Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего Сидоркина И.Л.,
судей Бакиной Е.Н., Дубровиной И.Л.,
при секретаре Воложаниновой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове дело по иску прокурора г. Кирова к КОГБУЗ "Кировский областной наркологический диспансер" об обязании постановки на профилактическое наблюдение,
поступившие по апелляционному представлению и.о. прокурора г. Кирова на решение Октябрьского районного суда г. Кирова от 18 марта 2016 года, которым в удовлетворении исковых требований прокурора г. Кирова к КОГБУЗ "Кировский областной наркологический диспансер" об обязании постановки на профилактическое наблюдение Л. отказано.
Заслушав доклад судьи Сидоркина И.Л., судебная коллегия Кировского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Кирова обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением к КОГБУЗ "Кировский областной наркологический диспансер" об обязании постановки на профилактическое наблюдение. В обоснование требований указал, что в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере выявления и учета лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, установлены факты бездействия должностных лиц КОГБУЗ "Кировский областной наркологический диспансер" в части не постановки лиц на профилактическое наблюдение.
Проверкой установлено, что Л. , "дата" г.р., неоднократно (09.04.2015, 22.04.2015, 06.05.2015, 31.08.2015) был освидетельствован сотрудниками КОГБУЗ "Кировский областной
наркологический диспансер" по направлению правоохранительных органов на состояние опьянения, вызванного потреблением наркотических средств и психотропных веществ. По результатам проведенных химико - токсикологических исследований во всех четырех случаях были установлены факты потребления Л. наркотических средств. Однако в нарушение действующего порядка на профилактическое наблюдение Л. в КОГБУЗ "КОНД" не взят, каких-либо мер к постановке Л. как то предусмотрено действующим законодательством, на профилактическое наблюдение сотрудниками КОГБУЗ "КОНД" не принято.
Бездействие должностных лиц является незаконным по следующим основаниям.
В соответствии с Приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 929н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "наркология" КОГБУЗ "КОНД" является государственным учреждением, наделенным публичными полномочиями в сфере охраны здоровья граждан, оказывающих медицинскую помощь наркологическим больным, выполняющим функции, в том числе, связанные с профилактикой
потребления наркотических средств и психотропных веществ.
В соответствии со ст. 1.1 Инструкции о порядке выявления и учета
лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических или других
средств, влекущих одурманивание, оформления и направления на
принудительное лечение больных наркоманией, утвержденной приказом
Минздрава СССР, МВД СССР от 20.05.1988 N 402/109 (далее - Инструкция) в целях усиления борьбы с наркоманией, обеспечения на этой основе охраны здоровья населения органы здравоохранения в строгом соответствии с действующим законодательством осуществляют выявление и учет лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических или других средств, влекущих одурманивание.
В соответствии со ст. 1.3 Инструкции одним из оснований постановки на учет таких лиц является установление факта потребления наркотических или других средств без назначения врача с целью одурманивания.
Пунктом 1.1 Приказа Минздрава СССР от 12.09.1988 N 704 утверждена Инструкция о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания.
Целью профилактического (динамического) наблюдения является предупреждение развития у лиц группы риска хронического алкоголизма, наркоманий и токсикомании. За время профилактического наблюдения лица группы риска получают необходимую медицинскую помощь, способствующую прекращению пьянства и употребления наркотических и других одурманивающих средств (раздел 2 Инструкции от 12.09.1988).
Определением Верховного Суда РФ от 28.02.2013 N АПЛ13-29 сделан вывод, что абзац первый раздела 1 Инструкции, которым определен круг лиц, подлежащих диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях, и абзац третий раздела 1 Инструкции, предусматривающий, что за лицами, обратившимися за наркологической помощью самостоятельно или по направлению различных общественных организаций, лечебно- профилактических учреждений, предприятий и организаций, органов внутренних дел, у которых злоупотребление алкоголем, наркотическими и другими одурманивающими средствами не сопровождается клиническими проявлениями заболевания ("группа риска"), организуется профилактическое наблюдение, признаны судом не противоречащими Закону Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан на ее оказании" и Федеральному закону "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В соответствии с Приказом Минздрава РФ от 31.12.2002 N 420 "Об утверждении форм первичной медицинской документации для психиатрических и наркологических учреждений" в группу профилактического наблюдения ("П") в соответствии с "Инструкцией о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания" включаются больные, употребление которыми психоактивных веществ не сопровождается формированием синдрома зависимости (в соответствии с МКБ-10 - острая интоксикация и употребление психоактивных веществ с вредными последствиями (F10.0xx-F19.0xH(T), F10.1-F19.1H(T)).
