Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Дубровиной И.Л.,
судей Бакиной Е.Н., Шерстенниковой Е.Н.,
при секретаре Воложаниновой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кирове гражданское дело по апелляционной жалобе Мамаевой "данные изъяты" на решение Оричевского районного суда Кировской области от 11 мая 2016 года по иску Мамаевой "данные изъяты" к Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, ФБУ "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации", войсковой части N, ТУ Росимущества в Кировской области о признании договора найма служебного жилого помещения в части недействующим с момента заключения, о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, которым постановлено:
Мамаевой "данные изъяты" в удовлетворении исковых требований о признании договора найма служебного жилого помещения N от "дата" в части указания на служебное жилое помещение недействующим с момента заключения, о признании за ней права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и признании права собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: "адрес" отказать;
заслушав доклад судьи Кировского областного суда Дубровиной И.Л.,
УСТАНОВИЛА:
Мамаева "данные изъяты" обратилась в суд с иском к Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, ФБУ "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли РФ", войсковой части N ТУ Росимущества в Кировской области о признании договора найма служебного жилого помещения в части недействующим с момента заключения, о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование иска указала, что проживает в трехкомнатной квартире по адресу: "адрес" Квартира была предоставлена ей по договору найма жилого помещения от 26.05.2006 командиром войсковой части N, действующим от имени собственника - ФБУ "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли РФ". Квартира находится в собственности РФ. Федеральной целевой программой "Уничтожение запасов химического оружия в РФ", утверждённой постановлением Правительства РФ от 21.03.1996 N 305, было предусмотрено строительство объектов по уничтожению химического оружия, в том числе указанного дома, в котором проживает истец. Государственным заказчиком программы выступало Министерство промышленности и торговли РФ. Этой же программой, в связи с уничтожением и хранением химоружия на объекте " "данные изъяты" предусмотрено строительство социальной инфраструктуры: жилья, медицинских центров и т.д. Договор найма хотя и составлен как на служебное жильё, однако статуса служебного жилья квартира не имеет, и на момент ее вселения не имела. Поскольку решения о признании за квартирой статуса "служебного жилья" не имеется, то договорнайма служебного жилого помещения, заключенный с нею, является недействующим в этой части смомента заключения. С учетом уточнения исковых требований, просила признать договор найма служебного жилого помещения N от "дата", заключенный с в/ч N на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" в части указания на служебное жилое помещение, недействующим с момента заключения; признать за ней право пользования жилым помещением, расположенными по адресу: "адрес", на условиях договора социального найма; признать за ней право собственности на квартиру по адресу: "адрес", в порядке приватизации.
Оричевским районным судом Кировской области 14 мая 2016 года постановлено решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе на решение суда Мамаева "данные изъяты" указала, что с решением суда не согласна. В обоснование жалобы привела доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. В частности считает, что ответчиками не соблюдена процедура присвоения статуса "служебное жилье" в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, на период вселения истца в квартиру, она не имела статуса служебной и не имеет его по настоящее время. Вывод суда о наличии статуса служебного жилья не основан на фактических обстоятельствах дела и не подтвержден документально. Ответчики не предоставили договор с ФБУЗ МСЧ-52 о передаче домов (квартир) для их работников. В тексте решения начальника объекта УХО от октября 2005 ссылка на служебное жилье отсутствует. В документе лишь предлагается включить в перечень служебных квартиры дома "адрес". Применение срока исковой давности является незаконным, поскольку истец узнала о нарушении порядка придания статуса служебного жилья только на судебном заседании. Просит отменить решение суда и принять по делу новое решение.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель войсковой части N по доверенности Селюнин "данные изъяты" указал на необоснованность изложенных в ней доводов, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Минпромторга России по доверенности Геворгян "данные изъяты" указала на необоснованность изложенных в ней доводов. Просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, письменно ходатайствовала о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя ответчика.
На заседании суда апелляционной инстанции Мамаева "данные изъяты" извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, отсутствовала. Её представитель по доверенности Козлов "данные изъяты". доводы жалобы поддержал.
Представитель войсковой части N и ФБУ" Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли РФ" по доверенностям Селюнин "данные изъяты" указал на законность и обоснованность решения суда.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом, представителей не направили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность судебного постановления, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что истец проживает в трёхкомнатной квартире N, расположенной по адресу: "адрес"
Мамаева "данные изъяты" считая, что имеет право на получение в порядке приватизации в собственность данной квартиры, обратилась в суд.
Суд первой инстанции, рассматривая требования истца, не нашел оснований для их удовлетворения. Отказ мотивировал тем, что право пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма у Мамаевой "данные изъяты" не возникло, следовательно, отсутствуют правовые основания для передачи спорной квартиры в собственность в порядке приватизации. Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске срока исковой давности в части требования о признании недействующим с момента заключения указания в договоре найма жилого помещения N от "дата" на статус служебного помещения, что явилось самостоятельным основанием к отказу в иске.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции законными и обоснованными в виду нижеследующего.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" N 1541-1 от 04 июля 1991 года, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации служебные жилые помещения.
Статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированные жилые помещения) относятся служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с указанием вида специализированных жилых помещений, и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, в наем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан и связаны с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ст. 99 ЖК РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений ( действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления ) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии со ст. 100 ЖК РФ, по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нём. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
В соответствии со ст. 104 ЖК РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры. Категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения в жилищном фонде Российской Федерации, устанавливаются органом государственной власти Российской Федерации. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Федеральной целевой программой "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации", утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 года N 305, было предусмотрено строительство 7 объектов по уничтожению химического оружия, в том числе " "данные изъяты"" ( "данные изъяты"), начиная с 2006 года.
