Судья Кировского областного суда Костицына О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе заведующей МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 200" г. Кирова Шабалиной Е.Б. на постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Кировской области Князевой Л.И. N 16000244 от 14 апреля 2016 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 25 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенные в отношении заведующей МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 200" г. Кирова Шабалиной Е.Б.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Кировской области Князевой Л.И. N 16000244 от 14 апреля 2016 года Шабалина Е.Б признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Решением Ленинского районного суда г. Кирова от 25 мая 2016 года, принятым по жалобе Шабалиной Е.Б., постановление должностного лица от 14 апреля 2016 года оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Кировский областной суд, Шабалина Е.Б. просит состоявшиеся по делу постановление и решение отменить, производство по делу прекратить, указывая на допущенные при производстве по делу существенные процессуальные нарушения. Так, протокол об административном правонарушении N 0968 от 30 сентября 2015 года составлен в день ее ознакомления с актом проверки, что в свою очередь не позволило ей воспользоваться гарантиями, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ (ознакомиться с материалами проверки, подготовить квалифицированные возражения, представить доказательства); при составлении протокола об административном правонарушении ей не были разъяснены права, в связи с чем было нарушено ее право на защиту; в полученных ею процессуальных документах, в том числе в оспариваемом постановлении по делу об административном правонарушении от 14 апреля 2016 года, имеется ссылка на протокол об административном правонарушении N 1098 от 30 ноября 2015 года, который никакого отношения к проведенной проверке не имеет; каких-либо извещений о составлении нового протокола об административном правонарушении она не получала, доказательств надлежащего ее извещения о составлении протокола представлено не было, таким образом, порядок привлечения ее к административной ответственности был нарушен. По существу вмененного правонарушения указывает, что требования пункта 5.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 не распространяется на потолки, соответственно, вреда и опасности здоровью в выявленных следах подтеков и протечки на потолке нет. Поскольку нарушение законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения не повлекло существенного нарушения охраняемых законом общественных правоотношений, часть допущенных нарушений была незамедлительно устранена, считает, что примененные в отношении нее санкции штрафного характера не отвечают требованиям разумности и справедливости.
В поступивших от Управления Роспотребнадзора по Кировской области возражениях указывается на то, что каких- либо нарушений со стороны Управления при проведении контрольно- надзорных мероприятий и производстве по делу об административном правонарушении в отношении Шабалиной Е.Б. допущено не было. Выявленные нарушения действующих санитарных правил создают непосредственную угрозу здоровью детей, пребывающих в дошкольном образовательном учреждении и могут способствовать возникновению различных заболеваний. Назначенное Шабалиной Е.Б. наказание является справедливым, соответствует характеру самого правонарушения, обстоятельствам его совершения, имущественному положению, личности виновного, а постановление о назначении наказания от 14 апреля 2016 года N 16000244 является законным и обоснованным.
В судебное заседание Шабалина Е.Б. не явилась, надлежащим образом извещена.
Защитник Шабалиной Е.Б. - Шабалин В.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил состоявшиеся по делу постановления в отношении Шабалиной Е.Б. отменить, производство по делу прекратить в связи с допущенными процессуальными нарушениями.
Представители Управления Роспотребнадзора в Кировской области Леонова Т.А., Тарасова А.А. в судебном заседании в удовлетворении жалобы возражали, считают постановление должностного лица и решение судьи законными и обоснованными, и подлежащими оставлению без изменения.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, возражения, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до семи тысяч рублей.
Согласно положениям статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Статьями 17, 28 названного Федерального закона определены санитарно-эпидемиологические требования к организации питания населения и к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения.
В силу положений части 3 статьи 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц является обязательным.
В силу 1.4 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (далее, СанПиН 2.4.1.3049-13) настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на дошкольные образовательные организации, осуществляющие услуги по развитию детей и дошкольные группы по уходу и присмотру (далее - дошкольные образовательные организации).
