Апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 21 июля 2016 г. по делу N 33а-461/2016
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: ЛАЗАРЕВА Е.В.,
СУДЕЙ: ЯКОВЛЕВА А.Г.,
ПОЗДНЯКОВА С.И.,
при секретаре Хлудневе А.А.,
рассмотрел в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Петрозаводского гарнизонного военного суда от 4 мая 2016 года по административному исковому заявлению МВ.А., об оспаривании решения жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Республике Карелия (далее - жилищная комиссия) от 16 декабря 2015 года N 12, связанного с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Позднякова С.И., окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
М., проходивший военную службу по контракту, приказом соответствующего должностного лица N 130 от 1 декабря 2003 года исключён из списков личного состава в связи с досрочным увольнением с военной службы на основании подп. "а" п. 2 ст. 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с организационно-штатными мероприятиями), при этом срок его военной службы, в том числе на момент исключения из списков личного состава (25 декабря того же года), составил более 15 лет.
30 июля и 6 ноября 2015 года М. подал в жилищную комиссию заявления, в которых просил принять его на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении в г. Костомукша составом семьи три человека (л.д.52-53, 58-59).
Решением жилищной комиссии от 16 декабря 2015 года (протокол N12) административному истцу в принятии на указанный учёт было отказано на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ (представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях).
Из содержания указанного решения видно, что жилищная комиссия, сославшись на пункты 1 и 3 приказа ФСБ России от 24 ноября 2011 года N 590, отказала М. в принятии на учёт в связи с тем, что он не является военнослужащим (л.д.5).
Обращаясь в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, М. полагал, что имеет право на обеспечение жилым помещением, так как не имеет жилья для постоянного проживания, а в квартире, где зарегистрированы его сын и супруга, на каждого члена семьи приходится менее учётной нормы жилого помещения.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, гарнизонный военный суд исходил из того обстоятельства, что М. на момент обращения с заявлением в жилищную комиссию утратил статус военнослужащего и каких-либо доказательств о том, что ранее он признавался нуждающимся в обеспечении жильём для постоянного проживания органами местного самоуправления, либо жилищной комиссией войсковой части, не представил.
В апелляционной жалобе М. просит отменить решение гарнизонного военного суда и принять по делу новое решение, удовлетворив заявленные им требования. Обосновывая апелляционную жалобу, административный истец, ссылаясь на Конституцию РФ, ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и подпункт "а" пункта 6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, утверждает, что имеет право на обеспечение жилым помещением за счёт военного ведомства и после утраты статуса военнослужащего. Кроме того, М., полагая, что жилищная комиссия отказала ему в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях исходя из жилищных условий членов его семьи, приводит расчёт приходящегося на них размера жилой площади.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель жилищной комиссии и Пограничного управления ФСБ России по Республике Карелия просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, полагая, что доводы апелляционной жалобы противоречат материалам дела и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного постановления.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд не находит оснований для отмены или изменения решения гарнизонного военного суда.
Из материалов дела видно, что требования М. рассмотрены с достаточной полнотой. При этом суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, исследовал и проанализировал необходимые доказательства. Выводы суда, изложенные в решении, вопреки утверждению автора апелляционной жалобы, соответствуют обстоятельствам дела. В их основе лежит правильное применение и толкование норм материального права.
Военная служба, по смыслу статей 59 и 71 (пункт "т") Конституции Российской Федерации, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам (Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2003 года N 453-О).
Из материалов дела следует, что М. претендует на обеспечение его жилым помещением по нормам специального законодательства и специальным правилам, устанавливающим основания и порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы.
При этом административный истец полагает, что право на получение жилья за счёт военного ведомства, в котором он проходил военную службу, сохраняется за ним независимо от срока его увольнения.
Вместе с тем, это убеждение М. не основано на нормах как ныне действующего законодательства, так и законодательства действовавшего в период прохождения им военной службы, то есть до декабря 2003 года.
Так, в пункте 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в его редакции от 11 ноября 2003 года, было предусмотрено, что военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в течение года при увольнении с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров воинских частей включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов.
О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают соответствующим командирам воинских частей в трехмесячный срок и гарантируют предоставление жилых помещений после прибытия граждан, уволенных с военной службы, на избранное место жительства в течение трех месяцев.
Сведения о постановке на учет заносятся в личные дела военнослужащих - граждан.
В соответствии с пунктом 14 этой же статьи Федерального закона военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования.
Что же касается постановления Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054, на которое ссылается М. в обоснование своих требований, то оно, вопреки мнению административного истца, не вводит самостоятельные нормы, устанавливающие право граждан, утративших статус военнослужащего, на обеспечение жилым помещением за счёт военного ведомства на том основании, что они ранее проходили военную службу.
Правительство Российской Федерации, принимая указанное постановление, утвердило "Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" (далее - Правила).
Данный нормативный акт действовал как в период прохождения М. военной службы и его увольнения в 2003 году, так и в период обращения в 2015 году с заявлением в жилищную комиссию о принятии на учёт нуждающихся в жилье, и применялся в части не противоречащей жилищному законодательству и Федеральному закону "О статусе военнослужащих".
Из содержания Правил следует, что приняты они с целью совершенствования порядка учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Согласно установленному Правилами порядку, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту, которые, в соответствии с пунктом 13 Правил, будучи военнослужащими, подали рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Содержание пункта 13 Правил полностью соответствует пункту 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", действовавшего в редакции до 1 января 2005 года.
Согласно пункту 18 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (введён Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 405-ФЗ) граждане, уволенные с военной службы и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, обеспечиваются жилыми помещениями в населенных пунктах, выбранных ими в качестве избранного места жительства до увольнения с военной службы.
Таким образом, из содержания норм Федерального закона и Правил, действовавших в период прохождения М. военной службы и в настоящее время, следует, что само право военнослужащих на обеспечение жильём в избранном месте жительства связано с их увольнением с военной службы и подлежит реализации при увольнении в указанные в законе сроки.
Иных норм, дающих право гражданам на обеспечение жильём за счёт военного ведомства, в котором они ранее проходили военную службу, и не были установленным порядком приняты на учёт нуждающихся в жилье в избранном месте жительства, ни Федеральным законом "О статусе военнослужащих", ни Правилами не установлено.
Не установлено такого права и постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011г. N512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно" (в редакции постановления Правительства РФ от 28 августа 2015г. N900).
Каких-либо доказательств о том, что М. при увольнении с военной службы избирал место жительства, отличное от места прохождения военной службы, и установленным порядком обращался с рапортом о принятии его на учёт нуждающихся в обеспечении жильём в избранном после увольнения месте жительства, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах у жилищной комиссии не имелось оснований для принятия М.а на жилищный учёт для обеспечения его жильём в избранном месте жительства от федерального органа исполнительной власти, в котором он ранее проходил военную службу и утратившего статус военнослужащего более 10 лет назад.
С учётом этого все остальные доводы апелляционной жалобы, в том числе относящиеся к жилищным условиям членов семьи административного истца, значения не имеют и не могут служить основанием для вывода о незаконности обжалованных решений жилищной комиссии и суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Петрозаводского гарнизонного военного суда от 4 мая 2016 года по административному исковому заявлению М.В.А., об оспаривании решения жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Республике Карелия от 16 декабря 2015 года N 12, связанного с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.