В соответствии со ст. 48 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 30.09.2015) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента, таким образом, в компетенцию врачебной комиссии КОГБУЗ "КОНД" в том числе включены и полномочия по постановке на профилактическое наблюдение лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ.
По факту не постановки лиц, допускающих потребление наркотических средств и психотропных веществ, в том числе и Л. на профилактическое наблюдение в КОГБУЗ "КОНД" прокуратурой г. Кирова вносились представления на имя главного врача КОГБУЗ "КОНД", а так же в министерство здравоохранения по Кировской области, однако в их удовлетворении было отказано, Л. на профилактическое наблюдение КОГБУЗ "КОНД" до настоящего времени не поставлен.
Указом Президента РФ от 09.06.2010 N 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года" установлено, что стратегической целью государственной политики в области развития наркологической медицинской помощи является своевременное выявление и лечение лиц, незаконно потребляющих наркотики, совершенствование наркологической медицинской помощи больным наркоманией, повышение ее доступности и качества, снижение уровня смертности.
Статьей 4 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" установлено, что одним из основных направлений политики в сфере оборота наркотических средств является побуждение больных наркоманией к лечению от наркомании и медицинской и (или) социальной реабилитации, а также побуждение лиц, эпизодически потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, к прохождению профилактических мероприятий.
Наркоситуация в Российской Федерации характеризуется расширением масштабов незаконного распространения немедицинского потребления наркотиков, что представляет серьезную угрозу здоровью нации, экономике страны, правопорядку и безопасности государства.
Не постановка на профилактическое наблюдение лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, создает угрозу для жизни и здоровья граждан, их прав и законных интересов. Согласно Требованию ИЦ Л. неоднократно привлекался к уголовной и административной ответственности, в том числе, как за потребление наркотических средств, так и за управление транспортным средств в состоянии опьянения. Учитывая криминогенную обстановку, постановка на профилактическое наблюдение лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, может способствовать снижению преступлений и правонарушений, совершаемых на территории города, в связи с чем на основании ст. 45 ГПК РФ прокурор обращается в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц.
Прокурор г. Кирова просил суд обязать КОГБУЗ "Кировский областной наркологический диспансер" поставить на профилактическое наблюдение Л. , "дата" г.р., зарегистрированного по адресу: "адрес"
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
И.о. прокурора г. Кирова, не согласившись с решением суда, в апелляционном представлении ставит вопрос о его отмене, как принятого с нарушением норм материального права, вынесении нового судебного акта об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме. В обоснование приведены доводы, аналогичные содержанию искового заявления. Дополнительно указывает, что необоснованна ссылка в решении суда на отсутствие информированного добровольного согласия Л. для постановки его на профилактическое наблюдение. Постановка Л. на профилактическое наблюдение, как то предусмотрено Инструкцией о порядке выявления и учета лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических или других средств, влекущих одурманивание, оформления и направления на принудительное лечение больных наркоманией, утвержденной приказом Минздрава СССР, МВД СССР от 20.05.1988 N 402/109, не является медицинским вмешательством в смысле, придаваемом статьей 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", и не требует обязательного согласия лица. Кроме того, из содержащихся в материалах дела копий карты амбулаторного больного Л. следует, что информированное добровольное согласие Л. на определенные виды медицинского вмешательства имеется. Не соответствие формы указанного согласия форме, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2012 N 1177н, не может являться основанием для признания такого согласия недействительным, а лишь свидетельствует о ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей и несоблюдении требований действующего законодательства врачом-наркологом, получившим указанное согласие от Л. Не постановка на профилактическое наблюдение лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, создает угрозу для жизни и здоровья граждан, их прав и законных интересов в связи с тем, что к указанным лицам невозможно применить ограничения, предусмотренные федеральным законодательством, в том числе ограничение к управлению ТС, владению и хранению огнестрельного оружия, запрет на определенные виды работ.