Согласно пункту 5.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 стены помещений должны быть гладкими, без признаков поражений грибком и иметь отделку, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию.
В соответствии с пунктом 5.2 СанПиН 2.4.1.3049-13 стены помещений пищеблока, буфетных, кладовой для овощей, охлаждаемых камер, моечной, постирочной, гладильной и туалетных следует облицовывать глазурованной плиткой или иным влагостойким материалом, безвредным для здоровья человека, на высоту не менее 1,5 м; в заготовочной пищеблока, залах с ваннами бассейна и душевых - на высоту не менее 1,8 м для проведения влажной обработки с применением моющих и дезинфекционных средств. Отделка помещений медицинского блока должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к медицинским организациям.
Пунктом 5.5 СанПиН 2.4.1.3049-13 предусмотрено, что для пола используются материалы, допускающие обработку влажным способом, с использованием моющих и дезинфекционных растворов.
В соответствии с пунктом 7.8 СанПиН 2.4.1.3049-13 все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии. Неисправные и перегоревшие лампы хранятся в отдельном помещении и утилизируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 13.3 СанПиН 2.4.1.3049-13 производственное оборудование, разделочный инвентарь и посуда должны отвечать следующим требованиям: для разделки сырых и готовых продуктов следует иметь отдельные разделочные столы, ножи и доски. Для разделки сырых и готовых продуктов используются доски из дерева твердых пород (или других материалов, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами, подвергающихся мытью и дезинфекции) без дефектов (щелей, зазоров и других); посуда, используемая для приготовления и хранения пищи, должна быть изготовлена из материалов, безопасных для здоровья человека; компоты и кисели готовят в посуде из нержавеющей стали. Для кипячения молока выделяют отдельную посуду; кухонная посуда, столы, оборудование, инвентарь должны быть промаркированы и использоваться по назначению;
В силу пункта 13.14 СанПиН 2.4.1.3049-13 в моечной и буфетных вывешиваются инструкции о правилах мытья посуды и инвентаря с указанием концентраций и объемов применяемых моющих и дезинфекционных средств.
Посуду и столовые приборы моют в 2-гнездных ваннах, установленных в буфетных каждой групповой ячейки.
Столовая посуда после механического удаления остатков пищи моется путем полного погружения с добавлением моющих средств (первая ванна) с температурой воды не ниже 40 °C, ополаскивается горячей проточной водой с температурой не ниже 65 °C (вторая ванна) с помощью гибкого шланга с душевой насадкой и просушивается на специальных решетках.
Чашки моют горячей водой с применением моющих средств в первой ванне, ополаскивают горячей проточной водой во второй ванне и просушивают.
Столовые приборы после механической очистки и мытья с применением моющих средств (первая ванна) ополаскивают горячей проточной водой (вторая ванна). Чистые столовые приборы хранят в предварительно промытых кассетах (диспенсерах) в вертикальном положении ручками вверх.
Столовую посуду для персонала моют и хранят в буфетной групповой ячейки отдельно от столовой посуды, предназначенной для детей.
Согласно пункту 15.3 приложения N 10 питание должно быть организовано в соответствии с примерным меню, утвержденным руководителем дошкольной образовательной организации, рассчитанным не менее чем на 2 недели, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях
Пунктом 15.5 примерное меню должно содержать информацию в соответствии с Приложением N 12. Обязательно приводятся ссылки на рецептуры используемых блюд и кулинарных изделий в соответствии со сборниками рецептур для детского питания. Наименования блюд и кулинарных изделий, указываемых в примерном меню, должны соответствовать их наименованиям, указанным в использованных сборниках рецептур. Повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или последующие два дня не допускается.
