Судья Кировского областного суда Костицына О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Соколова А.И. - Лопатина В.Г. на решение судьи Куменского районного суда Кировской области от 17 мая 2016 года по жалобе Соколова А.И. на постановление старшего государственного лесного инспектора в Куменском лесничестве Кировской области - начальника лесного отдела министерства лесного хозяйства Кировской области Куменского лесничества Чекалкина П.И. от 22 марта 2016 года N 11 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Соколова А.И.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного лесного инспектора в Куменском лесничестве Кировской области - начальника лесного отдела министерства лесного хозяйства Кировской области Куменского лесничества Чекалкина П.И. от 22 марта 2016 года N 11 специалист по лесному фонду ООО "УК "Лесхоз" Соколов А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Куменского районного суда Кировской области от 17 мая 2016 года, принятым по жалобе Соколова А.И., постановление старшего государственного лесного инспектора в Куменском лесничестве Кировской области- начальника лесного отдела министерства лесного хозяйства Кировской области Куменского лесничества Чекалкина П.И. от 22 марта 2016 года N 11 изменено, Соколову А.И. назначено административное наказание в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Кировский областной суд, защитник Соколова А.И. - Лопатин В.Г. просит решение Куменского районного суда Кировской области от 17 мая 2016 года отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что при рассмотрении дела судом не учтены положения Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Приказ Минприроды России от 31 августа 2015 года N 373 "Об утверждении Порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядка оформления результатов таких осмотров, обследований", которыми предусмотрен порядок проведения мероприятий по государственному надзору в лесах. Результаты проверки, полученные с грубым нарушением установленных Федеральным законом N 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательством нарушения юридическим лицом обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене.
В поступивших от лесного отдела Куменского лесничества возражениях и.о. начальника отдела Кувалдина Е.В. указывает на то, что лесничий в рамках действующего законодательства имеет право на проведение патрулирования территории лесного фонда, обследование лесосек и оценку качества их разработки, а в случае выявления нарушения лесного законодательства обязан возбудить дело об административном правонарушении, в том числе путем составления протокола об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица Соколова А.И. был составлен 15 марта 2016 года лесничим Куменского участкового лесничества Чендеем Ю.И. по факту нарушений, выявленных в ходе совместной проверки с прокуратурой Куменского района, проходившей с 08 февраля 2016 года по 29 февраля 2016 года, согласно поручению N 02-06-2016 от 08 февраля 2016 года. Осуществление административного производства с момента возбуждения административного дела до момента принятия по нему решения проведено должностными лицами в соответствии с действующим законодательством. В связи с указанным считает жалобу неподлежащей удовлетворению.
В судебное заседание Соколов А.И. не явился, надлежащим образом извещен, причины неявки не сообщил.
Защитник Соколова А.И. - Лопатин В.Г. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме. Указал, что правовые основания для проведения проверки отсутствовали, проверка осуществлена в одностороннем порядке, в отсутствии представителя юридического лица, в связи с чем результаты, полученные в ходе такой проверки, не могут служить основанием для привлечения лица к административной ответственности. Также указал, что из материалов дела неясно, кем проводилась проверка (прокуратурой либо лесничим). Положения пункта 1 статьи 6 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", на которые имеется ссылка в поручении прокурора о проведении проверки, признаны несоответствующими Конституции Российской Федерации, таким образом, не могут применяться.
Начальник лесного отдела министерства лесного хозяйства Кировской области Куменского лесничества Чекалкин П.И. в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, просил оставить оспариваемое решение без изменения, жалобу без удовлетворения. Указал, что патрулирование лесов территории лесного фонда осуществлялось лесничим совместно с представителем прокуратуры Куменского района Кировской области согласно маршруту и графику, утвержденному начальником лесного отдела Куменского лесничества. По итогам патрулирования лесничий в пределах своих полномочий составил акт осмотра мест вырубок и протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица, ответственного за ведение работ по заготовке леса, на основании которых он вынес оспариваемое постановление.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил заготовки древесины влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно части 9 статьи 29 Лесного кодекса РФ правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение указанной нормы приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01 августа 2011 года N 337 утверждены Правила заготовки древесины.