В письменном отзыве главный врач КОГБУЗ "КОНД" Томинина "данные изъяты" оспаривает доводы апелляционного представления и.о. прокурора г. Кирова, просит решение Октябрьского районного суда от 18.03.2016 оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
Управление ФСКН России по Кировской области в лице представителя по доверенности Стяжкиной "данные изъяты" в отзыве на апелляционное представление и.о. прокурора г. Кирова указывает на законность и обоснованность решения суда от 18.03.2016, поскольку судом не установлено, что Л. самостоятельно обращался за помощью в наркологический диспансер и дал своё согласие на постановку на профилактическое наблюдение.
В суде апелляционной инстанции помощник облпрокуратуры Новикова "данные изъяты" поддержала требования и доводы апелляционного представления и.о. прокурора г. Кирова.
Представители ответчика КОГБУЗ "Кировский областной наркологический диспансер" по доверенностям Краева "данные изъяты" и Окулова "данные изъяты" поддержали доводы возражений на апелляционное представление и.о. прокурора г. Кирова.
Представитель Управления ФСКН России по Кировской области по доверенности Стяжкина "данные изъяты" просит о рассмотрении апелляционного представления и.о. прокурора без её участия.
Л. в судебное заседание не явился, в то время как судом были надлежащим образом предприняты меры по его извещению посредством направления телеграмм по имеющимся в материалах дела адресам. В соответствии с уведомлениями о доставке вышеуказанных телеграмм установлено, что телеграмма "не доставлена, квартира закрыта, адресат по извещению за телеграммой не является", что применительно к ч. 2 ст. 117 ГПК РФ отказ в получении судебного извещения следует считать надлежащим извещением о слушании дела, судебная коллегия с учетом положений ч. 1 ст. 327, ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционного представления и возражений на него, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционного представления, судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда не находит оснований для отмены или изменения постановленного решения суда.
Из материалов дела следует, что прокуратура г. Кирова путем получения информации из КОГБУЗ "Кировский областной наркологический диспансер" (ответ на запрос от 19.11.2015) выявила гражданина Л. ., "дата" г.р., который не состоит на профилактическом наблюдении в КОГБУЗ "Кировский областной наркологический диспансер". При этом у Л. по результатам химико-токсикологических исследований от 12.04.2015, 23.04.2015, 08.05.2015, 01.09.2015 было установлено наличие наркотических веществ в биологических объектах.
Постановлениями мирового судьи судебного участка N Ленинского судебного района г. Кирова от 13.01.2015, N Октябрьского судебного района г. Кирова от 23.04.2015 Л. привлекался к административной ответственности по ст. 6.9 КоАПРФ - потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.
Постановлениями мировых судей на Л. возложена обязанность явиться в КОГБУЗ "Кировский областной наркологический диспансер" в течение 3 дней со дня вступления постановлений в законную силу для прохождения диагностики, а при необходимости - профилактических мероприятий, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию.
Постановлением Правительства РФ от 28.05.2014 N 484 утверждены Правила контроля за исполнением лицом возложенной на него судом при назначении административного наказания обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.
Из сообщения УФСКН России по Кировской области (без даты) в адрес КОГБУЗ "Кировский областной наркологический диспансер" видно, что Л. поставлен на учет, контроль за исполнением обязанности пройти диагностику осуществляется начальником "данные изъяты" А.
Письмом от 15.05.2015 КОГБУЗ "Кировский областной наркологический диспансер" проинформировало "данные изъяты" о том, что Л. по вызову на прием к врачу психиатру-наркологу не явился.
17.07.2015 и 01.09.2015 прокурором г. Кирова в адрес КОГБУЗ "Кировский областной наркологический диспансер" внесены представления об устранении выявленных нарушений федерального законодательства в сфере постановки на учет лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических или других средств, влекущих одурманивание, в котором указано, что из 268 лиц, выявленных в состоянии одурманивания вследствие употребления наркотических средств, 42 лица поставлены на учет в КОГБУЗ "Кировский областной наркологический диспансер".
Из писем КОГБУЗ "Кировский областной наркологический диспансер" от 24.07.2015, 31.07.2015 следует, что оснований для постановки на профилактическое наблюдение без добровольного согласия лица не имеется.
Аналогичная позиция усматривается из писем от 26.08.2015 внештатного специалиста-психиатра Министерства здравоохранения Российской Федерации, от 05.07.2005 Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, от 16.09.2015 Минздрава России, от 09.10.2015 Минздрава Кировской области.
