Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Кузнецовой Л.А.,
судей Щелокова Ю.Г., Чаус И.А.
при секретаре Гуня К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе Тарасовой Г.С.на решение Саткинского городского суда Челябинской области от 29 апреля 2016 года по иску Тарасовой Е.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Тарасовой Г.С., к открытому акционерному обществу "Энергосистемы" о перерасчете за коммунальные услуги.
Заслушав доклад судьи Кузнецовой Л.А. об обстоятельствах дела, доводах жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Тарасова Е.В., действуя в своих интересах и от имени несовершеннолетней дочери Тарасовой Г.С. обратилась в суд с иском ОАО "Энергосистемы", просила возложить на ответчика обязанность привести в соответствие с Жилищным кодексом РФ и техническим паспортом здания по данным БТИ общие площади жилых помещений в квитанциях, выставляемых к оплате услуг теплоснабжения в многоквартирном доме по адресу: ***, произвести перерасчет излишне внесенной платы за теплоснабжение в связи с несоответствием общей площади здания и общей площади помещений, отраженной в квитанциях ОАО "Энергосистемы", за период с 15 апреля 2012 года по 01 января 2015 года.
Требования обоснованы тем, что она и ее несовершеннолетняя дочь Тарасова Г.С. являются собственниками (в 1/2 доле каждый) жилого помещения по адресу: ***. Управляющей организацией жилого дома является МУП "МКЦ", ресурсоснабжающей организацией является ОАО "Энергосистемы".
В квитанциях МУП "МКЦ" указана жилая площадь комнаты - 16,8. кв.м. В квитанциях, выставляемых ОАО "Энергосистемы" указана общая площадь жилого помещения 28,40 кв.м. и общая площадь жилого дома 2154,36 кв.м. По данным технического паспорта здания, общая площадь помещений - 1868, 0 кв.м., площадь - жилых помещений - 1192, 4 кв.м.,
.-? -?' ? ' /
общая площадь нежилых помещений - 234, 9 кв.м. Считаея-,/что""-ОАО "Энергосистемы" в квитанциях завысили общую площадь здания на 287 кв.м., в связи с чем, она несет бремя по оплате услуг теплоснабжения за несуществующие кв.м. общей площади.
В уточненных исковых требованиях Тарасова Е.В. просила произвести перерасчет за отопление три года, предшествующих подаче иска, на сумму *** руб.*** коп., за установку общедомового прибора на сумму ***руб.87 коп., взыскать компенсацию морального вреда в размере *** руб., штраф за отказ в добровольном порядке исполнить требование потребителя.
Истец Тарасова Е.В. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивала.
Представитель истца Необутова Л.А. на удовлетворении иска настаивала в полном объеме.
В судебном заседании представитель ОАО "Энергосиситемы" Цурикова Ю.Е., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований по тем основаниям, что перерасчет возможен только по данным технического паспорта. В техническом паспорте, составленном по состоянию на 2010 год, общая площадь жилых помещения составляет 1192, 4 кв.м., нового технического паспорта им не представлено, это должна сделать управляющая организация.
Представители третьих лиц - МУП "МКЦ", Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени слушания дела извещены надлежащие образом.
Суд постановилрешение о частичном удовлетворении исковых требований.
Обязал ОАО "Энергосистемы" произвести перерасчет по отоплению по жилому помещению по адресу: ***в размере ***руб. за период с октября 2012 года по декабрь 2014 года в сторону уменьшения начисленных платежей.
Обязал ОАО "Энергосистемы" произвести перерасчет по стоимости установки общедомового прибора учета Тарасовой Е.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Тарасовой Г. С, в размере ***руб. в сторону уменьшения начисленных платежей.
Взыскал с ОАО "Энергосистемы" в пользу Тарасовой Е.В. компенсацию морального вреда в размере *** руб., штраф в размере ***руб., судебные расходы в размере***руб.
Взыскал с ОАО "Энергосистемы" в доход местного бюджета государственную пошлину в размере *** руб.
В апелляционной жалобе Тарасова Е.В. просит решение суда отменить. Указывает, что ответчик производил расчет платы за коммунальную услугу по отоплению на основании кадастрового паспорта, а перерасчет полагает
возможным произвести только на основании паспорта БТИ, который содержит недостоверные сведения.
Полагает, что суд не дал оценки тому, что ответчик выставлял плату за отопление на спорные жилые помещения, которые отражены в кадастровом паспорте, но о них нет сведений в техническом паспорте. Считает, что те самым ответчик имеет возможность неосновательно обогащаться за счет собственников помещений дома.
Представитель ОАО "Энергосистемы" судом апелляционной инстанции о месте и времени слушания дела извещался надлежащим образом, в суд не явился, в связи с чем, судебная коллегия, на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения истца Тарасовой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводам об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Тарасова Е.В. и ее несовершеннолетняя дочь Тарасова Г.С. являются в равных долях собственниками комнаты общей площадью 16, 8 кв.м., по адресу: г. Сатка, ул. Пролетарская, д. 40, кв. 71.
Управление многоквартирным домом N 40 по ул. Пролетарской в г. Сатке осуществляет управляющая компания МУП "МКЦ".