Пунктом 15.6 приложения N 13 предусмотрено, что завтрак должен состоять из горячего блюда (каша, запеканка, творожные и яичные блюда и др.), бутерброда и горячего напитка. Обед должен включать закуску (салат или порционные овощи, сельдь с луком), первое блюдо (суп), второе (гарнир и блюдо из мяса, рыбы или птицы), напиток (компот или кисель). Полдник включает напиток (молоко, кисломолочные напитки, соки, чай) с булочными или кондитерскими изделиями без крема, допускается выдача творожных или крупяных запеканок и блюд. Ужин может включать рыбные, мясные, овощные и творожные блюда, салаты, винегреты и горячие напитки. На второй ужин рекомендуется выдавать кисломолочные напитки.
Суммарные объемы блюд по приемам пищи должны соответствовать Приложению N 13.
В соответствии с пунктом 20.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 руководитель дошкольной образовательной организации является ответственным лицом за организацию и полноту выполнения настоящих санитарных правил, в том числе обеспечивает: выполнение требований санитарных правил всеми работниками учреждения; необходимые условия для соблюдения санитарных правил;
Из материалов дела усматривается, что на основании распоряжения заместителя руководителя Управлением Роспотребнадзора по Кировской области Макарова Э.Е. N 0498 от 20 августа 2015 года в период с 02 сентября 2015 года по 29 сентября 2015 года была проведена плановая выездная проверка в отношении МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 200" г. Кирова, расположенного по адресу: "адрес", по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, в ходе которой были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, а именно: 02 сентября 2015 года в 11 час. 10 мин. при функционировании МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 200" города Кирова не обеспечен контроль за соблюдением требований санитарных правил к внутренней отделке помещений, а именно: в помещении овощного склада на пищеблоке нарушена целостность кафельной плитки на полу, на стене в моечно-кухонной посуды имеются сколы, что не позволяет качественно проводить обработку влажным способом с использованием моющих и дезинфицирующих средств и является нарушением пункта 1 статьи 28, пункта 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 1.4, 5.1, 5.5, 20.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"; 02 сентября 2015 года в 11 час. 20 мин. не обеспечен контроль за соблюдением требований санитарных правил к оборудованию пищеблока, инвентарю, посуде: для разделки сырой рыбы используется доска видимыми дефектами (трещинами), что является нарушением пункта 1 статьи 28, пункта 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 1.4, 13.3, 20.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию организации режима работы дошкольных образовательных организаций"; кухонная посуда не отвечает требованиям санитарных правил, а именно: для третьих блюд выделен алюминиевый бак с маркировкой "III блюдо", что является нарушением пункта 1 статьи 28, пункта 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 1.4, 13.3, 20.1 СанПиН 2,4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"; 07 сентября 2015 года в 15 час. 00 мин. установлены нарушения требований санитарных правил к естественному и искусственному освещению помещений: часть люминесцентных ламп в группах "Матрешки", "Дюймовочка" перегорели, часть находится в неисправном состоянии, что является нарушением пункта 1 статьи 28, пункта 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 1.4, 7.8, 20.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"; 07 сентября 2015 года в 15 час. 40 мин. внутренняя отделка в ряде помещений не обеспечивает качественное проведение уборки влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств, а именно: в буфетной группы "Петрушка", в раздевальной группы "Мишутка" на потолке имеются следы подтеков, протечки, в кабинете логопеда на полу местами рваный линолеум, что является нарушением статьи 11, пункта 1 статьи 28, пункта 3 статьи °39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 1.4. 