Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,
судей Саитгараевой Р.А., Фатхутдинова Р.Р.,
при секретаре судебного заседания "данные изъяты" Э.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Саитгараевой Р.А. административное дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 26 апреля 2016 года, которым постановлено:
признать незаконным решение УФМС РФ по РТ от "дата" об отказе в выдаче Мкртчян М.А. разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
Обязать УФМС РФ по РТ продлить Мкртчян М.А. срок для представления медицинских документов с момента вступления в законную силу решения суда не менее чем на один месяц.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя административного истца Мкртчян М.А. - Максименко О.Э., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мкртчян М.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании решения Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Татарстан (далее - УФМС России по Республике Татарстан) N ... от "дата" об отказе в выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации незаконным.
В обоснование заявленных требований указала, что "дата" органом миграционного контроля в отношении нее было принято решение об отказе в выдаче разрешения на временное проживание, в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 25 февраля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в связи с непредставлением в установленный срок документов, подтверждающих отсутствие у нее заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, а также сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции.
Полагала такое решение незаконным, поскольку справки об отсутствии ВИЧ-инфекции, наркомании и инфекционных заболеваний у нее имеются, в установленный срок представить их не смогла в связи с нахождением в состоянии беременности и угрозой прерывания беременности. Отказ в выдаче разрешения на временное проживание представляет собой вмешательство в сферу ее личной и семейной жизни, что противоречит статье 8 Конвенции "О защите прав человека и основных свобод".
Административный истец Мкртчян М.А., ее представитель адвокат Зигидуллин А.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержали.
Представитель УФМС России по Республике Татарстан Шараф А.Р. просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Суд административный иск удовлетворил и принял решение в вышеприведенной формулировке.
С решением суда УФМС России по Республике Татарстан не согласилось, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене, указывает на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Мкртчян М.А. - Максименко О.Э. просил решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирование отношений между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Разрешение на временное проживание не может быть выдано в форме электронного документа.
В силу подпункта 1 пункта 5 статьи 6.1 данного Федерального закона, иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, принявший его заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание: документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", на бумажном носителе либо в форме электронных документов в случае подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание в электронной форме - в течение тридцати суток со дня подачи им заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание.
Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 7 указанного Федерального закона разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и не представил в установленный срок документы, указанные в подпункте 1 пункта 5 статьи 6.1 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела усматривается, что Мкртчян М.А., "дата" года рождения, имеет гражданство Республики "данные изъяты".
"дата" она обратилась в УФМС России по Республике Татарстан с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации.
Заключением Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Татарстан N ... от "дата" гражданке Республики "данные изъяты" Мкртчян М.А. отказано в выдаче разрешения на временное проживание на основании подпункта 14 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 25 февраля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Заключение мотивировано тем, что ею не представлены в установленный срок документы, подтверждающие отсутствие у нее заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, а также сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции.
Разрешая данный административный спор и признавая незаконным оспариваемое решение, суд первой инстанции правильно определилхарактер возникших правоотношений и нормы закона, которые их регулируют, в том числе, нормы международного права.
Согласно свидетельству о заключении брака от "дата" Мкртчян М.А. состоит в браке с гражданином Российской Федерации "данные изъяты" А.А.
Из справки МУЗ "Городская клиническая больница N ... " следует, что Мкртчян М.А. с "дата" находилась на амбулаторном лечении с диагнозом: беременность "данные изъяты" недель, угроза прерывания беременности.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Принимая во внимание приведенные выше правовые нормы и учитывая установленные по делу обстоятельства, а именно, факт того, что Мкртчян М.А. состоит в браке с гражданином Российской Федерации "данные изъяты" А.А.; уважительность причины непредставления в установленный срок документов, подтверждающих отсутствие у нее заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, а также сертификата об отсутствии ВИЧ-инфекции: нахождение Мкртчян М.А. в состоянии беременности и угрозу прерывания беременности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что принятым УФМС России по Республике Татарстан в отношении Мкртчян М.А. решением об отказе в выдаче разрешения на временное проживание созданы препятствия для реализации ее прав и свобод, в связи с чем имелись основания для удовлетворения ее требований.
Доводы апелляционной жалобы о принятии судом решения без учета требований указанного Федерального закона не могут повлечь отмену решения суда в силу изложенного выше.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда г. Казани от 26 апреля 2016 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.