Подпунктом "и" пункта 13 указанных Правилпредусмотрено, что при заготовке древесины не допускается вывозка, трелевка древесины в места, не предусмотренные технологической картой разработки лесосеки.
Согласно пункту 53 Правил заготовки древесины организация и проведение работ по заготовке древесины осуществляется в соответствии с технологической картой разработки лесосеки, которая составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации.
Из материалов дела следует, что 26 февраля 2016 года ст. помощником прокурора Куменского района Кировской области Шиляевым О.В. совместно с лесничим Куменского участкового лесничества в Куменском лесничестве Кировской области Чендеем Ю.И. с целью проверки исполнения требований лесного законодательства осуществлен выезд на место рубок в квартал N 13 делянка 2 выдел 14 Куменского участкового лесничества, предоставленные ООО "УК "Лесхоз" по договору аренды земельного участка N 13-24 от 10 января 2012 года (лесная декларация N 31 от 26 января 2015 года), в ходе которого установлено, что лесосека разработана на площади около 3, 5 га, заготовка древесины и очистка мест рубки от порубочных остатков осуществляется в соответствии с технологической картой, однако часть заготовленной древесины расположена за пределами эстакады, в 150 м от нее, на пересечении лесной дороги и квартальной просеки. Согласно пункту 7 технологической карты штабелевка древесины производится на эстакаде.
Событие административного правонарушения подтверждается актом осмотра места рубок от 26 февраля 2016 года, схемой расположения эстакады за пределами лесосеки, технологической картой на проведение сплошной и выборочной рубки, фотоматериалом, справкой ст. помощника прокурора Куменского района Шиляева О.В. о результатах проверки лесного законодательства, а также иными материалами дела.
Выявленное нарушение явилось основанием для составления в отношении специалиста по лесному фонду ООО "УК "Лесхоз" Соколова А.И. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, и вынесении постановления от 22 марта 2016 N 11 о привлечении должностного лица- специалиста по лесному фонду ООО "УК "Лесхоз" Соколова А.И. к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Оценив представленные доказательства на предмет допустимости и относимости, проверив полномочия на выявление правонарушения и вынесение постановления по делу об административном правонарушении, а также соблюдения процедуры и сроков давности привлечения к административной ответственности, судья районного суда согласился с выводами должностного лица, вынесшего постановление, о наличии в действиях специалиста по лесному фонду ООО "УК "Лесхоз" Соколова А.И. состава вменяемого административного правонарушения.
Приказом о приеме работника на работу N 73 л/с от 01 апреля 2015 года, должностной инструкцией специалиста по лесному фонду ООО "УК "Лесхоз" от 01 апреля 2015 года установлено, что Соколов А.И., являясь специалистом по лесному фонду ООО "УК "Лесхоз", обязан организовать выполнение подрядными организациями работ по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов на арендованных лесных участках; осуществлять контроль за количественным и качественным выполнением объемов по охране, защите и воспроизводству и использованию лесов на землях лесного фонда
Таким образом, Соколов А.И., являясь должностным лицом, ответственным за нарушение правил заготовки древесины, не обеспечил должного выполнения требований лесного законодательства при разработке указанной лесосеки Куменского участкового лесничества, что привело к вышеуказанным нарушениям лесного законодательства.
Следовательно, вывод о виновности должностного лица Соколова А.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
Доводы жалобы в части допущенных при проведении проверки нарушениях требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294- ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" являются несостоятельными, поскольку положения названного федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведение проверок, при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора) не применяются (пункт 3 часть 3 статьи 1 Закона).
Таким образом, не применяются и положения, вытекающие из указанного Закона, такие как уведомление, распоряжение о проведении проверки, составление актов по форме, установленной данным Законом и иное. Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" на прокурора такой обязанности не накладывает.
