Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Габидуллиной А.Г.,
судей Нурмиева М.М. и Шакировой З.И.,
при секретаре судебного заседания Фаизовой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Габидуллиной А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе Х.Х.М. на решение Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 21 апреля 2016 года, которым отказано в удовлетворении иска Х.С.И., Х.Х.М., Х.А.С., Х.А.С. к Исполнительному комитету Бавлинского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительному комитету Кзыл-Яровского сельского поселения Бавлинского муниципального района Республики Татарстан, Главному управлению Министерства чрезвычайной ситуации России по Республике Татарстан об установлении факта постоянного проживания и признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Х.С.И., Х.Х.М., Х.А.С., Х.А.С. обратились в суд с иском к Исполнительному комитету Бавлинского муниципального района Республики Татарстан (далее по тексту - ИК Бавлинского муниципального района РТ), Исполнительному комитету Кзыл-Яровского сельского поселения Бавлинского муниципального района Республики Татарстан, Главному управлению Министерства чрезвычайной ситуации России по Республике Татарстан (далее по тексту - Главное управление МЧС России по РТ) об установлении факта постоянного проживания и признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации. В обоснование исковых требований указано, что принадлежащие истцам жилой дом и надворные постройки по адресу: "адрес" пострадали в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в Бавлинском районе в связи с весенним паводком с 09 апреля 2012 года по 15 апреля 2012 года. Истцы в связи с жизненной необходимостью зарегистрированы в г.Октябрьский Республики Башкортостан, но с 2007 года постоянно проживают в д.Уба по вышеуказанному адресу. После наводнения никаких разъяснительных бесед среди населения о том, что введен режим чрезвычайной ситуации, о возможности обратиться за финансовой помощью, органы местной власти не проводили, о сборе документов и составлении списков на получение финансовой помощи, истцы не знали. О выделении финансовой помощи истцам стало известно лишь в январе 2013 года, когда часть населения получила денежные средства. 22 января 2013 года истцами получен ответ из ИК Бавлинского муниципального района РТ о том, что формирование дополнительных списков и дополнительного финансирования не предусмотрено и разъяснено, что лицам не зарегистрированным в д. "адрес" РТ финансовая помощь не полагается. Истцы просили установить факт постоянного проживания истцов по адресу: "адрес" период чрезвычайной ситуации, возникшей в Бавлинском муниципальном районе РТ в связи с весенним паводком с 09 апреля 2012 года по 15 апреля 2012 года. Признать истцов пострадавшими в результате указанной чрезвычайной ситуации, восстановить пропущенный процессуальный срок для обращения в суд.
В судебном заседании Х.С.И., Х.Х.М. и их представитель Ш.С.В. исковые требования поддержали.
Представитель ИК Бавлинского муниципального района РТ, ИК Кзыл-Яровского сельского поселения Бавлинского муниципального района РТ - К.Р..А иск не признал.
Представитель Главного управления МЧС России по РТ не явился, представил возражение на исковое заявление, просил отказать в удовлетворении иска.
Представитель Управления Федерального казначейства по РТ не явился, в удовлетворении иска просил отказать.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе Х.Х.М. просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении иска. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на те же доводы, что и в обоснование искового заявления. Указывает, что местные власти не информировали должным образом население о введении режима чрезвычайной ситуации, не предприняли необходимых мер об оповещении населения о возможности обращения с заявлением о предоставлении материальной и финансовой помощи. Истцы узнали о возможности получения финансовой помощи уже после получения денежных средств частью жителей. Кроме того, указывает, что законодательством о чрезвычайных ситуациях не установлен пресекательный срок для граждан, в течение которого они могут обратиться за финансовой помощью. Составление актов обследования входит в полномочия органов местного самоуправления, а не граждан.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее Закон N68-ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В силу ст.2 Закона N68-ФЗ правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст.18 Закона N68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (пункт "6").
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 18).
Согласно ч.1 ст.24 Закона N68-ФЗ финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 года N750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из указанного резервного фонда.
