Апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 31 мая 2016 г. по делу N 33а-306/2016
Ленинградский окружной военный суд в составе: председательствующего - Савельева И.Г.,
судей: Яковлева А.Г.,
Царькова В.Н.,
при секретаре Хлудневе А. А., с участием представителя административного истца Филипповой Д.А. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Санкт - Петербургского гарнизонного военного суда от 15 января 2016 года по административному иску бывшего военнослужащего войсковой части ххххх старшего прапорщика в отставке Косенкова Н.И. об оспаривании решения заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЗРУЖО), связанного со снятием истца с жилищного учёта.
Заслушав доклад судьи Царькова В.Н., объяснения представителя административного истца в обоснование доводов жалобы, окружной военный суд,-
УСТАНОВИЛ:
В феврале 1996 года Косенков Н.И., как член семьи своей супруги - К.Н.С. был обеспечен ххххх городским исполнительным комитетом на состав семьи четыре человека жилым помещением в виде отдельного жилого дома, общей площадью 97,8 кв.м, по адресу: ххххх область п. ххххх, дом хх.
Указанное жилое помещение было приватизировано Косенковым, его супругой и одной из двух дочерей (по 1/3 доли) в апреле 1996 года.
Вступившим в законную силу решением Выборгского гарнизонного военного суда от 24 января 2008 года на жилищную комиссию гарнизона ххххх и начальника данного гарнизона возложена обязанность признать Косенкова нуждающимся в обеспечении жильем по избранному после увольнения постоянному месту жительства и включить его в соответствующий список.
Решением жилищной комиссии гарнизона ххххх от 19 марта 2008 года (протокол N 9) Косенков был признан нуждающимся в обеспечении жильем по избранному после увольнения постоянному месту жительства и включен в соответствующий список.
17 апреля 2008 года Косенков подарил своей дочери А.М.Н. свою долю в праве общей долевой собственности в занимаемом жилье по адресу: ххххх область п. ххххх, дом хх.
При проверке данных о жилищном положении заявителя при оформлении ему субсидии, решением заместителя начальника ЗРУЖО от 21 мая 2015 года N 03-18/33 Косенков был снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с выявлением в представленных документах сведений, не соответствующих действительности.
Полагая свои права нарушенными, Косенков через своего представителя Боглюкова Т.Н. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений, просил: признать незаконными решение ЗРУЖО от 21 мая 2015 года N 03-18/33 о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях, обязать начальника ЗРУЖО отменить данное решение и восстановить его на учете нуждающихся в жилых помещениях с внесением сведений в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявленных требований Косенкову отказал.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Савина Ю.И. просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы она, со ссылкой на обстоятельства дела, сообщает, что суд не учел, что нуждающимся в улучшении жилищных условий Косенков был признан на основании решения Выборгского гарнизонного военного суда от 24 января 2008 года.
При этом доля в собственности была передана Косенковым своей дочери, что обеспечивало передачу жилого помещения в собственность государства.
Полагает, что суд нарушил положения пункта 14 статьи 15 и пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также положения "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель начальника ЗРУЖО просил оставить решение суда первой инстанции без изменения по указанным в нем основаниям.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и в возражениях на нее, окружной военный суд не находит оснований к ее удовлетворению.
При рассмотрении настоящего дела судом верно установлены обстоятельства, подлежащие доказыванию, выводы суда соответствуют исследованным в судебном заседании доказательствам, которым в решении дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального или процессуального права судом первой инстанции допущено не было.
Согласно пункту 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, отвечающие ряду требований, обеспечиваются жилыми помещениями при увольнении с военной службы и при перемене места жительства, при этом документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Порядок и условия предоставления жилых помещений или выделения денежных средств на их приобретение в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В настоящее время в Российской Федерации действуют Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 (далее - Правила учета).
Согласно подпункту "и" пункта 7 Правил учета, избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
Вместе с тем наличие у таких граждан в собственности индивидуального жилого дома (квартиры) в соответствии с подпунктом "а" пункта 10 Правил учета является препятствием для признания их нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
Действительно, при принятии Выборгским гарнизонным военным судом решения от 24 января 2008 года обстоятельства нахождения в собственности Косенкова доли в жилом доме были известны суду.
Вместе с тем, в апреле 2008 года, то есть после принятия указанного судебного решения, Косенков распорядился принадлежащей ему собственностью.
Как правильно указано в обжалуемом решении, это обстоятельство имеет существенное значение для дела.
По мнению судебной коллегии, данное обстоятельство является новым, исключающим преюдициальное значение решения Выборгского гарнизонного военного суда от 24 января 2008 года для существа разрешаемых правоотношений по настоящему делу.
Согласно подпункту "д" пункта 10 Правил учета, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае, если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли- продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
Имея объективную возможность сдать находившееся у него в собственности жилье, Косенков окончательно утратил ее, подарив свою долю дочери.
Вопреки доводам жалобы, данное обстоятельство, наоборот, исключает передачу предоставленного от государства жилого помещения органу исполнительной власти, в котором Косенков проходил военную службу, так как зависит от волеизъявления лица, не относящегося к Министерству обороны РФ.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции о признании соответствующим действующему законодательству решения ЗРУЖО от 21 мая 2015 года N 03-18/33 о снятии Косенкова с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и об отказе в удовлетворении требований административного истца является, по существу, правильным.
Иные доводы не являются значимыми и не могут служить основанием для отмены судебного решения.
Руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Санкт - Петербургского гарнизонного военного суда от 15 января 2016 года по административному иску Косенкова Н.И. оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.