Обязательное участие законного представителя или защитника привлекаемого к административной ответственности юридического лица при проведении прокурорской проверки законом не предусмотрено.
Кроме того, пунктом 1 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц, указанных в пункте 1 статьи 21 названного Федерального закона, представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных организаций.
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").
Привлечение прокурором представителей (сотрудников) органа, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора, к участию в проверке, не влечет изменение ее характера как проводимой именно в порядке реализации органами прокуратуры возложенных на них функций прокурорского надзора. При этом участие в проведении прокурорской проверки представителей (сотрудников) других государственных органов допускается именно в целях осуществления вспомогательных (экспертно- аналитических) функций и не предполагает самостоятельного осуществления ими проверочных действий в интересах соответствующих органов (Постановление Конституционного суда РФ от 17 февраля 2015 года N 2-П).
Как усматривается из материалов дела, несмотря на привлечение лесничего Куменского участкового лесничества в соответствии со статьями 6, 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", проверочные мероприятия 26 февраля 2016 года проведены прокуратурой Куменского района Кировской области во исполнения задания вышестоящей прокуратуры с целью проверки соблюдения требований лесного законодательства, в ходе которой были выявлены вышеназванные нарушения Правил заготовки древесины.
При этом вопреки доводам жалобы положения пункта 1 статьи 6 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" признаны несоответствующими Конституции Российской Федерации только в той мере, в какой они не устанавливают общие (предельные) сроки проведения органами прокуратуры проверки, а также не регламентируют конкретные сроки исполнения требования прокурора (Постановление Конституционного суда РФ от 17 февраля 2015 года N 2-П).
По итогам проверки материалы проверки соблюдения лесного законодательства в ООО "УК "Лесхоз" были направлены начальнику лесного отдела Министерства лесного хозяйства по Кировской области Куменское лесничество для возбуждения в отношении должностных лиц данной организации дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2, 3 и 6.2 этой статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассмотрение дел о которых указанным Кодексом отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Подпункты 8, 9 части 5 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливают право должностных лиц государственных учреждений, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор в лесах и пожарный надзор в лесах, составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных определенными статьями названного Кодекса.
Приказом министерства лесного хозяйства Кировской области от 02 февраля 2016 года N 24 утвержден Перечень должностных лиц министерства лесного хозяйства Кировской области и Кировского областного государственного казенного учреждения "Кировский центр лесного хозяйства", уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в соответствии с которым правом на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством обладает, в том числе, лесничий.
Право лесничего составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях выявления нарушений лесного законодательства предусмотрено также постановлением Правительства Кировской области от 16 июля 2014 года N 271/467 "Об утверждении порядка деятельности лесничих на территории Кировской области".
В силу должностной инструкции лесничего Куменского лесничества Куменского участкового лесничества Чендея Ю.И. последний подчиняется в том числе начальнику лесного отдела, осуществляет обследование территории участкового лесничества, фиксирование случае незаконного использования лесов с составлением необходимых материалов и документов и направлением их в лесной отдел департамента в установленные сроки.
Таким образом, лесничим Куменского участкового лесничества Чендеем Ю.И. был правомерно составлен протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица - специалиста по лесному фонду ООО "УК "Лесхоз" Соколова А.И. по части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а в дальнейшем передан на рассмотрение начальнику лесного отдела министерства лесного хозяйства Кировской области Куменского лесничества Чекалкину П.И.
С учетом изложенного, доводы, приведенные в жалобе, не свидетельствуют о неправильности постановленного решения и удовлетворению не подлежат.
Административное наказание должностному лицу Соколову А.И. назначено с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и сроки давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Нарушений норм процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, которые могли бы повлечь признание судебного постановления незаконным и необоснованным, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7- 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Решение судьи Куменского районного суда Кировской области от 17 мая 2016 года оставить без изменения, жалобу защитника Соколова А.И. - Лопатина В.Г. - без удовлетворения.
Судья
Кировского областного суда О.М. Костицына
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.