Согласно п.2 Правил федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Согласно п.4 Правил при таком обращении должны быть указаны данные о количестве людей, получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба.
В соответствии с абз.2 п.6 Правил перечень и правила оформления обосновывающих документов устанавливаются совместным актом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства финансов Российской Федерации.
В силу абз.2 п.7 Правил в случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок, вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации не рассматривается.
В соответствии с подпунктами "г", "д" пункта 9 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10000 рублей на человека, но не более 50000 рублей на семью), а также оказании гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100000 рублей на человека).
Порядок оформления документов и выделения пострадавшим материальной помощи определяется Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций последствий стихийных бедствий, утвержденными 02.11.2010 года заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Методические рекомендации).
Федеральный орган исполнительной власти и (или) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обратившийся с просьбой в Правительство Российской Федерации о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда в течение месяца подготавливает, согласовывает и представляет в МЧС России и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, обосновывающие документы. Формы обосновывающих документов приведены в приложении к настоящим Методическим рекомендациям.
Ответственность за подготовку обосновывающих документов и достоверность содержащихся в них сведений возлагается на руководителя федерального органа исполнительной власти и (или) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обратившегося в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований резервного фонда, и представившего их в МЧС России и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
В соответствии с п.9 Методических рекомендаций в списки граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи включаются все граждане (включая детей), постоянно проживающие и зарегистрированные в жилом помещении, поврежденном на момент чрезвычайной ситуации. Списки граждан готовятся органом местного самоуправления пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации территории.
Списки граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, подписываются руководителем (его заместителем) ОУФМС России по субъекту Российской Федерации, руководителем (его заместителем) ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, руководителем (его заместителем) органа местного самоуправления и утверждаются руководителем (его заместителем) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.9.2.1 Методических рекомендаций финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации оказывается гражданам только на покупку имущества первой необходимости взамен утраченного, по среднестатистическим ценам Госкомстата России на день чрезвычайной ситуации. К имуществу первой необходимости относится минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, утвержденный Постановлением Минтруда России и Госкомстата России от 28.04.2000 года N36/34, а именно: тарелки, кастрюли, сковороды, чайники, стаканы, чашки, столовые приборы, холодильник, телевизор, стиральная машина, электроутюг, швейная машина, светильник бытовой, часы, шкаф для одежды, шкаф навесной, шкаф-вешалка, зеркало, кровать (диван), столы, стулья, табуреты, электро-газоплиты, водонагреватель или отопительные котлы АГВ. Указанный перечень является закрытым.
В соответствии с требованиями п.9.2.2 Методических рекомендаций граждане включаются в список на получение финансовой помощи на основании проведенного обследования имущества граждан, по результатам которого составляются акты обследования имущества граждан (приложение N7г), которые являются неотъемлемым приложением к спискам граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества. В качестве документов, удостоверяющих личность, принимаются: паспорта нового образца; свидетельства о рождении (только для лиц, не старше 14 лет); справка, удостоверяющая личность и выданная ОУФМС России по субъекту Российской Федерации только в случае утраты паспорта и действительная на момент рассмотрения списка.
Из материалов дела следует, что в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в Бавлинском районе Республики Татарстан в связи с весенним паводком с 09 апреля 2012 года по 15 апреля 2012 года пострадало имущество части жителей д. "адрес" Республики Татарстан. Данная ситуация признана чрезвычайной.
Согласно паспорту серии ... выданному ОВД г.Октябрьского Республики Башкортостан 06 июля 2004 года, Х.С.И., "дата" года рождения, зарегистрирован по адресу: "адрес" с 14 июня 2013 года, ранее до 11 июня 2013 года был зарегистрирован по адресу: "адрес" 23 декабря 2002 года.
