Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Горшунова Д.Н.
судей Саитгараевой Р.А., Фатхутдинова Р.Р.,
при секретаре судебного заседания "данные изъяты" Э.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Саитгараевой Р.А. административное дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Татарстан на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 11 апреля 2016 г.
которым постановлено:
административное исковое заявление удовлетворить частично.
Признать незаконным необеспечение Волковой Ю.И. лекарственными препаратами " "данные изъяты" в необходимом объеме.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Татарстан по жизненным показателям бесплатно обеспечивать Волкову Ю.И. лекарственными препаратами " "данные изъяты") в необходимом объеме в соответствии с медицинскими показаниями до отмены данных препаратов лечащим врачом.
В остальной части иска отказано.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителей Министерства здравоохранения Республики Татарстан - Стрюковой Т.А. и Ермолаевой И.Ю. в поддержку доводов апелляционной жалобы, представителя Волковой Ю.И. - Ахмадуллина Ф.Р., возражавшего ее удовлетворению, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Представитель Волковой Ю.И.- Ахмадуллин Ф.Р., действуя на основании доверенности, обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству здравоохранения Республики Татарстан о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обеспечить Волкову Ю.И. лекарственными препаратами.
В обоснование заявленных требований указано, что Волкова Ю.И., "дата" года рождения, является инвалидом "данные изъяты" группы, страдает тяжелым заболеванием, отнесенным к редким (орфанным) - "данные изъяты".
Данное заболевание включено в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года N 403.
Ввиду имеющегося у нее заболевания, Волкова Ю.И. нуждается в лечении жизненно необходимыми лекарственными препаратами: " "данные изъяты"
Однако Министерство здравоохранения Республики Татарстан, на которое возложены полномочия по организации обеспечения лечения лиц, страдающих орфанными заболеваниями, необходимые для лечения Волковой Ю.И. препараты не предоставляет, что ставит под угрозу ее жизнь и здоровье, нарушает связанные с данными личными благами конституционные права.
В судебном заседании представитель Волковой Ю.И.- Ахмадуллин Ф.Р. заявленные требования поддержал.
Представители Министерства здравоохранения Республики Татарстан Ермолаева И.Ю. и Стрюкова Т.А. заявленные требования не признали.
Представитель Министерства финансов Республики Татарстан Яруллина Э.Р. также с административным исковым заявлением не согласилась.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
С решением суда не согласилось Министерство здравоохранения Республики Татарстан, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене, указывая в обоснование, что суд неправильно установилналичие бездействия со стороны Министерства здравоохранения Республики Татарстан, поскольку административный ответчик неоднократно обращался в адрес федеральных органов государственной власти по вопросу организации закупа лекарственных препаратов за счет средств федерального бюджета, однако было выяснено, что дополнительных источников финансирования не имеется. Самостоятельными средствами на закупку дорогостоящих препаратов Министерство здравоохранения Республики Татарстан не располагает. Также в жалобе указано, что источник покрытия расходов на приобретение препаратов в решении суда не определен.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители Министерства здравоохранения Республики Татарстан доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель Волковой Ю.И. с жалобой не согласился.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации провозглашено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Пункт 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относит организацию обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности.
Частью 4 статьи 44 указанного Федерального закона предусмотрено ведение Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, в целях обеспечения таких граждан лекарственными препаратами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года N 403 утвержден Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или его инвалидности. В данном Перечне значится заболевание " "данные изъяты"".
Из материалов дела следует, что Волковой Ю.И., "дата" года рождения, был поставлен диагноз " "данные изъяты"". Данное заболевание включено в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или его инвалидности.
Согласно выписке, выданной ФГБУ "Российский кардиологический научно-производственный комплекс МЗ РФ", Волковой Ю.И. назначена терапия лекарственными препаратами " "данные изъяты"", " "данные изъяты"", " "данные изъяты"".
Волкова Ю.И. включена в региональный сегмент Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, в целях обеспечения таких граждан лекарственными препаратами.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что положениям вышеприведенных нормативных правовых актов Волковой Ю.И. гарантировано право на обеспечение лекарственными препаратами ввиду имеющегося у нее заболевания. В этой связи необеспечение больного необходимыми лекарственными препаратами по жизненным показаниям уполномоченным на соответствующие действия публичным органом - Министерством здравоохранения Республики Татарстан - является незаконным. При этом суд отметил, что отсутствие денежных средств на приобретение лекарственных препаратов не может послужить основанием для снижения уровня государственных гарантий по обеспечению Волковой Ю.И. необходимыми для ее жизнедеятельности лекарствами.
С таким выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и подтверждаются материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд неправильно установилфакт незаконного бездействия административного ответчика, судебной коллегией отклоняются, поскольку сама по себе переписка между государственными органами по поставленному вопросу не подтверждает факта надлежащей организации обеспечения Волковой Ю.И. необходимыми для ее жизнедеятельности лекарственными препаратами. Факт непредоставления назначенных для лечения Волковой Ю.И. препаратов представителями административного ответчика не отрицается.
Ссылка в жалобе на то, что самостоятельными средствами на закупку дорогостоящих препаратов Министерство здравоохранения Республики Татарстан не располагает, так же не может повлечь отмену решения суда.
Отсутствие бюджетных денежных средств само по себе не должно препятствовать реализации установленного законодательством Российской Федерации права лица, страдающего орфанным заболеванием, на получение лечения необходимыми лекарственными препаратами в рамках установленных мер государственных гарантий.
Вопросы, связанные с финансированием исполнения решения суда, Министерство здравоохранения Республики Татарстан способно разрешить в пределах своей компетенции с учетом собственного правового статуса, места в системе органов государственной власти, а также с применением положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и других нормативных правовых актов.
Таким образом, решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст.177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда г. Казани от 11 апреля 2016 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.