Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Жуковой Н.А.,
судей Давыдовой Т.И., Зеленовой Е.Ф.,
при секретаре Островской Т.В.,
25 июля 2016 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Копейске Челябинской области на решение Копейского городского суда Челябинской области от 25 марта 2016 года по иску Романчака А.И. к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Копейске Челябинской области о признании незаконным и отмене протокола заседания комиссии и решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Заслушав доклад судьи Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Санаевой Н.Е., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Романчак А.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Копейске Челябинской области (далее по тексту - УПФ в г. Копейске) с учетом уточнений о признании незаконным и отмене протокола заседания комиссии от 16 декабря 2015 года N 952 и решения от 16 декабря 2015 года N 981089/15 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы: с 23 мая 1979 года по 04 июля 1979 года в качестве ****, со 02 февраля 1981 года по 02 марта 1981 года в качестве ****, с 19 сентября 1984 года по 30 декабря 1984 года в качестве ****, с 17 июля 1995 года по 20 июля 1995 года в качестве ****, направленного на местную
стажировку, ****, с
11 августа 1995 года по 19 августа 1995 года в качестве ****, с 19 августа 1995 года по 31 марта 1996 года в качестве ****, с 22 июля 1996 года по 30 июля 1996 года в качестве ****, направленного на местную стажировку на городские маршруты МУП "****", с 12 февраля 2000 года по 30 июня 2000 года, с 01 сентября 2000 года по 31 декабря 2006 года в качестве ****, с 01 января 2007 года по 28 июля 2008 года в качестве ****, с 03 декабря 2008 года по 31 декабря 2010 года в качестве ****, с 01 января 2011 года по 20 февраля 2013 года, с 21 марта 2013 года по 31 марта 2013 года, с 01 октября 2013 года по 31 октября 2013 года, 04 марта 2015 года, с 01 апреля 2015 года по 30 апреля 2015 года в качестве ****, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ с 09 ноября 2015 года.
В обоснование иска Романчак А.И. указал, что ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по подпункту 10 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы. Считает, что спорные периоды работы необоснованно не включены в его специальный стаж, поскольку он проработал **** на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 лет и имеет страховой стаж не менее 25 лет.
В судебном заседании истец Романчак А.И. и его представитель Денисова Н.Н. на удовлетворении уточненных исковых требований настаивали.
Представитель ответчика УПФ в г. Копейске Леонова М.В. в судебном заседании иск не признала, указав в отзыве, что у истца отсутствует право на досрочное назначение пенсии в связи с недостаточностью требуемого специального стажа работы. Спорные периоды работы в ****, в **** представлены страхователем как работа, не соответствующая работе на регулярных городских пассажирских маршрутах.
Представитель третьего лица муниципального унитарного предприятия "Копейское пассажирское автопредприятие" (далее - МУП "Копейское пассажирское автопредприятие") Кривчиков В.И. в судебном заседании
полагал, что исковые требования подлежат удовлетворению. Пояснил, что водители, работающие в МУП "Копейское пассажирское автопредприятие" обслуживают маршруты в пределах г. Копейска и пригородные маршруты г.Копейск - г. Челябинск.
Решением суда исковые требования Романчак А.И. удовлетворены частично, отменено решение УПФ в г. Копейске от 16 декабря 2015 года N981089/15, на УПФ в г. Копейске возложена обязанность включить в специальный стаж работы Романчака А.И. периоды работы: со 02 февраля 1981 года по 02 марта 1981 года в качестве ****, с 19 сентября 1984 года по 30 декабря 1984 года в качестве ****, с 11 августа 1995 года по 18 августа 1995 года, с 12 февраля 2000 года по 30 июня 2000 года, с 01 сентября 2000 года по 31 декабря 2001 года, с 01 мая 2002 года по 29 декабря 2002 года, с 01 февраля 2003 года по 31 декабря 2006 года, с 01 января 2011 года по 20 февраля 2013 года, с 21 марта 2013 года по 31 марта 2013 года, с 01 октября 2013 года по 31 октября 2013 года, 04 марта 2015 года, с 01 апреля 2015 года по 09 ноября 2015 года в качестве ****, с 01 января 2007 года по 28 июля 2008 года в качестве ****, с 09 декабря 2008 года по 31 декабря 2010 года в качестве ****, назначить Романчаку А.И. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ с 09 ноября 2015 года. Этим же решением в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Определением суда от 06 мая 2016 года в решение суда от 25 марта
2016 года внесены исправления, указано, что подлежит включению в специальный стаж период работы Романчака А.И. в качестве **** с 01 апреля 2015 года по 30 апреля 2015 года и с 01 ноября 2015 года по 09 ноября 2015 года вместо указанного в решении периода с 01 апреля 2015 года по 09 ноября 2015 года, общая продолжительность льготного стажа истца составляет 20 лет 11 месяцев 7 дней (т.2 л.д.104-107).
