Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Полынцева С.Н.,
судей: Мирончика И.С., Корниенко А.Н.,
с участием: прокурора Андреева А.И.,
при секретаре: Становой У.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мирончика И.С. гражданское дело по заявлению Енисейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию г. Енисейска "Городской коммунальный сервис" о признании незаконным бездействия, понуждении выполнения обязательных требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, и об охране водных объектов,
по апелляционной жалобе представителя МУП г. Енисейска "Горкомсервис" -Сотниковой Ю.А.,
на решение Енисейского районного суда Красноярского края от 25 февраля 2016 года, которым постановлено:
"Заявление Енисейского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Муниципального унитарного предприятия г. Енисейска "Городской коммунальный сервис", выраженное в неисполнении требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об охране водных объектов, нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие г. Енисейска "Городской коммунальный сервис" в срок до 31 декабря 2016 года:
- разработать проект организации зон санитарной охраны водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала (согласно договору аренды N 01 с 15 от 21 октября 2014 г.), расположенных по адресам:
- водонапорная башня - г. Енисейск ул. Калинина 40А, водонапорная башня - г. Енисейск ул. Ромашкина, 2А, водонапорная башня - г. Енисейск ул. Доброва, 19, скважина N1 (водоканал) - г. Енисейск ул. Ленина 160В, скважина N2 протяженностью 150 м - г. Енисейск ул. Дмитрова N2, скважина N3 (центральная котельная), протяженностью 160 м - г. Енисейск ул. Петровского, 9В, скважина N 6 протяженностью 70 м - г. Енисейск ул. Крупская, N39, скважина N7 протяженностью 100 м. - г. Енисейск ул. Крупская, д.21, скважина N 8 - г. Енисейск ул. Крупская, д.21, скважина N9 площадью 75м3, протяженностью.200 м - г. Енисейск ул. Ленина, д.10А, скважина N70 площадью 75м3, протяженность150м - г. Енисейск ул. Ленина, д.10А, скважина N11 площадью 25м3 - г. Енисейск ул. Некрасова, д.66а, скважина N12 - г. Енисейск ул. Ленина N32А, скважина N 13 площадью 25м3 - г. Енисейск ул. Ванеева, 64А, скважина N15 площадью 15 м3 - г. Енисейск ул. Доброва, 19, скважина N16 - г. Енисейск ул. Куйбышева, 55а, скважина N20 и, N21 - г. Енисейск ул. Ромашкина, 2А, скважина (нежилое строение из дерева) - г. Енисейск ул. Пушкина, 21Б, скважина- г. Енисейск ул. Бабушкина, 1/1, скважина - г. Енисейск ул. Бабушкина, 1/2, скважина - г. Енисейск ул. Дударева д.56/1, скважина - г. Енисейск ул. Калинина 40А, скважина - г. Енисейск ул. Рабоче-Крестьянская, 202, скважина холодного водоснабжения - г. Енисейск ул. Ванеева 1/9, с определением границ зоны и составляющих ее поясов, планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника, правилами и режимом хозяйственного использования территории трех поясов ЗСО;
- получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект ЗСО водозабора, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала по адресам: водонапорная башня - г. Енисейск ул. Калинина 40А, водонапорная башня - г. Енисейск ул. Ромашкина, 2А, водонапорная башня - г. Енисейск ул. Доброва, 19, скважина N1 (водоканал) - г. Енисейск ул. Ленина 160В, скважина N2 протяженностью 150 м -г. Енисейск ул. Дмитрова N2, скважина N3 (центральная котельная) протяженностью 160м - г. Енисейск ул. Петровского, 9В, скважина N6 протяженностью 70м - г. Енисейск ул. Крупская, N39, скважина N7 протяженностью100 м - г. Енисейск ул. Крупская, д.21, скважина N8 - г. Енисейск ул. Крупская, д.21, скважина N9 площадью 75м3, протяженностью200 м - г. Енисейск ул. Ленина, д.10А, скважина N70 площадью 75м3, протяженностью 150м - г. Енисейск ул. Ленина, д.10А, скважина N11 площадью 25м3 - г. Енисейск ул. Некрасова, д.66а, скважина N12 - г. Енисейск ул. Ленина N32А, скважина N13 площадью 25м3 - г. Енисейск ул. Ванеева, 64А, скважина N15 площадью 15 м3 - г. Енисейск ул. Доброва, 19, скважина N 16 г. - Енисейск ул. Куйбышева, 55а, скважина N20, N21 - г. Енисейск ул. Ромашкина, 2А, скважина (нежилое строение из дерева) - г. Енисейск ул. Пушкина, 21Б, скважина - г. Енисейск ул. Бабушкина, 1/1, скважина - г. Енисейск ул. Бабушкина, 1/2, скважина - г. Енисейск ул. Дударева д.56/1, скважина - г. Енисейск ул. Калинина 40А, скважина - г. Енисейск ул. Рабоче-Крестьянская, 202, скважина холодного водоснабжения - г. Енисейск ул. Ванеева 1/9;
- получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии выше указанных водных объектов - водозаборных скважин в конкретно указанных целях (для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения) санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта;
- согласовать программу производственного контроля качества питьевой воды с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю;
- получить решение Министерства природных ресурсов Красноярского края на использование водного объекта - р. Енисей для сброса сточных, в том числе дренажных вод;
- разработать проект НДС загрязняющих веществ в водный объект - р. Енисей;
- согласовать с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю размещение пунктов контроля за качеством воды водных объектов, перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, а также периодичность проведения исследований и предоставления данных;
- возложить обязанность на ответчика осуществлять контроль за составом сточных вод, качеством воды водного объекта (р. Енисей) по микробиологическим (возбудители кишечных инфекций, ТКБ, ОКБ, колифаги) и паразитологическим (жизнеспособные яйца гельминтов (аскарид, власоглав, токсокар, фасциол), онкосферы тениид, и жизнеспособные цисты патогенных простейших) показателям, путем отбора проб".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Енисейский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МУП г. Енисейска "Городской коммунальный сервис", в котором с учетом уточнений, просил признать незаконным бездействие ответчика, выраженное в неисполнении требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об охране водных объектов и обязать ответчика в срок до 1 июля 2016 года:
- разработать проект организации зон санитарной охраны водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала (согласно договору аренды N 01 с 15 от 21 октября 2014 г.) по адресам:
- водонапорная башня - г. Енисейск ул. Калинина 40А, водонапорная башня - г. Енисейск ул. Ромашкина, 2А, водонапорная башня - г. Енисейск ул. Доброва, 19, скважина N1 (водоканал) - г. Енисейск ул. Ленина 160В, скважина N2 протяженностью 150 м - г. Енисейск ул. Дмитрова N2, скважина N3 (центральная котельная) протяженностью 160 м - г. Енисейск ул. Петровского, 9В, скважина N 6 протяженностью 70 м - г. Енисейск ул. Крупская, N39, скважина N7 протяженностью 100 м - г. Енисейск ул. Крупская, д.21, скважина N 8 - г. Енисейск ул. Крупская, д.21, скважина N9 площадью 75м3, протяженностью 200 м - г. Енисейск ул. Ленина, д.10А, скважина N70 площадью 75м3 протяженностью 150м - г. Енисейск ул. Ленина, д.10А, скважина N11 площадью 25 м3 - г. Енисейск ул. Некрасова, д.66а, скважина N12 - г. Енисейск ул. Ленина N32А, скважина N 13 площадью 25м3 - г. Енисейск ул. Ванеева, 64А, скважина N15 площадью 15 м3 - г. Енисейск ул. Доброва, 19, скважина N16 - г. Енисейск ул. Куйбышева, 55а, скважина N20 и, N21 - г. Енисейск ул. Ромашкина, 2А, скважина (нежилое строение из дерева) - г. Енисейск ул. Пушкина, 21Б, скважина (нежилое строение из дерева) - г. Енисейск ул. Бабушкина, 1/1, скважина - г. Енисейск ул. Бабушкина, 1/2, скважина - г. Енисейск ул. Дударева д.56/1, скважина (нежилое строение из дерева) - г. Енисейск ул. Калинина 40А, скважина (нежилое строение из дерева) - г. Енисейск ул. Рабоче-Крестьянская, 202, скважина холодного водоснабжения - г. Енисейск ул. Ванеева 1/9 (согласно договору аренды N 01 с 15 от 21 октября 2014 г.), с определением границ зоны и составляющих ее поясов, планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника, правилами и режимом хозяйственного использования территории трех поясов ЗСО;
- получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект ЗСО водозабора, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала по адресам: водонапорная башня - г. Енисейск ул. Калинина 40А, водонапорная башня - г. Енисейск ул. Ромашкина, 2А, водонапорная башня - г. Енисейск ул. Доброва, 19, скважина N1 (водоканал) - г. Енисейск ул. Ленина 160В, скважина N2 протяженностью 150 м -г. Енисейск ул. Дмитрова N2, скважина N3 (центральная котельная) протяженностью 160м - г. Енисейск ул. Петровского, 9В, скважина N6 протяженностью 70м - г. Енисейск ул. Крупская, N39, скважина N7 протяженностью100 м - г. Енисейск ул. Крупская, д.21, скважина N8 - г. Енисейск ул. Крупская, д.21, скважина N9 площадью 75м3, протяженностью200 м - г. Енисейск ул. Ленина, д.10А, скважина N70 площадью 75м3, протяженностью 150м - г. Енисейск ул. Ленина, д.10А, скважина N11 площадью 25м3 - г. Енисейск ул. Некрасова, д.66а, скважина N12 - г. Енисейск ул. Ленина N32А, скважина N13 площадью 25м3 - г. Енисейск ул. Ванеева, 64А, скважина N15 площадью 15 м3 - г. Енисейск ул. Доброва, 19, скважина N 16 г. - Енисейск ул. Куйбышева, 55а, скважина N20, N21 - г. Енисейск ул. Ромашкина, 2А, скважина (нежилое строение из дерева) - г. Енисейск ул. Пушкина, 21Б, скважина (нежилое строение из дерева) - г. Енисейск ул. Бабушкина, 1/1, скважина - г. Енисейск ул. Бабушкина, 1/2, скважина - г. Енисейск ул. Дударева д.56/1, скважина (нежилое строение из дерева) - г. Енисейск ул. Калинина 40А, скважина (нежилое строение из дерева) - г. Енисейск ул. Рабоче-Крестьянская, 202, скважина холодного водоснабжения - г. Енисейск ул. Ванеева 1/9;
- получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии выше указанных водных объектов - водозаборных скважин в конкретно указанных целях (для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения) санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта;
- согласовать программу производственного контроля качества питьевой воды с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю;
- получить решение Министерства природных ресурсов Красноярского края на использование водного объекта - р. Енисей, для сброса сточных, в том числе дренажных вод;
- разработать проект НДС загрязняющих веществ в водный объект - р. Енисей;
- согласовать с управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю размещение пунктов контроля за качеством воды водных объектов, перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, а также периодичность проведения исследований и предоставления данных;
- возложить обязанность на ответчика осуществлять контроль за составом сточных вод, качеством воды водного объекта (р. Енисей) по микробиологическим (возбудители кишечных инфекций, ТКБ, ОКБ, колифаги) и паразитологическим (жизнеспособные яйца гельминтов (аскарид, власоглав, токсокар, фасциол), онкосферы тениид, и жизнеспособные цисты патогенных простейших) показателям, путем отбора проб.
Требования мотивированы тем, что Енисейской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства об охране водных объектов, в ходе проведения которой в деятельности МУП "Горкомсервис" были выявлены нарушения действующего законодательства.
Так, источником водоснабжения в г. Енисейске являются подземные источники (артезианские скважины) в количестве 20 единиц, эксплуатация которых осуществляется ответчиком, согласно договору аренды N 01 с 15 от 21 октября 2014 г., заключенному между МУП "Очистные сооружения" г. Енисейска и МУП "Городской коммунальный сервис".
Ответчиком нарушаются санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель МУП г. Енисейска "Горкомсерсис" Сотникова Ю.А. просит решение суда отменить как незаконное. Указывает на то, что на дату вынесения решения суда представителю администрации г. Енисейска было известно о том, что имеются действующие лицензии на недропользование, по лицензионным соглашениям администрацией г. Енисейска передаются земельные участки в виде горных отводов площадью по 0,28 га, совпадающие с зоной санитарной охраны строгого режима, с указанием на то, что эти зоны огорожены. Данные лицензии не были отозваны, переоформлены, и являются действующими. Права пользования на земельные участки МУП г. Енисейска "Горкомсервис" не передавались, объекты водоснабжения находятся у ответчика в аренде, техническая документация на объекты водоснабжения не передавалась. Ввиду несоответствий и нарушений требований СанПин, разработка, изменение проектов зон санитарной охраны действующих скважин невозможна.
