Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Фахрутдиновой Р.А.,
судей Калимуллина Р.Я., Гиниатуллиной Ф.И.,
при секретаре судебного заседания Аскаровой А.Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Калимуллина Р.Я. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Нигматуллиной Ф.Н. - Шагиевой С.В. на решение Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 21 апреля 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворении искового заявления Нигматуллиной Ф.Н. к Исполнительному комитету Бавлинского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительному комитету Кзыл-Яровского сельского поселения Бавлинского муниципального района Республики Татарстан, Главному управлению Министерства чрезвычайной ситуации России по Республике Татарстан о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Нигматуллина Ф.Н. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету Бавлинского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительному комитету Кзыл-Яровского сельского поселения Бавлинского муниципального района Республики Татарстан, Главному управлению Министерства чрезвычайной ситуации России по Республике Татарстан о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, ссылаясь на то, что принадлежащий ей жилой дом и надворные постройки по адресу: "адрес" пострадали в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в Бавлинском районе в связи с весенним паводком с 09.04.2012 по 15.04.2012. После наводнения никаких разъяснительных бесед среди населения о том, что введен режим чрезвычайной ситуации, о возможности обратиться за финансовой помощью, органы местной власти не проводили, о сборе документов и составлении списков на получение финансовой помощи истец не знала. О выделении финансовой помощи Нигматуллиной Ф.Н. стало известно лишь в январе 2013 года, когда часть населения получила денежные средства. 22.01.2013 года получен ответ из Исполнительно комитета Бавлинского муниципального района Республики Татарстан о том, что формирование дополнительных списков и дополнительное финансирование не предусмотрено, что истец полагает незаконным.
Суд в иске отказал.
В апелляционной жалобе представитель истца Нигматуллиной Ф.Н. - Шагиева С.В. по мотиву незаконности и необоснованности просит отменить решение и принять по делу новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение городским судом норм материального и процессуального права, ненадлежащую оценку собранных по делу доказательств, противоречие сделанных судом выводов фактическим обстоятельствам дела. В жалобе отмечается, что судом первой инстанции не дана правовая оценка бездействию ответчиков.
Судебная коллегия не находит мотивов к отмене решения и дополнительного решения суда.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее Закона N 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Статьей 2 Закона N68-ФЗ предусмотрено, что правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статьей 18 Закона N68-ФЗ предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (пункт "6"). Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 18).
Согласно части 1 статьи 24 Закона N68-ФЗ финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 года N750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из указанного резервного фонда.
Согласно пункту 2 указанных Правил федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
При таком обращении должны быть указаны данные о количестве людей, получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба (пункт 4).
Перечень и правила оформления обосновывающих документов устанавливаются совместным актом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства финансов Российской Федерации (абзац 2 пункта 6 Правил).
В случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок, вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации не рассматривается (абзац 2 пункта 7 Правил).
В соответствии с подпунктами "г,д" пункта 9 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10000 рублей на человека, но не более 50000 рублей на семью), а также оказании гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100000 рублей на человека).
Порядок оформления документов и выделения пострадавшим материальной помощи определяется Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций последствий стихийных бедствий, утвержденными 02.11.2010 года заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийны бедствий ... (далее - Методические рекомендации).
Федеральный орган исполнительной власти и (или) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обратившийся с просьбой в Правительство Российской Федерации о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда в течение месяца подготавливает, согласовывает и представляет в МЧС России и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, обосновывающие документы. Формы обосновывающих документов приведены в приложении к настоящим Методическим рекомендациям.
Ответственность за подготовку обосновывающих документов и достоверность содержащихся в них сведений возлагается на руководителя федерального органа исполнительной власти и (или) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обратившегося в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований резервного фонда, и представившего их в МЧС России и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 9 Методических рекомендаций в списки граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи включаются все граждане (включая детей) постоянно проживающие и зарегистрированные в жилом помещении, поврежденном на момент чрезвычайной ситуации. Списки граждан готовятся органом местного самоуправления пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации территории.