Согласно паспорту серии ... , выданному ОВД г.Октябрьского Республики Башкортостан 06 июля 2004 года, Х.Х.М., "дата" года рождения, зарегистрирована по адресу: "адрес" с 14 июня 2013 года, ранее до 11 июня 2013 года был зарегистрирован по адресу: "адрес" 22 марта 2001 года.
Согласно паспорту серии ... , выданному Советским РУВД г.Уфы Республики Башкортостан 16 декабря 2004 года, Х.А.С., "дата" года рождения, зарегистрирован по адресу: "адрес" с 14 июня 2013 года, ранее до 11 июня 2013 года был зарегистрирован по адресу: "адрес" 25 июля 2006 года.
Согласно паспорту серии ... , выданному Отделом УФМС России по Республике Башкортостан в г.Октябрьский, Х.А.С., "дата" года рождения, зарегистрирована по адресу: "адрес" с 07 мая 2013 года.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 12 ноября 2009 года, Х.Х.М. является собственником жилого дома, общей площадью 105,5 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", на основании договора купли-продажи незавершенного строительством объекта и земельного участка ... от 14 ноября 2006 года.
09 января 2013 года Х.Х.М. обращалась с вопросом оказания материальной помощи после весеннего паводка 2012 года к руководителю ИК Бавлинского муниципального района РТ.
Как следует из ответа руководителя ИК Бавлинского муниципального района РТ от 22 января 2013 года, формирование дополнительных списков и дополнительного финансирования не предусмотрено. В сформированные списки граждан на оказание единовременной материальной помощи и помощи в связи с утратой имущества в период весеннего паводка были включены граждане, которые своевременно предоставили необходимые документы. Кроме того, данные списки корректировались в Министерстве, из списков исключались граждане с отсутствием прописки в населенном пункте, оказавшемся в зоне подтопления, с временной пропиской, не представившие полный пакет необходимых документов, в том числе фотоматериалов и актов обследований, подтверждающих факты затопления.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку в ходе судебного рассмотрения спора не была установлена совокупность всех условий, необходимых для установления юридического факта постоянного проживания истцов по адресу: "адрес" применительно к праве на включение в список граждан-получателей социальной выплаты для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, чрезвычайная ситуация имела место в апреле 2012 года. В то же время суду не было представлено допустимых доказательств того, что истцы своевременно обратились с заявлением о проведении обследования названного дома и включении их в список пострадавших от чрезвычайной ситуации. Акт обследования жилого дома не составлялся, факт утраты и повреждения имущества истцов объективно не подтвержден. Сам по себе факт наличия у истца Х.Х.М. на праве собственности недвижимого имущества, находящегося в районе чрезвычайной ситуации, в отсутствие доказательств повреждения имущества первой необходимости, не может служить основанием для удовлетворения иска.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей правовой оценке и соответствуют нормам права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.
Доводы апелляционной жалобы о том, что органы местного самоуправления не исполнили возложенную на них обязанность по информированию граждан о введении режима чрезвычайной ситуации и по составлению актов обследования утраченного имущества, судебная коллегия отклоняет как несостоятельные. Как видно из материалов дела соответствующая комиссия органом местного самоуправления была создана и осуществляла возложенные на нее обязанности. В установленный вышеприведенными нормами права месячный срок составлялись акты обследования утраченного имущества граждан, обратившихся с заявлениями об оказании помощи.
Доводы апелляционной жалобы о том, что законодательством не предусмотрена обязанность гражданина подать заявление в орган местного самоуправления в месячный срок, основаны на неправильном толковании норм материального права. Вышеуказанными нормативными правовыми актами предусмотрено предоставление гражданами, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций, необходимых для включения в списки на оказание финансовой помощи документов, в том числе удостоверяющих личность. На органы местного самоуправления возложена обязанность по подготовке списков граждан на получение финансовой помощи, а не по выявлению граждан, чье имущество пострадало в результате чрезвычайной ситуации. По смыслу вышеприведенных положений законодательства обращение граждан за оказанием помощи носит заявительный характер.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку они не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения и новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 21 апреля 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Х.Х.М. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.