Государственным заказчиком программы выступает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 07 ноября 2000 года N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы социальной защиты граждан, работающих с химическим оружием по трудовому договору (контракту), военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, занятых на работах с химическим оружием (далее - граждане, занятые на работах с химическим оружием).
Согласно ст. 1 Закона ко второй группе работ с химическим оружием относятся медико-санитарное обеспечение работ по хранению и уничтожению химического оружия.
В соответствии со статьей 10 вышеуказанного Закона, гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируется предоставление служебных жилых помещений в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации, на период работы указанных граждан с химическим оружием без права приватизации этих помещений. Порядок предоставления и освобождения служебных жилых помещений устанавливается Правительством Российской Федерации.
В Списке производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых даёт право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки, утверждённом ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года N 188, значится Объект по хранению и уничтожению химического оружия, "данные изъяты" (объект N).
В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления служебных жилых помещений гражданам, занятым на работах с химическим оружием, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2001 года N 811, гражданам, занятым на работах с химическим оружием, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать вблизи места работы, администрацией объекта по уничтожению химического оружия предоставляются служебные жилые помещения. Служебные жилые помещения предоставляются гражданам только на время их работы с химическим оружием.
В силу пункта 13 Порядка служебные жилые помещения, предоставляемые гражданам, занятым на работах с химическим оружием, не подлежат приватизации или обмену на другие жилые помещения.
В рамках выполнения Федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 года N 305, для обеспечения служебным жильем персонала объекта УХО в "адрес", за счет государственных средств был построен и введен в эксплуатацию 48-квартирный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес"
Спорная квартира N вышеназванного дома находится в собственности Российской Федерации.
Решением начальника объекта по хранению и уничтожению химического оружия на размещение военнослужащих и эксплуатационного персонала объекта по уничтожению химического оружия в "данные изъяты" от 2 февраля 2006 года, жилые квартиры в 48-ми квартирном доме, построенном по федеральной целевой программе "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации", переданы организациям на условиях, определенных договором, и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на период эксплуатации объекта по уничтожению химического оружия в пос. "данные изъяты", в том числе, 10 квартир переданы Региональному управлению "данные изъяты".
Из трудовой книжки Мамаевой "данные изъяты" следует, что 23 мая 2006 года она принята на должность "данные изъяты" N N объекта уничтожения химического оружия (УХО) "данные изъяты". 28.04.2011 ФГУЗ "данные изъяты" переименована в ФБУЗ "данные изъяты". Работает в указанной должности по настоящее время.
Согласно списку распределения жилых помещений представителям организаций, обеспечивающим обслуживание и эксплуатацию объекта по хранению и уничтожению химического оружия "данные изъяты" в 48 квартирном жилом доме в "данные изъяты", и списку заселения жилого дома N по "адрес", Мамаевой "данные изъяты" как сотруднику ФМБА России предоставлена двухкомнатная квартира N.
26.05.2006 между войсковой частью N в лице командира ФИО12 и Мамаевой "данные изъяты" заключён договор найма служебного жилого помещения N. Согласно договору наймодатель передал нанимателю и членам ее семьи для временного проживания квартиру по адресу: "адрес". Жилое помещение предоставлено в связи с работой на объекте уничтожения химического оружия N "адрес" и на период трудовых отношений с ФГУЗ "данные изъяты"
08.02.2016 года Мамаева "данные изъяты" обратилась к командиру войсковой части N с заявлением о передаче в собственность спорной квартиры. Командир войсковой части N отказал истцу в передаче в собственность в порядке приватизации занимаемой ею квартиры, так как жилые квартиры в доме N на "адрес", построенном по федеральной целевой программе "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации", утверждённой Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1996 года N 305, предназначены для заселения граждан, занятых на работах с химическим оружием.
Спорная квартира предоставлена истцу в связи с её работой в поликлинике "данные изъяты" Федерального медико-биологического агентства и выполнением ею работ, предусмотренных п. 6 ч. 3 ст. 1 ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" (медико-санитарное обеспечение работ по хранению и уничтожению химического оружия). С истцом заключен договор найма служебного жилого помещения, по которому жилое помещение предоставлено на период действия трудовых отношений истца.
Данная квартира в порядке, установленном правительством РФ, к специализированному жилищному фонду не отнесена. Однако, как правильно указал суд первой инстанции, каких-либо положений, позволяющих, в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит. Более того, предоставленная истцу квартира не подлежит приватизации в соответствии со ст. 10 Федерального закона "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" и пунктом 2 Порядка предоставления служебных жилых помещений гражданам, занятым на работах с химическим оружием, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2001 года N 811, что согласуется со ст. 92 ЖК РФ.
Кроме того, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о пропуске истцом срока исковой давности по требованию о признании недействующим с момента заключения договора найма служебного жилого помещения N от "дата" в части указания на служебное жилое помещение.
Суд первой инстанции верно указал, что спорное жилое помещение является служебным и предоставляется истцу на период её трудовых отношений. Данный факт был известен Мамаевой "данные изъяты" с "дата", т.е., с даты заключения договора найма служебного помещения N однако, исковые требования о признании недействующим с момента заключения договора найма жилого помещения в части указания на служебный статус помещения, заявлены ею только "дата" что в свою очередь свидетельствует о пропуске истцом трехгодичного срока исковой давности, установленного ст. 196 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую оценку в решении суда, не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется оснований.
С учетом данных обстоятельств судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Оставить решение Оричевского районного суда Кировской области от 11 мая 2016 года без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.