Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Мочаловой Ю.Р.,
судей Сайдашевой Э.Р., Терехина В.А.,
при секретаре судебного заседания Гиниатуллине Э.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Мочаловой Ю.Р. административное дело по апелляционной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 24 мая 2016 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Р.М. Мустафина удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость нежилого помещения - совокупности помещений: подвал N1-15, 38-69; 1 этаж N8-17, 25-28, 30-36, 83-103; 2 этаж N25-89; 3 этаж N1-76 присвоен N6Н, назначение: нежилое, общей площадью 4 855,4 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", имеющего кадастровый номер ... , равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в размере 147 081 618 (сто сорок семь миллионов восемьдесят одна тысяча шестьсот восемнадцать) рублей.
Указанные сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором Р.М. Мустафиным подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2015 года, на период до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления считать 29 декабря 2015 года.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя Кабинета Министров Республики Татарстан и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Хасаншина Р.Ш. в поддержку апелляционной жалобы, представителя Мустафина Р.М.- Соловьева Б.А., возражавшего ее удовлетворению, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мустафин Р.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В обоснование требований указал, что является собственником нежилого помещения - совокупности помещений: подвал N1-15, 38-69; 1 этаж N8-17, 25-28, 30-36, 83-103; 2 этаж N25-89; 3 этаж N1-76 присвоен N6Н, назначение: нежилое, общей площадью 4 855,4 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", имеющего кадастровый номер ...
Кадастровая стоимость данного нежилого помещения была определена в размере 186 577 776 рублей 4 копеек по состоянию на 1 января 2014 года на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан" от 24 ноября 2014 года N2572-р.
Между тем, согласно отчету общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "НЭО" от 14 ноября 2015 года рыночная стоимость названного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2014 года составляет 121 897 000 рублей. Указанный отчет прошел экспертизу в СРО "Ассоциация российских магистров оценки", получив положительное заключение (N0709/15-1 от 15 декабря 2015 года).
Мустафин Р.М просил суд установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: "адрес", указав ее равной рыночной стоимости в размере 121 897 000 рублей.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель Мустафина Р.М. - Соловьев Ю.А. заявленные требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость в размере 147 081 618 рублей, определенном по результатам судебной экспертизы.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан и Министерства земельных и имущественных отношений Першиков К.А. административный иск не признал.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан в суд своих представителей не направили.
Суд принял решение об удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе Кабинет Министров Республики Татарстан и Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан просят решение суда отменить и принять новое решение, установив кадастровую стоимость спорного объекта в размере 173 556 309 рублей 63 копейки. Указывают, что в основу принятого решения судом положена определенная по результатам судебной экспертизы рыночная стоимость объекта недвижимости без учета налога на добавленную стоимость. По мнению апеллянтов, рыночная стоимость должна включать в себя налог на добавленную стоимость.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания, строения, сооружения, помещения, расположенные в пределах муниципального образования являются объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Законом Республики Татарстан от 30 октября 2014 года N82-ЗРТ "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2015 года.
Решением Совета муниципального образования "город Нижнекамск" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 20 ноября 2014 года N31 установлен налог на имущество физических лиц на территории муниципального образования "город Нижнекамск", налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Данное решение вступило в силу с 1января 2015 года.
На основании частей 2, 3 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Мустафин Р.М. является собственником нежилого помещения - совокупности помещений: подвал N1-15, 38-69; 1 этаж N8-17, 25-28, 30-36, 83-103; 2 этаж N25-89; 3 этаж N1-76 присвоен N6Н, назначение: нежилое, общей площадью 4 855,4 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", имеющего кадастровый номер ...
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названного нежилого здания влияют на права и обязанности Мустафина Р.М. как плательщика налога.
Кадастровая стоимость данного нежилого помещения определена в размере 186 577 776 рублей 4 копеек по состоянию на 1 января 2014 года на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан" от 24 ноября 2014 года N2572-р.
Не согласившись с указанной величиной кадастровой стоимости, Мустафин Р.М. представил составленный ООО "НЭО" отчет N16НКН/11-2015 от 14 ноября 2015 года об оценке объекта недвижимости, расположенного по адресу: "адрес", согласно которому рыночная стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2014 года составляет 121 897 000 рублей.
Экспертом СРО "Ассоциация российских магистров оценки" в отношении отчета N16НКН/11-2015 от 14 ноября 2015 года проведена экспертиза на подтверждение стоимости, по результатам которой дано положительное экспертное заключение N0709/15-1 от 15 декабря 2015 года.
В ходе судебного разбирательства по ходатайству представителя Кабинета Министров Республики Татарстан и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан судом первой инстанции назначена судебная экспертиза, перед экспертом поставлены вопросы о соответствии отчета N16НКН/11-2015 от 14 ноября 2015 года требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также о правильности указанной в отчете величины рыночной стоимости и ее действительной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года.
Согласно заключению эксперта Федерального бюджетного учреждения Чувашская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации N724/04-4 от 10 мая 2016 года отчет N16НКН/11-2015 от 14 ноября 2015 года не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем, отвечая на поставленные судом вопросы, эксперт определилрыночную стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2014 года в размере 147 081 618 рублей.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Судебная коллегия, изучив заключение N724/04-4 от 10 мая 2016 года, приходит к выводу о его соответствии требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
При этом вывод эксперта о несоответствии отчета об оценке отдельным требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности не свидетельствует о неправильности определения рыночной стоимости земельного участка в этом отчете.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость земельного участка и свидетельствующих о его рыночной стоимости в ином размере, в рассматриваемом деле не представлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что определяемая в рассматриваемом случае рыночная стоимость должна включать в себя налог на добавленную стоимость, судебной коллегией отклоняется в силу следующего.
Налог на добавленную стоимость представляет собой обязательный платеж, обязанность уплаты которого возникает у налогоплательщика, признаваемого таковым пунктом 1 статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации, при реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Размер данного платежа определяется исходя из рыночной стоимости реализованных товаров (работ, услуг).
Поскольку в рассматриваемом случае определенная в отчете об оценке рыночная стоимость объекта недвижимости используется не для реализации, а для установления кадастровой стоимости для целей налогообложения по налогу на имущество физических лиц, налог на добавленную стоимость в указанную стоимость включению не подлежит.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой этот объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В силу статьи 12 названного Федерального закона итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки.
Таким образом, в случае если определение рыночной стоимости производится для совершения сделки по отчуждению имущества и операции по реализации этого имущества облагаются налогом на добавленную стоимость, предполагается, что цена, определенная на основе рассчитанной независимым оценщиком рыночной стоимости, включает в себя налог на добавленную стоимость.
При данном подходе для соответствующей цели рыночная стоимость объекта была определена оценщиком без учета налога на добавленную стоимость. Все выводы судебного эксперта были сделаны в рамках его профессиональных знаний, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого нежилого здания сделано им на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 24 мая 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.