Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе: председательствующего судьи Щелокова Ю.Г., судей Щербаковой Е.А., Уфимцевой Т.Д.,
при секретаре Гуня К.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Главного управления Министерства внутренних дел России по Челябинской области на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 17 мая 2016 года по иску Григорьева Г.Л. к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Челябинской области о признании отказа жилищно-бытовой комиссии во включении в состав участников жилищной подпрограммы незаконным, возложении обязанности включить в состав участников жилищной подпрограммы.
Заслушав доклад судьи Щелокова Ю.Г. об обстоятельствах дела, пояснения представителя Главного управления Министерства внутренних дел России по Челябинской области Пашнина А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения на доводы жалобы Григорьева Г.Л., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Григорьев Г.Л. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Челябинской области (далее - ГУ МВД России по Челябинской области) о признании отказа жилищно-бытовой комиссии во включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" незаконным, возложении обязанности включить в состав участников указанной жилищной подпрограммы.
В обоснование заявленных требований истец указал на то, что с 23 декабря 1985 года по 12 августа 2003г. он проходил службу в органах
внутренних дел, был уволен со службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, в период службы он был включен в список сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако решением жилищно-бытовой комиссии ему было отказано во включении его в число участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", несмотря на то, что он соответствует всем предъявляемым законом к участникам подпрограммы требованиям.
Истец Григорьев Г.Л. и его представитель Осин Е.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали.
Представитель ответчика - ГУ МВД России по Челябинской области Пашнин А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, указывая на то, что должность, с которой был уволен истец по сокращению штатов, финансировалась из местного бюджета, а потому истец не соответствует требованиям подпрограммы по обеспечению жильем.
Суд постановилрешение об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе ГУ МВД России по Челябинской области просит решение суда отменить, указывая на то, что истец был уволен со службы с должности, которая финансировалась за счет местного бюджета, а потому требованиям подпрограммы он не соответствует. Также указывает на то, что военную службу истец не проходил, требований о получении единовременной социальной выплаты не заявлял.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Григорьев Г.Л. с 23 декабря 1985 года проходил службу в органах и подразделениях внутренних дел, был уволен с 12 августа 2003г. с должности ****.
Решением жилищно-бытовой комиссии УВД Металлургического района г. Челябинска (протокол N 1 от 02 марта 2003г.) Григорьев Г.Л. был включен в список очередности сотрудников УВД Металлургического района г. Челябинска, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 13 января 2003г.
27 мая 2015г. Григорьев Г.Л. обратился к начальнику ГУ МВД России по Челябинской области с заявлением (рапортом) о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище".
Решением жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Челябинской области (протокол N 24 от 27 июля 2015г.) Григорьеву Г.Л. в удовлетворении заявления о включении его в состав участников вышеуказанной подпрограммы отказано.
Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской (л.д.8-9), справкой (л.д. 10), материалами учетного дела (л.д. 19-58).
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
В целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001г. N 675 была утверждена федеральная целевая программа "Жилище", в которую впоследствии Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005г. N 865 была включена подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
На момент рассмотрения заявления Григорьева Г.Л. действовала федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010г. N 1050, в соответствии с пунктом 2 которой выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".
Согласно абзацу 7 подпункта "а" пункта 5 данных Правил (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения заявления Григорьева Г.Л. жилищно-бытовой комиссией) право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имели, в том числе, граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти.
Поскольку Григорьев Г.Л. является гражданином РФ, уволенным со службы из органов внутренних дел РФ в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность его службы в календарном исчислении составила более 10 лет, он состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, следовательно, на момент рассмотрения его заявления жилищно-бытовой комиссией он имел право на участие в подпрограмме.
Что касается Постановления Правительства РФ от 29 сентября 1999г. N 1095г. "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений", на которое сослалась жилищно-бытовая комиссия в обоснование отказа во включении Григорьева Г.Л. в число участников подпрограммы, то оно в данном случае применению не подлежало, поскольку данный нормативный акт был принят значительно раньше федеральной целевой программы "Жилище", и, соответственно, вопросы реализации этой программы оно не регулировало.
Таким образом, вывод суда об удовлетворении заявленных Григорьевым Г.Л. исковых требований о признании отказа жилищно-бытовой комиссии во включении его состав участников подпрограммы незаконным, возложении обязанности включить в состав участников указанной жилищной подпрограммы является правильным.
В апелляционной жалобе ГУ МВД России по Челябинской области указывает на то, что истец был уволен со службы с должности, которая
финансировалась за счет местного бюджета, а потому требованиям п. 5 вышеуказанных Правил он не соответствует.
Данный довод основан на неправильном толковании подателем жалобы норм материального права.
В силу ст. 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В обоснование вышеназванного довода ГУ МВД России по Челябинской области в апелляционной жалобе ссылается на пункт 5 вышеназванных Правил, но в редакции Постановления Правительства РФ от 23 сентября 2015г. N 1013, вступившего в законную силу с 10 октября 2015 года.
Однако жилищно-бытовой комиссией заявление Григорьева Г.Л. рассматривалось 27 мая 2015г., когда действовала иная редакция Правил, указанная выше, где подобные требования к источнику финансирования отсутствовали.
Также в апелляционной жалобе ГУ МВД России по Челябинской области указывает на то, что суд первой инстанции в решении необоснованно сослался на пункт Правил, которым регулируется обеспечение жильем военнослужащих и на положения Федерального закона от 19 июля 2011г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
Действительно, ссылки суда первой инстанции на данные положения закона являются ошибочными, поскольку материалы дела не содержат сведений о том, что Григорьев Г.Л. является военнослужащим, а Федеральный закон от 19 июля 2011г. N 247-ФЗ устанавливает иные социальные гарантии сотрудников органов внутренних дел РФ, право на которые предметом настоящего спора не являются.
Между тем, данные ссылки суда первой инстанции не привели к вынесению неправильного по существу решения об удовлетворении иска, следовательно, вышеназванные доводы апелляционной жалобы основаниями для отмены решения являться не могут.
Решение суда является правильным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 17 мая 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел России по Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.