В апелляционной жалобе ответчик УПФ в г. Копейске просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Указывает, что оспариваемые истцом периоды работы со 02 февраля 1981 года по 02 марта 1981 года, с 19 сентября 1984 года по 30 декабря 1984 года, с 11 августа 1995 года по 19 августа 1995 года, с 12 декабря 1999 года по 31 декабря 2001 года, с 01 мая 2002 года по 29 декабря 2002 года, с 01 февраля 2003 года по 31 декабря 2006 года, с 01 января 2011 года по 20 февраля 2013 года, с 21 марта 2013 года по 31 марта 2013 года, с
01 октября 2013 года по 31 октября 2013 года, 04 марта 2015 года в ****, с 01 января 2007 года по 28 июля 2008 года, с 09 декабря 2008 года по 31 декабря 2010 года в **** представлены страхователем как работа, не соответствующая работе на регулярных городских пассажирских маршрутах. Кроме того, к периодам работы в качестве **** с 01 января 2007 года по 28 июля 2008 года, с 09 декабря 2008 года по 31 декабря 2010 года истцом не представлены справки о характере работ, либо иные документы, подтверждающие, что истец действительно работал на регулярных городских пассажирских маршрутах. Следовательно, данные периоды не могут быть включены в специальный страховой стаж истца. Вместе с тем, работа на городских пассажирских регулярных маршрутах может организовываться с полуэкспрессным, экспрессным, обычным режимом движения или сочетать в течение дня указанные режимы. Организация любого из перечисленных видов режимов движения городских маршрутов не меняет вида автобусных перевозок. Водители автобусов, работающие в режиме экспрессных перевозок, могут пользоваться правом на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ при условии документального подтверждения выполнения требований, предъявляемых к городским пассажирским регулярным автобусным маршрутам как виду перевозок.
Истец Романчак А.И., его представитель Денисова Н.Н., представитель третьего лица МУП "Копейское пассажирское автопредприятие" о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, в суд не явились, причины неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ (далее по тексту -Федеральный закон) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.
В силу пунктов 1, 2 Порядка подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских
пассажирских маршрутах, согласованный с Министерством социально! защиты населения Российской Федерации, утвержденного письмом Министерства транспорта Российской Федерации от 02 июля 1992 года N13-пр, право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени. Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких маршрутах не менее 80 процентов рабочего времени за месяц. Подтверждение специального трудового стажа возможно на основании следующих документов: приказов о назначении на работу водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов, путевых листов; при отсутствии приказов и путевых листов - справок предприятия с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и т.д.).
Судом установлено, подтверждается материалами дела, что Романчак А.И. с 16 августа 1978 года принят в ****; с 01 октября 1978 года направлен на курсы повышения квалификации водителей категории "Д" в автошколу с отрывом от производства; с 23 мая 1979 года переведен ****; с 05 июля 1979 года по 02 марта 1981 года работал в качестве ****; с 19 сентября 1984 года по 30 декабря 1984 года работал в ****; с 22 июня 1995 года работал в **** в качестве ****, с 17 июля 1995 года переведен в качестве **** и направлен на местную стажировку, с 21 июля 1995 года допущен к самостоятельной работе ****; с 19 августа 1995 года переведен ****, 31 марта 1996 года уволен; с 01 апреля 1996 года принят в ****, с 22 июля 1996 года переведен ****, направлен на местную стажировку, с 31 июля 1996 года допущен к самостоятельной работе ****, с 31 декабря 2006 года уволен в порядке перевода в ****. С 01 июля 2007 года по 28 июля 2008 года и с 03 декабря 2008 года по 31 декабря 2010 года истец работал в качестве ****. С 01 января 2011 года истец принят на работу в ****" в качестве ****, с 21 февраля 2013 года переведен ****, где работает по настоящее время (т.1 л.д.8-14).