Копия карты амбулаторного больного по форме N в соответствии с приказом Минздрава РФ от 31.12.2002 N 420 подтверждает сведения о том, что Л. неоднократно освидетельствован на предмет наркотического опьянения, в карте имеются постановления о привлечении его к административной ответственности по ст. 6.9 КоАПРФ, сообщения "данные изъяты", письма о вызове Л. на прием к врачу, возвратные конверты с его места жительства.
Разрешая исковые требовании по существу, суд первой инстанции, установив, что Л. медицинский диагноз по профилю "наркомания" не установлен, в амбулаторной карте добровольного согласия Л. на медицинское вмешательство по установленной приказом Министерства здравоохранения РФ 20.12.2012 N 1177н форме отсутствует, в удовлетворении исковых требований прокурора г. Кирова к КОГБУЗ "Кировский областной наркологический диспансер" об обязании постановки на профилактическое наблюдение Л. "данные изъяты" г.р., отказал.
Судебная коллегия считает данный вывод районного суда законным и обоснованным по следующим основаниям.
На основании ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны и безопасности государства.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" основными принципами охраны здоровья являются: 1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; 2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Статьей 2 указанного Федерального закона установлены основные понятия:
медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг (п.3);
медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций (п.5);
профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания; (п.6)
пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния (п.9).
В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
Согласно п. 9 ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается:
1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители (в отношении лиц, указанных в части 2 настоящей статьи);
2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;
4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);
5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы.
В соответствии со ст. 4 (1) Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 28.11.2015) "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" психиатрическая помощь оказывается при добровольном обращении лица и при наличии его информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Приказом Минздрава СССР от 12.09.1988 N 704 утверждена Инструкция о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания.
Целью профилактического наблюдения является предупреждение развития у лиц группы риска хронического алкоголизма, наркоманий и токсикомании. За время профилактического наблюдения лица группы риска получают необходимую медицинскую помощь, способствующую прекращению пьянства и употребления наркотических и других одурманивающих средств.
За лицами, обратившимися за наркологической помощью самостоятельно или по направлению различных общественных организаций, лечебно-профилактических учреждений, предприятий и организаций, органов внутренних дел, у которых злоупотребление алкоголем, наркотическими и другими одурманивающими средствами не сопровождается клиническими проявлениями заболевания (в дальнейшем по тексту группа риска), организуется профилактическое наблюдение.
На всех наркологических больных и лиц группы риска в установленном порядке заполняется медицинская карта амбулаторного наркологического больного (ф. N 025-5/у-88) и контрольная карта диспансерного наблюдения за психически больным (ф. N 030-1/у). Диспансерный учет больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактическое наблюдение лиц группы риска осуществляются по месту жительства, в территориальных наркологических учреждениях (подразделениях).
Диагноз наркологического заболевания может быть установлен как в амбулаторных, так и в стационарных условиях только врачом психиатром-наркологом в соответствии с принципами деонтологии и строгим соблюдением действующих документов Минздрава СССР.
При установлении диагноза хронического алкоголизма, наркомании и токсикомании больные в обязательном порядке предупреждаются о социально-правовых аспектах, связанных с наличием наркологических заболеваний (ограничения на определенные виды трудовой деятельности, возможность принудительного лечения и т.д.). Аналогичная работа проводится с лицами, замеченными в немедицинском потреблении наркотических средств.
В отдельных случаях диагноз наркологического заболевания может быть установлен при обследовании и лечении в психиатрических (психоневрологических) учреждениях, однако, окончательное решение вопроса о необходимости диспансерного учета (профилактического наблюдения) в данных случаях принимается участковым врачом психиатром-наркологом по месту жительства больного (лица группы риска) по получении соответствующих материалов и при необходимости после дополнительного обследования.
Раздел 2 Инструкции "Сроки диспансерного учета больных и профилактического наблюдения лиц группы риска в наркологических учреждениях (подразделениях)" предусматривает, что за время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. За время профилактического наблюдения лица группы риска получают необходимую медицинскую помощь, способствующую прекращению пьянства и употребления наркотических и других одурманивающих средств.
Срок профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств, - 1 год.
