Заместитель председателя Кировского областного суда И.В.Ембасинов, рассмотрев жалобу представителя крестьянского хозяйства "Наташа" Одинцова С.В. на постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике от 24 декабря 2015 года, решение судьи Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 08 апреля 2016 года, решение судьи Кировского областного суда от 26 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении крестьянского хозяйства "Наташа"
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике от 24 декабря 2015 года, оставленным без изменения решением судьи Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 08 апреля 2016 года и решением судьи Кировского областного суда от 26 мая 2016 года крестьянское хозяйство "Наташа" (КФХ "Наташа") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе заявитель просит об отмене принятых по делу решений, считая их незаконными.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, нахожу, что оснований для ее удовлетворения нет, так как заявителем приводятся те же доводы, которые уже проверялись, и им была дана полная, объективная оценка судом первой и второй инстанций. Соответствующее обоснование приведено в текстах решений судов.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.
Исходя из положений статьи 42 Земельного кодекса РФ, части 1 статьи 6 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации установлены в Перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369.
В соответствии с указанным Перечнем неиспользование земельного участка определяется на основании следующих признаков: на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; на пастбищах не производится выпас скота; на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений; залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов; закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.
В силу статей 77, 78, 79 Земельного кодекса РФ для ведения сельскохозяйственного производства выделяются сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища, залежи), которые имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Из материалов административного дела следует, что КФХ "Наташа" на основании договора аренды N 147 от 22 января 1998 года арендует земельный участок общей площадью 3728,1 га с кадастровым номером 43:12:000000:99 для сельскохозяйственных целей.
27 ноября 2015 года выявлено нарушение КФХ "Наташа" требований Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", выразившееся в неиспользовании земельного участка N 2 площадью 97 га, являющегося частью вышеуказанного земельного участка, находящегося вблизи урочища Бызы на территории Поломского сельского поселения Кирово-Чепецкого района, Кировской области для ведения сельскохозяйственного производства и иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в период с 2005 года по 2015 год. При осмотре земельного участка установлено, что на территории участка не проводятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы, земельный участок зарос сорной и древесной растительностью (осины высотой до 3 м, сосны высотой более 2 м, ели высотой до 2 м.)
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении КФХ "Наташа" дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях и привлечения юридического лица к административной ответственности.
Факт совершения административного правонарушения и виновность КФХ "Наташа" подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают. Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, начальник отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях КФХ "Наташа" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях и виновности юридического лица в совершении правонарушения.
Выводы суда о виновности крестьянского хозяйства в совершении указанного административного правонарушения, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и установленным в судебных заседаниях суда первой и второй инстанций. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Обжалуя принятые по делу судебные решения в порядке пересмотра, заявитель приводит доводы об отсутствии в действиях юридического лица состава вменяемого административного правонарушения. Вместе с тем, указанные доводы являлись предметом рассмотрения суда первой и второй инстанций и получили надлежащую правовую оценку применительно к обстоятельствам, связанным с наличием в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения.
Иных доводов, которые бы свидетельствовали об отсутствии в действиях КФХ "Наташа" состава вмененного административного правонарушения и не были предметом рассмотрения судебных инстанций в жалобе не приведено.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, суд установилвсе юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения квалифицировав юридического лица в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене постановленных по делу решений, а потому не могут быть приняты во внимание.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, о чем заявитель просит в жалобе, выносится в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таких нарушений по данному делу не допущено.
Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном правонарушении, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения обжалуемых принятых по делу решений не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.12 -30.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике от 24 декабря 2015 года, решение судьи Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 08 апреля 2016 года, решение судьи Кировского областного суда от 26 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении крестьянского хозяйства "Наташа" оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Кировского областного суда И.В.Ембасинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.