5.1, 5.2, 20 1 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"; 29 сентября 2015 года в 10 час. 50 мин. не обеспечен контроль за соблюдением сотрудниками требований санитарных правил по мытью кухонной посуды: при рассмотрении протокола лабораторных испытаний АИЛЦ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области" от 04 сентября 2015 года, N 31646-31655 установлено из пяти смывов, отобранных на пищеблоке, в четырех (таз для салата, лопатка для гарнира, ковш суповой, половник под соус) обнаружены бактерии группы кишечной палочки БГКП (в норме не допускается), что свидетельствует о нарушении санитарно-эпидемиологического режима и является нарушением статьи 11, пункта 1 статьи 28, пункта 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 1.4, 13.14, п. 20.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"; 29 сентября 2015 года в 11 час. 00 мин. при рассмотрении в Управлении Роспотребнадзора по Кировской области экспертного заключения от 21 сентября 2015 года N 09-135-2015-ГЗ, выданного ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области", установлены нарушения требований санитарных правил к составлению меню для организации питания детей разного возраста:
суммарный объем блюд на уплотненный полдник 17 августа 2015 года составил 435г (при норме белков -450- 600г), 19 августа 2015 года - 380 г, 21 августа, 24 августа и 25 августа 2015 года по 430 г, 28 августа 2015 года - 445 г, в то время как на обед суммарный объемблюдпериодически завышается, так на обед 18 августа 2015 года объем блюд составил 810 г (при норме 600-800 г), 27 августа 2015 года- 820 г, что является нарушением пункта 1 статьи 28, пункта 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 1.4, 15.6 приложение N 13, пункта 20.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
в фактическом меню встречается повторяемость блюд: так на обед 19 августа 2015 года и 20 августа 2015 года давался салат из свежих огурцов и помидор, на завтрак 26 августа 2015 года, 27 августа 2015 года, 28 августа 2015 года давался кофейный напиток, 20 августа 2015 года на завтрак и уплотненный полдник и 21 августа 2015 года на уплотненный полдник в качестве напитка давался чай с сахаром, 17 августа 2015 года, 18 августа 2015 года и 19 августа 2015 года на уплотненный полдник - чай с лимоном, 26 августа 2015 года и 27 августа 2015 года на уплотненный полдник - чай, что является нарушением пункта 1 статьи 28, пункта 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 1.4, 15.5, пункта 20.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
при анализе норм питания за август месяц 2015 года в МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 200" города Кирова выявлено, что дети недополучили следующие продукты питания: овощи, овощные консервы и зелень, крупу и бобовые, картофель, рыбу и сельдь, муку пшеничную, какао и чай, кондитерские изделия, повидло, дрожжи, варенье, кисель, фрукты свежие, фрукты сухие, свежие сахар, сок. сметану, молоко, кисломолочные продукты и сгущенное молоко, масло растительное. Фактически основных продуктов питания получено: макаронные изделия - 93,43 %, картофель -95,69 %, мука пшеничная 74,59 %, овощи, овощные консервы, зелень - 84,18 %, фрукты свежие 65,59 %, сок, кисель 76,61 %, фрукты сухие, шиповник - 80,0 %, сахар -86,67 %, кондитерские изделия, повидло, варенье, кисель - 55, 57 %, какао - 82,28%, чай 92,71 %, рыба и сельдь - 93,2 %, молоко, кисломолочные продукты и сгущенное молоко - 70,26 %, сметана - 88,72 %, масло растительное 62,83 %; при этом в большем количестве давались следующие продукты: мясо (121,33 %), птица (118,94%), колбаса (114,65 %), творог (120,55 %), сыр (120,37 %), яйцо (115,96 %), кофе (107,63 %), хлеб пшеничный (111, 01 %), что является нарушением пункта 1 статьи 28, пункта 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 1.4, 15.3 приложение N10, пункта 20.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
29 сентября 2015 года по результатам проверки юридического лица МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 200" составлен акт проверки N 0498.
30 сентября 2015 года по факту выявленных нарушений в отношении заведующей МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 200" Шабалиной Е.Б. составлен протокол об административном правонарушении N 0968.
08 октября 2015 года руководителем Управления Роспотребнадзора по Кировской области Белоусовой Е.А. протокол об административном правонарушении N 0968 от 30 сентября 2015 года и иные материалы были возвращены должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, без рассмотрения для устранения недостатков.
30 ноября 2015 года в отношении заведующей МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 200" Шабалиной Е.Б. составлен протокол об административном правонарушении N 1098.
Постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Кировской области Князевой Л.И. N 16000244 от 14 апреля 2016 года заведующая МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 200" Шабалина Е.Б. привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения и виновность заведующей МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 200" Шабалиной Е.Б. в совершенном административном правонарушении подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 30 ноября 2015 года N 1098, актом проверки юридического лица от 29 сентября 2015 года N 0498, протоколом отбора проб (образцов) от 02 сентября 2015 года, протоколом лабораторных испытаний от 04 сентября 2015 года N 31646-31655, экспертным заключением от 21 сентября 2015 года N 09-135-2015-ГЗ, выданного ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области", фотоматериалом, а также и иными.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо и судья районного суда обоснованно пришли к выводу о том, что в действиях заведующей МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 200" Шабалиной Е.Б. имеется состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Должностным лицом, в чьи должностные обязанности входит организация деятельности по обеспечению соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, является заведующая МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 200" Шабалина Е.Б., однако надлежащих мер к выполнению своих должностных обязанностей она не приняла и совершила вмененное ей правонарушение.
Вина заведующей МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 200" Шабалиной Е.Б. состоит в том, что при должной осмотрительности и надлежащем исполнении своих обязанностей она могла своевременно выявить нарушения санитарно-эпидемиологических требований, предпринять все зависящие от нее своевременные меры по их устранению, но этого не сделано.
Доводы заявителя о допущенных при производстве по делу существенных процессуальных нарушениях являются несостоятельными и отмену состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи не влекут.
Как следует из материалов дела, проверка МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 200" проводилась на основании распоряжения заместителя руководителя Управлением Роспотребнадзора по Кировской области Макарова Э.Е. N 0498 от 20 августа 2015 года, с которым заведующая МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 200" Шабалина Е.Б. была ознакомлена 26 августа 2015 года, о чем свидетельствует ее подпись в уведомлении о проведении проверки. Кроме того, план проверок на 2015 год, утвержденный руководителем Управления Роспотребнадзора по Кировской области 29 декабря 2014 года, размещен на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Кировской области и на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
В соответствии с законодательством, по результатам проверки был составлен акт проверки N 0498 от 29 сентября 2015 года с описанием выявленных нарушений, с которым Шабалина Е.Б. была ознакомлена 30 сентября 2015 года, поставив в нем свою подпись, при этом каких- либо замечаний по его содержанию не сделала.
Согласно части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Таким образом, фактическое выявление признаков административного правонарушения является достаточным основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и привлечения виновного к административной ответственности.
В пункте 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
В примечаниях к указанной статье разъяснено, что при наличии предусмотренного пунктом 1 части 1 настоящей статьи повода к возбуждению дела об административном правонарушении в случае, если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки.
По смыслу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении.
Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (часть 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит положений, запрещающих должностному лицу составлять протокол об административном правонарушении в день ознакомления лица, привлекаемого к административной ответственности, с актом проверки.
Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении по части 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Шабалиной Е.Б. послужило непосредственное обнаружение должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Кировской области события административного правонарушения, о чем 30 сентября 2015 года уполномоченным должностным лицом составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении была извещена, протокол об административном правонарушении N 0968 от 30 сентября 2015 года составлен с ее участием. Соответственно право на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности, в данном случае нарушено не было.
Определением руководителя Управления Роспотребнадзора по Кировской области Белоусовой Е.А. от 08 октября 2015 года указанный протокол в отношении Шабалиной Е.Б. и иные материалы дела были возвращены должностному лицу без рассмотрения, поскольку в нарушение процессуальных требований в протоколе об административном правонарушении отсутствовали сведения о разъяснении прав лицу, привлекаемому к административной ответственности. Следовательно, указанное нарушение, на которое в том числе указывается в жалобе, было устранено на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении.
13 октября 2015 года в адрес заведующей МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 200" Шабалиной Е.Б. направлено уведомление о вызове для составления протокола об административном правонарушении на 26 октября 2015 года.
