь ст. ст. 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
установила:
Исполнительный комитет Новошешминского сельского поселения Новошешминского муниципального района РТ обратился в суд с иском к филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан территориальный отдел N 10 (далее по тексту "ФКП Росреестра") и Исполнительному комитету Новошешминского муниципального района РТ о понуждении снять с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами ... и ...
В обосновании требований указывается, что земельные участки входят в состав единого землепользования с кадастровым номером ... , никому не предоставлялись и не используются. Право собственности на земельные участки с вышеуказанными кадастровыми номерами в Новошешминском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" не зарегистрировано, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений. Для снятия данных земельных участков с государственного кадастрового учета истец обращался в территориальный отдел N 10 филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РТ, однако получил отказ.
Представитель истца Исполнительного комитета Новошешминского сельского поселения Новошешминского муниципального района РТ Маланчева Т.Н. в судебном заседании поддержала исковые требования по существу.
Представители ответчиков - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по РТ в лице территориального отдела N 10 Р.З. Ахметшина и Исполнительного комитета Новошешминского муниципального района РТ Н.А. Гордеева возражений против удовлетворения исковых требований не имели и пояснили суду, что указанные земельные участки имеют статус "ранее учтенных", никому не предоставлялись и не используются, однако информация о них содержится в ГКН и в налоговых органах.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по РТ Г.Я. Халиуллин возражений против удовлетворения исковых требований также не имеет.
Суд первой инстанции, оставив исковые требования без удовлетворения, принял изложенное решение.
В апелляционной жалобе представителя ИК Новошешминского сельского поселения ставится вопрос об отмене решения.
При этом указывается, что судом по делу принято неправильное решение, оно препятствует сельскому поселению рационально использовать земельный участок.
В суде апелляционной инстанции представитель истца ИК Новошешминского сельского поселения Т.Н. Маланчева свою жалобу поддержала.
Представитель ИК Новошешминского МР РТ Н.А. Гордеева возражала против отмены решения, просила оставить его без изменения.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Частью 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
В силу части 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд первой инстанции свое решение обосновал следующими положениями действующих законов.
Статьей 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации разъясняется, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Способы защиты гражданских прав и прав на землю определены, соответственно, в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и главе 9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (п. 4 ч. 2 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом о кадастре сведений о недвижимом имуществе.
В силу положений статьи 7 Закона о кадастре, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе в отношении земельного участка кадастровый номер, описание местоположения границ, площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом требований.
Исходя из положений части 5 статьи 4, статьей 16, 20, 22 Закона о кадастре, сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Федеральным законом порядке документов, то есть кадастровый учет недвижимого имущества носит заявительный характер.
В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона о кадастре орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Закона о кадастре особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Земельным участкам, государственный кадастровый учет которых осуществляется до вступления в силу Закона (до 01.03.2008) временный статус не присваивался.
Статья 45 Закона о кадастре предусматривает, что государственный кадастровый учет, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу указанного Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 Закона о кадастре особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом (ранее учтенными объектами недвижимости).
Согласно положениям пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
В соответствии с положениями части 3 статьи 1 Закона о кадастре кадастровым учетом признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом о кадастре сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии со статьей 5 Закона о кадастре, каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
Частью 1 статьи 16 Закона о кадастре предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено Законом о кадастре, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Законом о кадастре для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы).
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером ... , местоположением: "адрес", категории земель населенных пунктов, разрешенным использованием для сельского хозяйства на государственный кадастровый учет поставлен 09.08.2006, имеет статус "ранее учтенный", что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 03 февраля 2016 года N 99/2016/1993115 (л.д.8).
Как следует из кадастровой выписки о земельном участке от 03 февраля 2016 года N 99/2016/1993115 земельные участки с кадастровыми номерами ... и ... входят в состав земельного участка с кадастровым номером ... (л.д.9).
С момента постановки на кадастровый учет эти земельные участки никем не используются и в собственность третьих лиц не переданы, что подтверждается уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений (л.д. 5-7).
Письмом филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РТ территориальный отдел N 10 от 12.02.2016 N 57 истцу в снятии с государственного кадастрового учета вышеуказанных земельных участков отказано в связи с тем, что они имеют статус "ранее учтенный", и могут быть сняты с государственного кадастрового учета на основании решения суда, принятого в результате разрешения земельного спора в соответствии со ст. 64 Земельного кодекса РФ (л.д.4).
В силу части 6 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Из заявленных требований истца спора о границах земельных участков не усматривается, порядок постановки на учет вышеуказанных земельных участков истцом не оспаривается, доказательств того, что внесенные сведения о земельных участках создают препятствие истцу определить и поставить на кадастровый учет границы земельного участка в счет выделяемой доли, не представлены, в связи с чем суд по настоящему делу не усматривает нарушенного права истца.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу указанного Закона (01.03.2008) или в переходный период его применения (до 01.01.2013) с учетом определенных статьей 43 Закона особенностей, признается юридически действительным. Такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о кадастре. Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, установив, что сведения о спорных земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости 09 августа 2006 года, государственная регистрация прав на земельные участки не осуществлялась, суд пришел к правильному выводу, что данные участки являются ранее учтенными (государственный кадастровый учет которых был осуществлен до 1 марта 2008 года), не являются преобразуемыми или временными.
Снятие с кадастрового учета земельных участков, сведения о которых имеют статус "ранее учтенный", действующим законодательством не предусмотрено.
Принимая во внимание правила действия закона во времени, дату постановки названных земельных участков на кадастровый учет, Закон о кадастре к разрешению настоящего спора о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета не применяется.
Действовавший на момент постановки земельных участков на кадастровый учет Федеральный закон от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", положения о временном характере сведений об объекте недвижимости и исключения таких сведений в отсутствие зарегистрированных прав на объект недвижимости не предусматривал.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указанные земельные участки не являются ни преобразуемыми, ни временными, а имеют статус ранее учтенных, соответственно, обстоятельства, на которые ссылается истец в обоснование своих требований при обращении в суд, не предусмотрены приведенным выше Федеральным законом в качестве основания для снятия земельного участка с кадастрового учета, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
В рассматриваемом случае, само по себе нахождение земельных участков на кадастровом учете не нарушает права истца и не создает угрозы их нарушения, и как следствие необходимость судебной защиты в смысле приведенных выше норм, у него отсутствует.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, проверив доводы сторон, проанализировав собранные в судебном заседании доказательства, дав им надлежащую правовую оценку по правилам ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, принял основанное на законе решение.
Поскольку апелляционная жалоба представителя ИК Новошешминского сельского поселения не содержит каких-либо доводов, оснований для отмены решения суда у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новошешминского районного суда Республики Татарстан от 06 мая 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ИК Новошешминского сельского поселения А.В. Иванова - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.