судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Киселевой А.А.
судей: Михайлинского О.Н., Тарараевой Т.С.
при секретаре: Золототрубовой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.
гражданское дело по иску Рыбиной И.В. к Государственному учреждению- Красноярское региональное отделение фонда социального страхования РФ о взыскании стоимости проезда к месту лечения и обратно,
по апелляционной жалобе представителя Рыбиной Н.В. - Лакоткиной Ю.А.
на решение Ужурского районного суда г. Красноярска от 8 апреля 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявленных требований Рыбиной И.В. к Государственному учреждению - Красноярское региональное отделение фонда социального страхования РФ о взыскании стоимости проезда к месту лечения и обратно и судебных расходов, отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рыбина И.В. обратилась в суд с иском к ГУ КРО ФСС РФ о взыскании стоимости проезда к месту лечения и обратно.
Требования мотивировала тем, что в конце января 2015 года она обратилась в Ужурский филиал N 13 Красноярского регионального фонда отделения фонда социального страхования РФ с просьбой рассмотреть возможность воспользоваться авиатранспортом для проезда ее ребенка инвалида и ее, как сопровождающего лица, к месту лечения по квоте на ВМП в ФГБУ "Научный центр здоровья детей" г. Москва. В чем ей было отказано в связи с тем, что с авиакомпаниями не заключен договор, и предоставляются талоны только на проезд железнодорожном транспорте. Вместе с тем, при имеющимся у ребенка заболевании не рекомендуется длительная поездка на поезде. Кроме того, на момент их госпитализации стоимость авиаперелета была дешевле, чем на проезд железнодорожным транспортом. Отсутствие на дату обращения государственного контракта с авиаперевозчиком не может служить основанием для нарушения прав ребенка- инвалида и лица, его сопровождающего, на обеспечение бесплатного авиаперелета до места лечения и обратно, закрепленного Постановлением Правительства от 29.12.2004 года в редакции от 27.10.2011 года.
В указанной связи просила взыскать с ответчика расходы за оплату проезда ребенка инвалида к месту лечения и обратно в размере "данные изъяты", стоимость справки в размере 240 рублей, услуги представителя в размере 5000 рублей, расходы по удостоверению доверенности "данные изъяты"
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Рыбиной Н.В. - Лакоткина Ю.А. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывает на наличие у истицы и ее ребенка-инвалида права на бесплатный авиаперелет.
В судебное заседание истица Рыбина И.В., ее представитель Лакоткина Ю.А., надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем, судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав представителя ГУ КРО ФСС РФ - Крафт Н.А. (доверенность от 01.01.2016 года), просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" N 178- ФЗ от 17.07.1999 года, гражданам, включенным в федеральный регистр лиц, имеющим право на получение государственной социальной помощи, в том числе и детям-инвалидам на основании п. 9 ст. 6.1 данного Закона, предоставляется государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг, в том числе: дополнительная бесплатная медицинская помощь, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере здравоохранения ( ч. 5 ст. 6.3 Федеральным законом "О государственной социальной помощи").
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 года N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.
Согласно п. 4 ... Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, организация перевозки граждан к месту лечения и обратно осуществляется железнодорожным транспортом пригородного сообщения, а также междугородним железнодорожным, авиационным, водным (речным) и автомобильным транспортом.
В силу п. 4.2 Порядка, для следования к месту лечения граждане вправе воспользоваться: железнодорожным транспортом (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности); авиационным транспортом (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных абзацем вторым настоящего пункта, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга; водным транспортом (третьей категории); автомобильным транспортом (общего пользования).
Одновременно с получением в территориальных органах Фонда, органах социальной защиты населения или уполномоченном органе санаторно-курортной путевки гражданин обеспечивается специальными талонами на право бесплатного получения проездных документов в поезде дальнего следования (далее - специальные талоны) или направлениями на приобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водном транспорте (далее - именное направление). При следовании к месту лечения и обратно двумя и более видами транспорта специальные талоны или именные направления на право бесплатного получения проездных документов выдаются на каждый вид транспорта (п.4.3 Порядка).