В связи с отсутствием сведений об извещении 26 октября 2015 года в адрес заведующей МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 200" Шабалиной Е.Б. направлено повторное уведомление о вызове для составления протокола об административном правонарушении на 30 ноября 2015 года, которое получено адресатом 03 ноября 2015 года.
В указанное время 30 ноября 2015 года Шабалина Е.Б. для составления протокола об административном правонарушении не явилась, в связи с чем протокол об административном правонарушении N 1098 был составлен в ее отсутствие.
Копия протокола об административном правонарушении N 1098 от 30 ноября 2015 года была направлена в адрес заведующей МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 200" Шабалиной Е.Б. по месту нахождения учреждения (г. Киров, ул. Производственная, 18/1), однако согласно отчету об отслеживании отправления с официального сайта Почты России почтовое отправление не было получено адресатом и возвращено направившему лицу 02 декабря 2015 года.
Таким образом, должностным лицом административного органа в полном объеме соблюдены требования статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Сведений о наличии препятствий для получения заказной корреспонденции Шабалина Е.Б. не представила.
Неявка или уклонение лица, привлекаемого к административной ответственности от получения почтового отправления, не свидетельствует о нарушении представленных гарантий защиты и не может служить препятствием для реализации административным органом возложенных на него законом задач и функций по борьбе с административными правонарушениями
В дальнейшем Шабалина Е.Б. неоднократно заявляла ходатайства об отложении рассмотрения протокола об административном правонарушении в связи с различными основаниями, на рассмотрение дела об административном правонарушении, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте его рассмотрения не явилась, в результате чего 14 апреля 2016 года дело об административном правонарушении было рассмотрено в ее отсутствие.
Таким образом, вопреки доводам жалобы порядок привлечения Шабалиной Е.Б. к административной ответственности не нарушен.
Довод жалобы о том, что требования пункта 5.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 не распространяется на потолки, что, в свою очередь не несет вреда и опасности здоровью, принят быть не может.
Раздел 5 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" устанавливает требования к внутренней отделке помещений дошкольных образовательных организаций.
По результатам проверки, в том числе, установлено, что в буфетной группы "Петрушка", в раздевальной группы "Мишутка" отделка помещений не обеспечивает качественное проведение уборки влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств.
Действительно, отсутствие в пунктах 5.1, 5.2 СанПиН 2.4.1.3049-13 указания на необходимость отсутствия следов протечек на потолке не имеется, однако выявленное правонарушение квалифицировано в связи с тем, что внутренняя отделка помещения не обеспечивает качественное проведение уборки влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств, и затрагивает не только потолок, а все помещение в целом.
При этом Шабалина Е.Б. привлечена к административной ответственности не только за данное нарушение, а за совокупность выявленных по результатам проведенной проверки нарушений.
Устранение ряда нарушений после их выявления не может служить основанием для освобождения Шабалиной Е.Б. от административной ответственности.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным и не требует наступления негативных последствий, поэтому доводы жалобы об отсутствии негативных последствий являются несостоятельными.
Вопрос о применении положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях был рассмотрен судьей районного суда, оснований для признания деяния малозначительным судья не усмотрел, о чем в своем решении мотивированно отказал.
Не усматривается таких оснований и при рассмотрении настоящей жалобы, поскольку объектом охраны согласно части 1 статье 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, при этом существенная угроза общественным отношениям (здоровью и санитарно-эпидемиологическому благополучию) заключается в пренебрежительном отношении руководителя дошкольного учреждения к исполнению своих обязанностей.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является справедливым и соразмерно содеянному.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемых постановления и решения, при производстве по делу допущено не было.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Кировской области Князевой Л.И. N 16000244 от 14 апреля 2016 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 25 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенные в отношении заведующей МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 200" г. Кирова Шабалиной Е.Б., оставить без изменения, жалобу Шабалиной Е.Б. - без удовлетворения.
Судья
Кировского областного суда О.М. Костицына
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.