09 ноября 2015 года Романчак А.И., **** года рождения, обратился в УПФ в г. Копейске с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости (т.1 л.д.29-30).
Решением УПФ в г. Копейске от 16 декабря 2015 года N 9810#9/15 Романчаку А.И. отказано в назначении пенсии в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 30 Федерального закона РФ по причине отсутствия требуемой продолжительности специального стажа работы (т.1 л.д.24).
Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ в г. Копейске от 16 декабря 2015 года N 952 общий страховой стаж Романчака А.И. составляет 38 лет 4 месяца 26 дней, стаж в качестве **** составляет 8 лет 2 месяца 27 дней. При этом в специальный стаж не зачтены периоды работы со 02 февраля 1981 года по 02 марта 1981 года в качестве ****, с 19 сентября 1984 года по 30 декабря 1984 года в качестве ****, с 11 августа 1995 года по 18 августа 1995 года, с 12 декабря 1999 года по 31 декабря 2001 года, с 01 мая 2002 года по 29 декабря 2002 года, с 01 февраля 2003 года по 31 декабря 2006 года, с 01 января 2011 года по 20 февраля 2013 года, с 21 марта 2013 года по 31 марта 2013 года, с 01 октября 2013 года по 31 октября 2013 года, 04 марта 2015 года в качестве ****, с 03 декабря 2008 года по 31 декабря 2010 года в качестве ****, поскольку согласно справке о характере работы от 05 ноября 2015 года **** подтверждает работу Романчака А.И. в качестве **** продолжительностью 8 лет 2 месяца 27 дней (т.1 л.д.25-28).
Из схемы границ г. Копейска следует, что за границей города Копейска сразу начинается город Челябинск (т.1 л.д. 41-44).
По схемам автобусных маршрутов г. Копейска, схемам маршрутов NN114, 115,124, 123, 123 Б, 123 Г, 123 К, 123 Р, 176 следует, что маршруты проходят как в черте города Копейска, так и за чертой города Копейска по городу Челябинску (т.1 л.д. 48-75).
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец работал в **** в качестве ****, указанные города не разделены пригородной зоной, при этом движение по указанным маршрутам совершалось в условиях соответствующих регулярным городским пассажирским маршрутам - со всеми остановками по пути следования, имевшимися как в г. Копейске, так и в г. Челябинске и с интервалами движения соответствующими городским пассажирским маршрутам. Автобусные маршруты N 115, 123, 124, 176 являются "пригородными" лишь формально, как выходящие за пределы черты (административной границы) г. Копейска, но фактически проходят
только по территории городов Копейск и Челябинск. Исходя из того значения, которое придается автобусному маршруту для решения вопроса о назначении досрочной пенсии лицу, работающему на таких маршрутах, указанные выше маршруты являются городскими, поскольку проходят только по территориям г. Копейска и г. Челябинска.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на исследованных доказательствах, обстоятельствах, установленных по делу, и соответствуют требованиям законодательства.
В соответствии с пунктом 9 статьи 2, частями 1, 2 статьи 4 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" от 08 ноября 2007 года N 259-ФЗ маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке. Перевозки пассажиров и багажа, грузов осуществляются в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении. Перевозки в городском сообщении осуществляются в границах населенных пунктов.
Согласно пункту 11 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31 декабря 1981 года N 200 и действовавших до 31 мая 2013 года, автобусные маршруты подразделяются на городские, пригородные, междугородные. К городским относятся маршруты, проходящие в пределах черты города (другого населенного пункта), к пригородным - проходящие за пределы черты города на расстояние до 50 км включительно, к междугородным - за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 км.
В силу пункта 1.2.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08 января 1997 года N 2 и действовавшего до 02 июля 2013 года, виды автобусных перевозок - это характеристика автобусных перевозок по следующим основным признакам: регулярности осуществления: регулярные (перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленному маршруту с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках), разовые (единичные перевозки по маршруту, определяемому заказчиком: юридическим или физическим лицом); территориальному: городские, пригородные, междугородные, международные; назначению: общего пользования, туристско-экскурсионные, специальные (школьные, вахтовые, доставка работников на производственные объекты, удаленные от общих
линий городского пассажирского транспорта, в отдаленных районах сельской местности и т.п.).