Порядок постановки на учет в наркологических учреждениях (подразделениях) лиц с немедицинским потреблением наркотических и других одурманивающих средств изложен в Инструкции, утвержденной Приказом Минздрава СССР и МВД СССР от 20.05.1988 N 402/109, который Приказом Минздрава России от 18.05.2016 N 304 признан не действующим на территории Российской Федерации.
Согласно п. 1.3 Инструкции о порядке выявления и учета лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических или других средств, влекущих одурманивание, оформления и направления на принудительное лечение больных наркоманией (действовала на момент вынесения судом решения от 18.03.2016), основаниями для постановки на учет таких лиц является заключение врача психиатра-нарколога медицинского учреждения, подтверждающее диагноз "наркомания", "токсикомания" или установление факта потребления указанных в пункте 1.1 настоящей Инструкции средств без назначения врача.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 07 июля 2015 года N 422ан "Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи" установлены критерии, применяемые при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях, где указано обязательное условие для оказания медицинской помощи - наличие информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. В качестве критериев также указаны первичный осмотр пациента и установление диагноза (то есть установление диагноза осуществляется только в ходе оказания медицинской помощи). При установлении наркологического диагноза, в том числе и "Пагубное употребление наркотических средств", врач психиатр-нарколог в обязательном порядке предупреждает гражданина о социально-правовых аспектах, связанных с установлением данного диагноза. Одним из основных методов для установления диагноза является анамнез, т.е. совокупность сведений о больном и его заболевании, полученных путем опроса самого больного и используемых для установления диагноза, прогноза болезни, выбора оптимальных методов ее лечения и профилактики. Во время сбора анамнеза должно быть достигнуто взаимопонимание и доверие между врачом психиатром-наркологом и пациентом, гарантирована врачебная тайна. Кроме того, необходимо провести осмотр больного, чтобы получить представление о его психическом и физическом состоянии. Для установления достоверного диагноза может потребоваться дополнительная лабораторная диагностика.
Из материалов дела видно, что Л. направлялся в Диспансер сотрудниками УФСКН РФ по Кировской области не в целях оказания наркологической помощи, а с целью медицинского освидетельствования в рамках административного дела. Данное медицинское освидетельствование проводится в соответствии с Временной инструкцией Минздрава СССР от 01 сентября 1988 года N 06-14/33-14 "О порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения", которой не предусмотрено в рамках проведения медицинского освидетельствования установление наркологического диагноза.
Материалы дела не содержат доказательств того, что Л. самостоятельно обращался за помощью в наркологический диспансер и дал согласие на постановку на профилактическое наблюдение. Так, после медицинских освидетельствований, установивших факт нахождения Л. в состоянии одурманивания, вызванного употреблением наркотических средств и психотропных веществ 09.04.2015, 06.05.2015 и 31.08.2015, Л. на прием к врачу психиатру-наркологу не являлся, дополнительных исследований не проходил, следовательно, поставить ему диагноз не представилось возможным.
Довод представления о наличии в карте амбулаторного больного Л. его информированного добровольного согласия на определенные виды медицинского вмешательства отклоняется судебной коллегией. Добровольные согласия от 28.12.2015 и 29.12.2015 подписаны Л. на конкретный вид медицинского вмешательства - консультация врача психиатра-нарколога, по результатам которого был установлен предварительный диагноз "пагубное с вредными последствиями употребление наркотических (токсических) веществ". С целью установления окончательного диагноза и определения тактики дальнейшего наблюдения врачом психиатром-наркологом Л. было рекомендовано в течение 10 дней после медицинского освидетельствования явиться на прием к врачу психиатру-наркологу КОГБУЗ "КОНД", что им не было сделано.
В связи с тем, что для постановки Л. на профилактическое наблюдение не были выполнены следующие условия: наличие добровольного письменного согласия пациента на медицинское вмешательство, наличие окончательного диагноза, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований у суда не имелось, с чем соглашается суд апелляционной инстанции.
Доводы настоящего апелляционного представления этот вывод суда апелляционной инстанции и выводы, изложенные в мотивировочной и резолютивной частях обжалуемого решения, не опровергают.
В целом доводы апелляционного представления сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые истец ссылался в суде первой инстанции в обоснование своих доводов, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности.
При проверке законности и обоснованности решения по настоящему делу в апелляционном порядке, с учетом положений ч.ч.1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не установиланарушений норм материального или процессуального законодательства судом первой инстанции, являющихся основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Кирова от 18 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.