Списки граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, подписываются руководителем (его заместителем) ОУФМС России по субъекту Российской Федерации, руководителем (его заместителем) ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, руководителем (его заместителем) органа местного самоуправления и утверждаются руководителем (его заместителем) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9.2.1 Методических рекомендаций финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации оказывается гражданам только на покупку имущества первой необходимости взамен утраченного, по среднестатистическим ценам Госкомстата России на день чрезвычайной ситуации. К имуществу первой необходимости относится минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, утвержденный Постановлением Минтруда России и Госкомстата России от 28.04.2000 года N36/34, а именно: тарелки, кастрюли, сковороды, чайники, стаканы, чашки, столовые приборы, холодильник, телевизор, стиральная машина, электроутюг, швейная машина, светильник бытовой, часы, шкаф для одежды, шкаф навесной, шкаф-вешалка, зеркало, кровать (диван), столы, стулья, табуреты, электро-газоплиты, водонагреватель или отопительные котлы АГВ. Указанный перечень является закрытым.
В соответствии с требованиями пункта 9.2.2 Методических рекомендаций граждане включаются в список на получение финансовой помощи на основании проведенного обследования имущества граждан, по результатам которого составляются акты обследования имущества граждан (приложение N7г), которые являются неотъемлемым приложением к спискам граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества. В качестве документов, удостоверяющих личность, принимаются: паспорта нового образца; свидетельства о рождении (только для лиц, не старше 14 лет); справка, удостоверяющая личность и выданная ОУФМС России по субъекту Российской Федерации только в случае утраты паспорта и действительная на момент рассмотрения списка.
Из материалов дела следует, что Нигматуллина Ф.Н. является собственником жилого дома "адрес" размером 116,3 кв.м..
Согласно обращению на имя руководителя Исполнительного комитета Бавлинского муниципального района Республики Татарстан от 09.01.2013 истец просила оказать материальную помощь после весеннего паводка 2012 года.
Как следует из ответа руководителя Исполнительного комитета Бавлинского муниципального района Республики Татарстан от 22.01.2013, формирование дополнительных списков и дополнительного финансирования не предусмотрено. В сформированные списки граждан на оказание единовременной материальной помощи и помощи в связи с утратой имущества в период весеннего паводка включены те граждане, которые своевременно предоставили необходимые документы. Кроме того, данные списки корректировались, из списков исключались граждане не имеющие регистрации в населенном пункте, оказавшемся в зоне подтопления, с временной регистрацией, не представившие полный пакет необходимых документов, в том числе фотоматериалы и акты обследований, подтверждающих факт затопления.
Судом первой инстанции все обстоятельства дела, доводы сторон и представленные доказательства надлежащим образом исследованы и оценены, приняты все предусмотренные законом меры к установлению по делу юридически значимых фактов, по делу постановлено не противоречащее материальному и процессуальному закону решение.
При указанных обстоятельствах и с учетом вышеизложенных норм права суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в иске, поскольку оказание государственной помощи при чрезвычайной ситуации носит заявительный характер. Допустимых доказательств того, что Нигматуллина Ф.Н. своевременно обратилась с заявлением о проведении обследования поврежденного имущества и включении её в список пострадавших от чрезвычайной ситуации для получения финансовой помощи не представлено.
Доводы, на которые представитель истца Нигматуллиной Ф.Н. - Шагиева С.В. ссылается в апелляционной жалобе, не могут служить мотивом к отмене решения и дополнительного решения, они в ходе судебных разбирательств исследовались, что нашло отражение в принятых по делу судебных постановлениях.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении настоящего спора правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, выводы суда основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в иске подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в решении, их правильность не вызывает сомнений у суда апелляционной инстанции.
Обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержат предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 21 апреля 201 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Нигматуллиной Ф.Н. - Шагиевой С.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.