Енисейской межрайонной прокуратурой поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представителем Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края Авсиевич Л.С. подан отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился прокурор Андреев А.И., остальные участники по делу не явились, о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе были извещены надлежащим образом.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения, выслушав мнение прокурора Андреева А.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ от 30.03.1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из материалов дела и установлено судом, источниками водоснабжения населения города Енисейска Красноярского края являются три водонапорные башни, расположенные в г. Енисейске по ул. Калинина, 40 А, ул. Ромашкина, 2 А, Доброва, 19, и артезианские скважины в количестве 20 единиц, расположенные по адресам: скважина N1 (водоканал) - г. Енисейск, ул. Ленина, 160 В, скважина N 2 протяженностью 150 м - г. Енисейск, ул. Дмитрова, N2, скважина N3 (центральная котельная), протяженностью 160 м - г. Енисейск, ул. Петровского, 9В, скважина N 6 протяженностью 70 м - г. Енисейск, ул. Крупская, N39, скважина N7 протяженностью 100 м. - г. Енисейск, ул. Крупская, д.21, скважина N 8 - г. Енисейск, ул. Крупская, д.21, скважина N9 площадью 75м3, протяженностью 200 м - г. Енисейск, ул. Ленина, д.10А, скважина N70 площадью 75м3, протяженность150м - г. Енисейск, ул. Ленина, д.10А, скважина N11 площадью 25м3 - г. Енисейск, ул. Некрасова, д.66а, скважина N12 - г. Енисейск, ул. Ленина N32А, скважина N 13 площадью 25м3 - г. Енисейск, ул. Ванеева, 64А, скважина N15 площадью 15 м3 - г. Енисейск, ул. Доброва, 19, скважина N16 - г. Енисейск, ул. Куйбышева, 55а, скважина N20 и, N21 - г.Енисейск, ул. Ромашкина, 2А, скважина (нежилое строение из дерева) - г. Енисейск, ул. Пушкина, 21Б, скважина - г. Енисейск, ул. Бабушкина, 1/1, скважина протяженностью 100 м - г. Енисейск, ул. Бабушкина, 1/2, скважина - г. Енисейск, ул. Дударева д.56/1, скважина - г. Енисейск, ул. Калинина 40А, скважина - г. Енисейск, ул. Рабоче-Крестьянская, 202, скважина холодного водоснабжения - г. Енисейск, ул. Ванеева 1/9.
Данные источники водоснабжения состоят в реестре муниципальной собственности г. Енисейска, что подтверждено представленными стороной ответчика соответствующими выписками из реестра муниципальной собственности, и эксплуатируются МУП "Горкомсервис" на основании заключенного ответчиком с МУП "Очистные сооружения" договора аренды N 01с15 от 21.10.2014 года и акта приема-передачи объектов и оборудования от 01.01.2015 года.
Как следует из пояснений представителя администрации г. Енисейска и не оспаривалось истцом, право муниципальной собственности на указанные объекты водоснабжения муниципальным образованием г. Енисейск в установленном порядке не зарегистрировано.
Также установлено, что на основании распоряжения администрации г. Енисейска от 01.11.2010 г. N 1262-р и в соответствии с договором о передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение МУП "Очистные сооружения" N 168 от 01.11.2010 года Отделом по вопросам имущественных отношений администрации г. Енисейска, осуществлявшем полномочия по распоряжению муниципальным имуществом (функции которого в настоящее время выполняет МКУ "Управление муниципальным имуществом г. Енисейска") в хозяйственное ведение МУП "Очистные сооружения" г. Енисейска было передано по акту приема-передачи имущество, в том числе водозабор, водонапорные башни, водопроводы, водопроводные сети, скважины, а также очистные сооружения, канализационно-насосные станции, канализационный коллектор и др.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13.12.2013 года МУП "Очистные сооружения" г. Енисейска признано банкротом, в отношении него введена процедура конкурсного управления, которая до настоящего времени не завершена; производственную деятельность данное предприятие с 2013 года не осуществляет.
В соответствии с положениями Устава МУП "Горкомсервис" предприятие является коммерческой организацией, осуществляет в установленном законодательством порядке виды деятельности, в том числе сбор, очистку, распределение воды, удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель ответчика не оспаривал факт осуществления предприятием на территории г. Енисейска, в том числе и деятельности по бесперебойному водоснабжению и водоотведению потребителей, и получение за счет данной деятельности прибыли от предоставляемых потребителям услуг по водоснабжению и водоотведению.