ОАО "Энергосистемы", учрежденное распоряжением главы города Сатки и Саткинского района N 1 Оббг-р от 04 ноября 2003 года, осуществляет с 01 февраля 2004 года предоставление коммунальных услуг населению г.Сатки по теплоснабжению, холодному и горячему водоснабжению, согласно положений Устава, утвержденного 24 декабря 2003 года.
Истец, просила возложить на ОАО "Энергосистемы" обязанность указывать в выставляемых к оплате квитанциях за услугу теплоснабжения "правильные" сведения о площади жилых помещений, указывая, что сведения об общей площади помещений многоквартирного жилого дома по данным БТИ и по документам ответчика разнятся. Считает, что ресурсоснабжающая организация неосновательно обогащается за счет собственников помещений.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 157 Жилищного кодекса РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2012 года N 354, а также письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 года N 29433-ВК/19 9433-ВК/19 "О разъяснении по вопросу учета в расчете
размера платы за коммунальные услуги значений общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также по вопросу учета значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, при определении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды" пришел к выводу о том, что истцу необходимо произвести перерасчет размера платы за потребленную тепловую энергию за период с октября 2012 года по декабрь 2014 года на сумму ***руб *** коп в сторону уменьшения.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, исходя из следующего.
Согласно статье 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за электроснабжение (ч. 4 ст. 154 ЖК Российской Федерации).
В силу статьи 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
На момент возникновения спорных правоотношений действовали Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, которые регулировали, в том числе, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
С 1 сентября 2012 года Правила утратили силу (за исключением положений, касающихся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), в связи с введением в действие Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", которыми установлен порядок расчета размера платы отдельно за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом и нежилом помещении, и за коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды.
Согласно п. 50 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой (далее -
коммунальная квартира), осуществляется в соответствии с формулами 7, 8, 16, 19 и 21 Приложения N 2 к настоящим Правилам.
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению согласно пункту 50 Правил определяется по формуле 8:
, где:
- объем (количество) потребленной в i-й коммунальной квартире тепловой энергии, определенный согласно пункту 42 Правил;
- жилая площадь j-й принадлежащей потребителю (находящейся в его пользовании) комнаты (комнат) в i-й коммунальной квартире;
- общая жилая площадь комнат в i-й коммунальной квартире;
- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 22 ноября 2012 года N 29433-ВК/19 N "О разъяснении по вопросу учета в расчете размера платы за коммунальные услуги значений общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, при определении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды", в соответствии с пунктом 36 Правил предоставления коммунальных услуг расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном указанными Правилами. Используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значение общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
Исходя из системного толкования приведенных выше норм, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при подсчете общей площади жилых и нежилых помещений в доме необходимо использовать сведения, содержащихся в техническом паспорте жилого дома, которые должны применяться в расчете оплаты за потребленную тепловую энергию.
Суд указал, что ОАО "Энергосистемы" правильно использует при расчете общую площадь жилых помещений многоквартирного дома N 40 по ул. Пролетарской в г.Сатке, исходя из сведений содержащихся в
техническом паспорте, представленном управляющей организацией, поскольку именно технический паспорт является официальным документом, содержащим характеристики объекта капитального строительства в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.10. 1997гN 301 " О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации".
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции обоснованными.
Правильность перерасчета, произведенного судом, истцом не опровергнута.
Расчет истец отличается только тем, что истец исходила из сведений кадастрового паспорта на жилой дом, который составлен по состоянию на январь 2016 году и содержит актуальные сведения об общей площади помещений в доме. Однако расчет оплаты произведен за период с 2012 г по 2015 г.
Проверяя законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит предусмотренных законом оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Доводы жалобы о необходимости указывать в платежных документах сведения о площади жилых и нежилых помещений, которые отражены в кадастровом паспорте здания, являются необоснованными, поскольку ОАО "Энергосистемы" при выставлении платы за тепловую энергию руководствуется данными технического паспорта здания, который ему был предоставлен управляющей компанией.
При этом суд верно указал в решении то, что собственники спорного дома не лишены возможности поставить перед управляющей компанией вопрос о внесении изменений в технический паспорт здания с целью предоставления его ресурсоснабжающей организации для расчета платы.
Однако в суде апелляционной инстанции истец Тарасова Е.В. пояснила, что данный вопрос на общем собрании собственников помещений дома не поднимался.
При таких обстоятельствах ОАО "Энергосистемы" не имеет возможности руководствоваться при расчете платы за потребленную тепловую энергию данными, содержащимся в кадастровом паспорте за 2016 год.
Ссылка Тарасовой Е.В. на ответ Саткинской городской прокуратуры от 26.05.2016 года по поводу её обращения, не является основанием для отмены решения суда.
Также из ответа следует, что прокурором города Сатки в адрес директора МУП "МКЦ" внесено представление, связанное с непроведением мероприятий по актуализации технического паспорта дома. Однако представление в адрес управляющей организации не является
основанием для возложения на ресурсоснабжающую организацию (на ответчика) обязанности по проведению перерасчета за три года исходя из данных кадастрового паспорта здания.
Судебная коллегия приходит к выводу, что нарушений норм права, которые в силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ могли повлечь безусловную отмену судебного решения, судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь статьями 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Саткинского городского суда Челябинской области от 29 апреля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Тарасовой Г.С.- без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.