Пунктом 4.4 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан предусмотрено, что обеспечение в рамках предоставления социальных услуг гражданам бесплатным проездом к месту лечения и обратно, в том числе к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико- биологического агентства, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний осуществляется на основании направления и талона N 2, оформленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Направление и талон N 2 после их оформления направляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения в территориальный орган Фонда или в уполномоченный орган, а также выдаются гражданину в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
После получения направления и талона N 2, выданных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, гражданин или его законный представитель обращается в территориальные органы Фонда или в органы социальной защиты населения, либо уполномоченные органы для обеспечения специальными талонами или именными направлениями на право получения бесплатных проездных документов. При следовании к месту лечения и обратно двумя и более видами транспорта специальные талоны или именные направления на право бесплатного получения проездных документов выдаются на каждый вид транспорта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Данные Правила определяют порядок финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В соответствии с п. 2 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению социальных услуг осуществляется в том числе, в отношении детей-инвалидов, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Согласно пункту 4 Правил, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Подпунктом "б" пункта 11 Правил предусмотрено, что средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются транспортным организациям на оплату расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации) следующими видами междугородного транспорта: железнодорожный транспорт (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности); водный транспорт третьей категории; автомобильный транспорт общего пользования; авиационный транспорт (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных абзацем вторым настоящего подпункта, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Рыбина И.В. приходится матерью "данные изъяты" который является ребенком-инвалидом.
Согласно справке УПФР в Ужурском районе, "данные изъяты"., как ребенок-инвалид, имеет право на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно.
25.12.2014 года комиссия Министерства здравоохранения Красноярского края по отбору пациентов на оказание высокотехнологичной медицинской помощи по государственному заданию пришла к заключению о необходимости направления медицинских документов в отношении больного "данные изъяты". в ФГБНУ НЦЗД г. Москва, о чем свидетельствует протокол заседания комиссии от 25.12.2014 года N 584.
Министерством здравоохранения Красноярского края в адрес главного врача КГБУЗ "Ужурская РБ" 09.02.2015 года был направлен вызов на лечение за счет федеральных средств, талон на ВМП, талоны от 06.02.2015 года на проезд в ФГБНУ "Научный центр здоровья детей" в г. Москва на ребенка "данные изъяты" в сопровождении Рыбиной И.В..
Как следует из пояснений представителя ответчика, данных им в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, Рыбина И.В. в территориальный орган ФСС РФ за получением специальных талонов на проезд железнодорожным транспортном к месту лечения и обратно для получения медицинской помощи не обращалась, что не отрицалось стороной истца в ходе рассмотрения дела.
Истец Рыбина И.В. совместно с малолетним "данные изъяты" до места лечения и обратно следовали авиатранспортом, что подтверждается электронными билетами от 23.02.2015 года по маршруту Красноярск-Москва, а также от 05.03.2015 года по маршруту Москва- Красноярск, посадочными талонами.
Истцом понесены расходы на проезд к месту лечения и обратно в сумме "данные изъяты".
Согласно выписного эпикриза ФГБНУ "Научный центр здоровья детей" из истории болезни N 2118/15, "данные изъяты" в период с 23.02.2015 года по 05.03.2015 года находился в кардиологическом отделении с диагнозом: "данные изъяты"
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, дав надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, доводам и возражениям сторон, применив указанные выше нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Рыбиной И.В. к ГУ КРО ФСС РФ о взыскании стоимости проезда к месту лечения и обратно.
При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что действующим законодательством не предусмотрена возможность выплаты гражданину - получателю набора социальных услуг либо сопровождающему его лицу денежной компенсации стоимости проездных билетов, приобретенных ими самостоятельно. Набор социальных услуг льготным категориям граждан предоставляется в натуральном выражении.
Кроме того, заболевание, имеющееся у "данные изъяты" не относится к перечню заболеваний, предусматривающих обязательное обеспечение проезда к месту лечения только на авиационном транспорте. При этом сравнение стоимости проезда железнодорожным транспортом и авиационным транспортом может производиться при условии наличия государственного контракта, тогда как по данным филиала N 13 ГУ - Красноярского регионального отделения ФСС РФ в 2015 году государственный контракт на оказание услуг по перевозке отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи к месту лечения и обратно авиационным транспортом, не заключался, в связи с нежеланием участия авиакомпаний в проводимых Фондом социального страхования РФ конкурсных процедур.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал Рыбиной И.В. в удовлетворении исковых требований к ГУ КРО ФСС РФ о взыскании стоимости проезда к месту лечения и обратно, надлежит отказать, а также производных от него требований о взыскании судебных расходов.
Доводы апелляционной жалобы Рыбиной Н.В. - Лакоткина Ю.А. о наличии у истицы и ее ребенка-инвалида права на бесплатный авиаперелет, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права, являлись предметом судебного разбирательства и им в решении суда дана надлежащая правовая оценка.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не содержащей доводов, опровергающих выводы суда.
Процессуальных нарушений, влекущих вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ужурского районного суда г. Красноярска от 8 апреля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Рыбиной Н.В. - Лакоткиной Ю.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.