Согласно п.2.3 договора аренды N 01с15 от 21.10.2014 года арендатор обязан поддерживать арендованное имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести все расходы, связанные с содержанием арендованного имущества, осуществлять капитальный ремонт переданного имущества, в случае необходимости его проведения для осуществления бесперебойной работы.
Согласно пояснениям представителя Управления Роспотребнадзора, и материалов дела, в ходе проведенной Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в 2015 году проверки, в деятельности МУП "Горкомсервис" при эксплуатации источников водоснабжения (артезианских скважин) выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, в результате которых создается угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Так, проверкой установлено неисполнение требований законодательства в частности: предприятием не разработан проект организации зон санитарной охраны водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала по адресам, указанным в договоре аренды от 21.10.2014 года, с определением границ зоны и составляющих ее поясов, планом мероприятий по улучшению санитарного состояния на территории зон санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника, правилами и режимом хозяйственного использования территории трех поясов; не предоставлено санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны указанных объектов; использование водных объектов - водозаборных скважин в конкретно указанных целях (для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения) осуществляется в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта; предприятием не согласована с органом государственного санитарно-эпидемиологического контроля программа производственного контроля качества питьевой воды.
По результатам проверки по факту выше указанных нарушений постановлением заместителя начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю N 2380 от 28.05.2015 года директор МУП "Горкомсервис" привлечен к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению) в виде штрафа.
Постановлением главного санитарного врача по г. Лесосибирску, г. Енисейске, Енисейскому, Казачинскому, Пировскому и Северо-Енисейскому району Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю N 4300 от 01.10.2015 года за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, в том числе по факту выше изложенных нарушений, юридическое лицо МУП "Горкомсервис" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.5 КоАП РФ в виде штрафа.
Данные постановления не были обжалованы и вступили в законную силу, что не оспаривалось представителем ответчика.
В структуру предприятия МУП "Горкомсервис" входят также очистные сооружения канализации, расположенные по адресу: г. Енисейск, ул. Рабоче-Крестьянская, 178. Прокурор в заявлении указал, что сброс очищенных сточных вод осуществляется в р. Енисей, что не оспаривалось представителем ответчика.
По факту выявленных нарушений постановлениями главного санитарного врача по г. Лесосибирску, г. Енисейске, Енисейскому, Казачинскому, Пировскому и Северо-Енисейскому району, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю руководитель предприятия и само юридическое лицо МУП "Горкомсервис" 28.05.2015 года и 01.10.2015 года привлечены к административной ответственности по ст. 6.3 и ст. 6.5 КоАП РФ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которые также не были обжалованы и вступили в законную силу.
Разрешая заявленные требования Енисейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, руководствуясь положениями ч.1 ст.43 Водного кодекса РФ, ст. 11, п. п. 1, 3 ст. 18, ст. 19, ч.3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 года N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02", п.1.3, 1.4-1.5, 1.10, 1.11, 1.15, 1.17 СанПиН "Зоны охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02", Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных Приказом Госстроя России от 30.12.1999 года N 168, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению в полном объеме, понуждение к устранению нарушений санитарного законодательства в данном случае является необходимой мерой, направленной на обеспечение конституционного права граждан на охрану здоровья и права на биологическую безопасность, благоприятную среду обитания, в связи с чем, бездействие ответчика в данном случае является противоправным, нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, возложил на ответчика обязанность устранить указанные прокурором нарушения требований законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и охраны водных объектов.
При этом суд указал, что отсутствие проекта зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения нарушает права неопределенного круга лиц, а требования о возложении на ответчика обязанности по разработке проекта, получению на него заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора (в данном случае Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю), получению санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водных объектов - водозаборных скважин санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, согласовании программы производственного контроля качества питьевой воды, являются обоснованными.
Кроме того, представитель ответчика не оспаривал, что указанная программа до настоящего времени в установленном порядке с Управлением Роспотребнадзора не согласована, поскольку в 2015 году была возвращена им в МУП "Горкомсервис" для устранения имеющихся недостатков и предоставления дополнительно документов.
Также МУП "Горкомсервис" как юридическое лицо, распоряжающееся указанными в иске объектами водоснабжения на праве аренды, обязано принять меры по разработке проектов зоны санитарной охраны источников водоснабжения, поскольку право аренды не только предоставляет его субъектам правомочия по временному владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию данного имущества, которое служит базой самостоятельной имущественной ответственности предприятия.