Пунктом 1 статьи 86 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года) предусмотрено, что в состав пригородных зон могут включаться земли, находящиеся за границами населенных пунктов, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений.
Поскольку Романчак А.И. работал **** на маршрутах, обслуживающих г. Копейск, либо на маршрутах г. Копейск - г. Челябинск, то периоды этой работы как работы на регулярных городских пассажирских маршрутах обоснованно засчитаны судом в специальный стаж истца по пункту 10 части 1 статьи 30 Федерального закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорные периоды представлены страхователем как работа, не соответствующая работе на регулярных городских пассажирских маршрутах, МУП "Копейское пассажирское автопредприятие" в уточняющей справке подтверждает льготный стаж продолжительностью 8 лет 2 месяца 27 дней, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку совокупностью исследованных судом доказательств подтверждается, что в периоды, учитываемые работодателем как работа на пригородных маршрутах, истец работал на маршрутах г. Копейск - г. Челябинск, то есть работал в условиях регулярных городских пассажирских маршрутов. Судом первой инстанции дана правильная оценка исследованных доказательств, оснований для ее переоценки судебная коллегия не усматривает. Представитель МУП "Копейское пассажирское автопредприятие", привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, полагал требования истца подлежащими удовлетворению.
Указание в апелляционной жалобе на то, что по периодам работы в качестве **** с 01 января 2007 года по 28 июля 2008 года, с 09 декабря 2008 года по 31 декабря 2010 года истцом не представлены справки о характере работ, либо иные документы, подтверждающие, что истец действительно работал на регулярных городских пассажирских маршрутах, не могут быть приняты во внимание, поскольку исследованными в суде первой и апелляционной инстанции доказательствами подтверждается полная занятость истца в указанные периоды работы истца в **** в качестве **** на маршрутах г. Копейск - г. Челябинск, предоставление уточняющей справки **** невозможно, в связи с его ликвидацией (т.2 л.д. 121).
Как следует из материалов дела, **** имело лицензию на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, от 28 декабря
2006 года и разрешения на право перевозки пассажиров (т.1 л.д.127-131, т.2 л.д. 138). Между МУП "Копейское пассажирское автопредприятие" и ООО "Копейсктрансзапад" заключались договоры об оказании услуг по обеспечению перевозок граждан пассажирским транспортом общего пользования, аренды транспортных средств и оказания услуг, необходимых для выполнения перевозчиком требований Закона о безопасности дорожного движения, иных нормативных актов, связанных с осуществлением деятельности по перевозке пассажиров, включая разработку схем маршрутов, расписания (графиков) движения, организации диспетчирования и т.д. (т.2 л.д.34-38).
Согласно схемам опасных участков на автобусных маршрутах N 123, 124, 176 автобусы по этим маршрутам останавливаются на тех же остановочных пунктах, что и автобусы внутригородских маршрутов (т.2 л.д.139-142).
Водитель Романчак А.И. также как и в **** работал на регулярных пассажирских маршрутах, проходящих по г. Копейску и г. Челябинску. В приказе директора ****от 31 декабря 2010 года N **** указано, что Романчак А.И. уволен с должности **** (т. 1 л.д. 145,152-158).
Из представленных в суд апелляционной инстанции лицевых счетов и расчетных листков истца за периоды работы в **** с 01 января 2007 года по 28 июля 2008 года, с 09 декабря 2008 года по 31 декабря 2010 года следует, что он работал полные рабочие дни и часы, исходя из нормы часов, за исключением периодов нахождения в оплачиваемом отпуске и на листках нетрудоспособности (т.2 л.д. 167-212).
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом правильно включены в специальный стаж периоды работы истца в ****.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что водители автобусов, работающие в режиме экспрессных перевозок, могут пользоваться правом на досрочное назначение страховой пенсии при условии документального подтверждения выполнения требований, предъявляемых к городским пассажирским регулярным автобусным маршрутам как виду перевозок, не могут быть приняты во внимание, поскольку доказательств работы истца в режиме экспрессных перевозок ответчиком в суд не представлено.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при разрешении настоящего спора судом полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, имеющие значение для правильного разрешения спора. Нарушений материального и процессуального законодательства, влекущих отмену решения суда, не усматривается. Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Копейского городского суда Челябинской области от 25 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Копейске Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.