Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Габидуллиной А.Г.,
судей Нурмиева М.М., Шакировой З.И.,
при секретаре судебного заседания Закировой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Габидуллиной А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе Х.С.Х. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 20 апреля 2016 года, которым отказано в удовлетворении иска Х.С.Х. к Исполнительному комитету муниципального образования "город Набережные Челны" и Министерству образования и науки Республики Татарстан Республики Татарстан о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений и предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Х.С.Х. - М.О.В. в поддержку апелляционной жалобы, судебная коллеги
УСТАНОВИЛА:
Х.С.Х. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования "город Набережные Челны" (далее по тексту ИК МО г.Набережные Челны) и Министерству образования и науки Республик Татарстан о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по обеспечению специализированным жилым помещением и предоставлении специализированного жилого помещения по договору найма соответствующего санитарно-техническим требованиям общей площадью не менее 15 кв.м. В обоснование иска указано, что истица с 1984 года осталась без попечения родителей. В октябре 1984 года Ф.А.М. была назначена ее опекуном. Решением Заинского городского суда Республики Татарстан от октября 1986 года, мать истицы - Х.Г.М. была лишена родительских прав в отношении двух дочерей и они с сестрой переданы на воспитание опекуну. 12 января 2015 года решением Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан был установлен факт, что истица в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. Х.С.Х. зарегистрирована по адресу: "адрес", собственного жилья не имеет, является инвалидом II группы. В соответствии с заключением ВК N318 от 28 ноября 2012 года истица имеет право на первоочередное получение жилой площади и имеет право на дополнительную площадь в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года N817. Истица обращалась к ответчикам с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по обеспечению специализированным жилым помещением и предоставлении специализированного жилого помещения по договору найма, но ей отказали. До достижения Х.С.Х. 23-летнего возраста представители отдела опеки не разъяснили ей о праве на обеспечение жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отсутствие факта постановки на учет в качестве такого лица до достижения истцом 23-летнего возраста, происшедшего в силу невыполнения должностными лицами своих обязанностей по контролю за обеспечением социальных гарантий, не может являться основанием для лишения гарантированного права и нереализованного права на предоставление жилья по указанным основаниям и не освобождает соответствующие органы от предоставления ей жилого помещения.
В судебном заседании Х.С.Х. и ее представитель М.О.В. поддержали заявленные требования.
Представитель ИК МО г.Набережные Челны - Т.А.Р. иск не признала.
Представитель Министерства образования и науки Республики Татарстан Республики У.Н.Ф. иск не признал.
Ф.А.М. поддержала заявленные требования.
Суд отказал в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе Х.С.Х. просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В жалобе ссылается на те же доводы, что и в обоснование своего искового заявления, выражает несогласие с выводами суда. Считает, что судом неправильно применены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Указывает, что имеет право на обеспечение жилым помещением, как лицо из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. При этом юридически значимым и достаточным для удовлетворения ее иска является то, что Х.С.Х. осталась без попечения родителей и имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения. Такое право истицей не было реализовано, истица нуждается в жилом помещении. Указывает, что своевременно обратиться с заявлением для включения истицы в соответствующий в список не имела возможности, поскольку до достижения 23-х летнего возраста представители отдела опеки не разъяснили Х.С.Х., что она имеет право на обеспечение жилым помещением, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с п.1 ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Согласно ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, которого не может быть лишен произвольно.
В соответствии с положениями ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 3, 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренном настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу п. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что Х.С.Х. родилась 08 декабря 1976 года.
Решением Набережночелнинского городского суда РТ от 12 января 2015 года истица признана лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
Мать истицы была лишена родительских прав в отношении нее решением Заинского городского суда РТ от октября 1984 года и над ней была установлена опека.
Истец является инвалидом II группы и имеет право на первоочередное получение жилой площади и получение дополнительной площади в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года N817.
Х.С.Х. зарегистрирована в "адрес", собственником которой является Ф.А.М. Другого жилья истица не имеет.
Постановлением ИК МО г.Набережные Челны от 20 февраля 2014 года Х.С.Х. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как инвалид II группы.
11 августа 2015 года ИК МО г.Набережные Челны ей был направлен ответ, что в настоящее время возможности обеспечения истицу жильем не имеется.
ИК МО г.Набережные Челны направлено сообщение о том, что 10 марта 2013 года в адрес администрации города поступило заявление Х.С.Х. о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, ей был направлен ответ о необходимости предоставления документов.
06 февраля 2014 года истец вновь обратилась в Администрацию Автозаводского района г.Набережные челны с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
20 февраля 2014 года истец принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как инвалид II группы; на момент постановки на учет Х.С.Х. было более 23 лет и она утратила право на меру социальной поддержки как лицо, относящееся к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Ранее Х.С.Х. в Исполнительный комитет не обращалась.
10 января 2013 года истица обращалась с заявлением о постановке на учет как нуждающаяся в жилом помещении как инвалид II группы.
30 марта 2016 года Министерством образования и науки Республики Татарстан по заявлению истца от 03 марта 2015 года вынесено решение N2 об отказе о включении Х.С.Х. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в связи с достижением ею возраста 23 лет.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции исходил из того, что основанием для отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями послужило превышение истцом 23-летнего возраста, что соответствует требованиям закона.
Как следует из преамбулы Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также из статьи 1 указанного ФЗ, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Кроме того, на момент обращения Х.С.Х. в суд она уже была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как инвалид и продолжает состоять на таком учете.
Судебная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции, поскольку истицей не представлено доказательств, что она обращалась с заявлением о включении ее в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, с заявлением о предоставлении жилого помещения до достижения ею возраста 23-х лет, на момент обращения истицы в суд ее возраст составляет 36 лет и в настоящее время она не относится к категории лиц, установленных вышеуказанным Федеральным законом.
В силу вышеприведенных норм права на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ истица должна была обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По смыслу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа распространяется на истицу только при наличии доказательств ее обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения.
Согласно положениям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
О наличии каких-либо обстоятельств, объективно препятствующих реализовать свои жилищные права, истица суду не сообщила, соответствующие доказательства не представлены.
Таким образом, истица не выразила свою волю быть принятой на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обращаясь в уполномоченные органы, до достижения возраста 23 лет без уважительных причин.
В утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от 20.11.2013 "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" разъяснено, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Доводы апелляционной жалобы о том, что несвоевременное обращение по вопросу обеспечения жильем связано с ненадлежащим исполнением органами опеки своих обязанностей, допустимыми доказательствами не подтверждены, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судебной коллегией. Кроме того, с октября 1984 года над несовершеннолетней Х.С.Х. была учреждена опека, опекуном назначена Ф.А.М. Доказательств ненадлежащего исполнения опекуном своих обязанностей в материалах дела также не имеется.
Согласно п.3 ст.36 Гражданского кодекса Российской Федерации опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.
Опекуны и попечители несовершеннолетних должны заботиться об их обучении и воспитании.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводится к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судом первой инстанции, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 20 апреля 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Х.С.Х. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.