Вопреки доводам ответчика, обязанность устанавливать и соблюдать зоны санитарной охраны источников водоснабжения возлагается на лицо, осуществляющее их эксплуатацию. При этом выполнение или невыполнение предыдущим пользователем источников водоснабжения обязанности по установлению таких зон, обязанности действующей организации, осуществляющей эксплуатацию скважин в настоящее время, выполнять требование санитарно-эпидемиологического законодательства не исключает. Установление зон санитарной охраны источников водоснабжения, границ и режима зон охраны таких источников, не является актом, связанным с таким источником на весь период существования действия источника, а предполагает установление таких зон для каждого эксплуатирующего их лица. В силу ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, обязанность по обеспечению соответствия качества питьевой воды систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения санитарно-эпидемиологическим требованиям возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию указанных систем. Установление зон санитарной охраны в силу прямого указания закона является деятельность по обеспечению соответствия качества питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Кроме того, в нарушение положений ст. 9, ст. 11, ст. 22, ст. 23, ст. 44 Водного кодекса РФ, п.5 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 года N 844, п.4 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 6.7, п. 6.11, п. 6.12, п.7.1, п. 7.2, п.7.3 СанПиН 2.1.5. 980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод от загрязнения", разрешение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Министерства природных ресурсов Красноярского края на использование водного объекта МУП "Горкомсервис" не получено, предприятием не разработан проект нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, что является нарушением требований закона, размещение пунктов контроля, перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, а также периодичность проведения исследований и предоставления данных с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы ответчиком не согласованы.
В соответствии положений ч. 1 ст. 39, ст. 68, ст. 173, ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, принимая во внимание, что представитель ответчика Сотникова Ю.А. признала исковые требования в части требований о возложении обязанности на МУП "Горкомсервис" согласовать программу производственного контроля качества питьевой воды с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю; получить решение Министерства природных ресурсов Красноярского края на использование водного объекта - р. Енисей, для сброса сточных, в том числе дренажных вод; разработать проект НДС загрязняющих веществ для сброса в водный объект - р. Енисей; согласовать с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю размещение пунктов контроля за качеством воды водных объектов, перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, а также периодичность проведения исследований и предоставления данных; осуществлять в дальнейшем контроль за составом сточных вод, качеством воды водного объекта (р. Енисей) по микробиологическим (возбудители кишечных инфекций, ТКБ, ОКБ, колифаги) и паразитологическим (жизнеспособные яйца гельминтов (аскарид, власоглав, токсокар, фасциол), онкосферы тениид, и жизнеспособные цисты патогенных простейших) показателям, путем отбора проб, суд первой инстанции принял признание иска в указанной части, как не противоречащее закону и не нарушающее права и законные интересы сторон и третьих лиц.
В силу положений ст. 206 ГПК РФ суд установилответчику разумный срок для исполнения решения суда до 31.12.2016 года.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции. Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Довод апелляционной жалобы о том, что права пользования на земельные участки МУП г. Енисейска "Горкомсервис" не передавались, объекты водоснабжения находятся у ответчика в аренде, техническая документация на объекты водоснабжения также не передавалась, не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку указанные объекты водоснабжения были переданы и приняты ответчиком на основании договора аренды, на законных основаниях, данное право никем не оспорено, а самоустранение от выполнения своих обязательств вследствие передачи ему спорного имущества, а также эксплуатация водонапорных башен, скважин МУП "Горкомсервис" без исполнительной и технической документации на используемые объекты водоснабжения не свидетельствует об освобождении ответчика от соответствующих обязанностей и ответственности. Кроме того, право аренды не только предоставляет его субъектам правомочия по временному владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию данного имущества, которое служит базой самостоятельной имущественной ответственности предприятия.
При этом доводы апелляционной жалобы о том, что имеются лицензии на недропользование и юридически ЗСО на скважины были оформлены, не могут быть приняты во внимание в качестве основания для отмены решения суда, поскольку со стороны ответчика не представлены подлинники вышеназванных лицензий, а потому данные доводы являются голословными и не подтвержденными достаточными доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены или не учтены судом первой инстанции при разрешении спора и опровергали бы выводы суда первой инстанции или влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.
Иные доводы апелляционной жалобы, в том числе связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм права, чем у суда первой инстанции, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Енисейского районного суда Красноярского края от 25 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя МУП г. Енисейска "Горкомсервис" Сотниковой Ю.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.