Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Фахрутдиновой Р.А.,
судей Гиниатуллиной Ф.И., Калимуллина Р.Я.,
при секретаре судебного заседания Вдовиной Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Шемет Т.И., Учителевой Ю.В. на решение Бугульминского городского суда Республики Татарстан от 05 мая 2016 года, которым в удовлетворении исковых требований Шемет Т.И. и Учителевой Ю.В., действующей от своего имени и от имени несовершеннолетнего ФИО1, к Исполнительному комитету муниципального образования
г. Бугульмы и Исполнительному комитету Бугульминского муниципального района Республики Татарстан о предоставлении жилого помещения отказано.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Учителевой Ю.В., её представителя Мустафиной Г.М., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шемет Т.И., Учителева Ю.В., действующая также в интересах
несовершеннолетнего ФИО1, обратились к Исполнительному комитету муниципального образования г. Бугульмы (далее по тексту - Исполком г. Бугульмы), Исполнительному комитету Бугульминского муниципального района Республики Татарстан (далее по тексту - Исполком БМР РТ) с иском о предоставлении в собственность во внеочередном порядке иной благоустроенной квартиры, отвечающей требованиям, установленным для жилых помещений, в границах г. Бугульмы, общей площадью не менее
61,9 кв. м.
В обоснование требований указано, что истцы с 2006 года являются долевыми собственниками квартиры, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 61,9 кв. м. До приватизации истцами данной квартиры их дом вошел в Программу ликвидации ветхого жилья. Однако до завершения действия этой программы дом не был расселен, а в 2009 году он признан аварийным и подлежащим сносу, и истцам предложено заключить договор о выкупе квартиры с возмещением из расчета 11022 рублей за квадратный метр. Истцы с предложенными условиями не согласны.
В суд первой инстанции Шемет Т.И., действующая также в интересах Учителевой Ю.В., и её представитель исковые требования поддержала.
Представители Исполкома г. Бугульмы и Исполкома БМР РТ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в письменном отзыве возражали против удовлетворения иска.
Судом вынесено решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе Шемет Т.И. и Учителева Ю.В. просят отменить решение суда как незаконное и необоснованное. Выражают несогласие с выводами суда. Указывают, что дом "адрес" включён в Республиканскую адресную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда. Ссылаются на положения части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", согласно которым собственник имеет право выбора на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Шемет Т.И., Представители Исполкома г. Бугульмы, Исполкома БМР РТ в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены. От Шемет Т.И., представителей Исполкома г. Бугульмы и Исполкома БМР РТ поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. Поскольку каких-либо сведений о наличии существенных препятствий для участия указанных лиц в судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
По смыслу указанных положений с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. При этом соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
Из материалов дела следует, что Шемет Т.И., Учителева Ю.В.,
ФИО1 являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", общей площадью 61,9 кв. м.
В указанном жилом помещении зарегистрированы все истцы, но фактически в ней проживает лишь Шемет Т.И., Учителева Ю.В. с детьми и мужем проживает в г. Казани.
Заключением межведомственной комиссии по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда N ... от 02 декабря 2009 года многоквартирный жилой дом "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением руководителя Исполкома г. Бугульмы N ... от 02 декабря 2009 года вышеуказанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением руководителя Исполкома N ... от 11 сентября 2013 года жилой дом "адрес" включен в муниципальную адресную программу Бугульминского муниципального района по переселению из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы.
27 января 2015 года Исполкомом г. Бугульмы предъявлено требование Шемет Т.И. и Учителевой Ю.В. о сносе или реконструкции в разумный срок многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес".
В установленный срок собственниками вышеуказанного многоквартирного дома решение о сносе жилого дома или его реконструкции не принято.
06 октября 2015 года руководителем Исполкома издано постановление
N ... об изъятии земельного участка с кадастровым номером ... и жилых помещений дома "адрес".
В соответствии с приложением к данному постановлению в перечне жилых помещений дома "адрес" указана, в том числе квартира ...
Распоряжением Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан N ... от 12 января 2014 года и постановлением руководителя Исполкома N ... от 08 апреля 2014 года выкупная цена аварийного жилья установлена в размере 11022 рублей за квадратный метр.
В уведомлении об изъятии аварийного жилого помещения и земельного участка для муниципальных нужд от 07 октября 2015 года N ... истцам предложено заключить договор о выкупе принадлежащего им жилого помещения по цене за 11022 рублей за квадратный метр.
Судом установлено, что истцы на выкуп квартиры по предложенной им цене не согласны.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска, поскольку в установленном законом порядке истцом соблюдена процедура, предшествующая изъятию жилого помещения, но, несмотря на намерение истцов получить иное благоустроенное жилое помещение взамен аварийному, соглашение о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого между Исполкомом г. Бугульмы и собственниками помещения в аварийном доме не было достигнуто.
То обстоятельство, что многоквартирный дом, в котором находится принадлежащая истцам квартира, включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в соответствии с указанной выше адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в указанную программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства, в частности статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, что согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года.
Положения части 3 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года
N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" также указывают на необходимость соблюдения общих правил, предусмотренных жилищным законодательством, при разрешении вопроса о переселении граждан из аварийного жилищного фонда.
Таким образом, наличие соглашения между Исполкомом и собственником помещения в аварийном доме, предусмотренного частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, является обязательным условием для получения иного благоустроенного жилья взамен аварийного.
Кроме того, в обязанности Исполкома в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" входит предоставление других благоустроенных жилых помещений только гражданам признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 01 декабря 2009 года N 1548-О-О, от 23 марта 2010 года N 331-О-О и других, жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, которые признаны малоимущими или указаны в законе.
Между тем, Шемет Т.И., Учителева Ю.В. и ФИО1 в установленном законом порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и малоимущими не признаны, на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не состоят, в Исполком г. Бугульмы с таким заявлением не обращались.
В силу указанных обстоятельств ссылки в апелляционной жалобе на
часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" не влияют на правильность вынесенного решения суда.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
На основании изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бугульминского городского суда Республики Татарстан от
05 мая 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Шемет Т.И., Учителевой Ю.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.