Апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 28 июля 2016 г. по делу N 33а-488/2016
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
председательствующего
Савельева И.Г.,
судей:
Царькова В.Н.,
Яковлева А.Г.,
при секретаре
Валюке И.В.,
рассмотрел в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административных ответчиков на решение Псковского гарнизонного военного суда от 17 мая 2016 года по административному исковому заявлению Самуйлова Н.П. об оспаривании решения жилищной комиссии Пограничного управления (далее - ПУ) о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях в избранном месте жительства.
Заслушав доклад судьи Яковлева А.Г., объяснения представителя начальника и жилищной комиссии ПУ Паршина А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Самуйлов обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконным решение жилищной комиссии ПУ от 12 апреля 2016 года (протокол N5) в части снятия его и членов семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях в избранном после увольнения месте жительства в г. Великий Новгород, а также отмены решения этой комиссии от 26 октября 2015 года (протокол N20) о постановке на данный жилищный учет;
- обязать жилищную комиссию ПУ отменить указанное решение от 12 апреля 2016 года (протокол N5), а также оставить в силе предыдущее решение от 26 октября 2015 года (протокол N20) о постановке его с учетом членов семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях в избранном после увольнения месте жительства в г. Великий Новгород с 14 сентября 2015 года.
Псковский гарнизонный военный суд решением от 17 мая 2016 года полностью удовлетворил административный иск Самуйлова. Признав оспариваемое решение жилищной комиссии ПУ от 12 апреля 2016 года (протокол N5) незаконным, суд обязал данный жилищный орган отменить его в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, о чем в тот же срок сообщить в суд и административному истцу.
В апелляционной жалобе представитель начальника и жилищной комиссии ПУ просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Самуйлова.
Автор жалобы указывает, что ПУ уже предоставило административному истцу по месту службы (г. П. Псковской области) квартиру по договору социального найма, где на каждого проживающего приходится по 17,53 кв.м. общей площади. Поскольку это выше учетной нормы, установленной для избранного им места жительства (г. Великий Новгород), то в силу статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", статьи 51 ЖК РФ и постановления Правительства РФ от 29 июня 2011 года N512 Самуйлов не вправе претендовать на получение жилья в указанном населенном пункте.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец Самуйлов, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, просит оставить обжалуемое решение без изменения.
Ссылаясь на статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", Самуйлов считает, что предоставление ему военным ведомством по месту службы по нормам предоставления квартиры по договору социального найма не может препятствовать в реализации его права на обеспечение жильем в избранном месте жительства.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, окружной военный суд полагает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с абз.3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей, признанные нуждающимися в жилых помещениях, по общему правилу обеспечиваются за счет военного ведомства жильем (в собственность или по договору социального найма) по месту военной службы по нормам предоставления, предусмотренным статьей 15.1 этого Закона.
Судом достоверно установлено, что Самуйлов с 18 марта 1997 года проходил военную службу по контракту, в том числе с 18 мая 2000 года в г. П., где ПУ предоставило ему с учетом членов семьи (жена и сын, всего 3 человека) по договору социального найма от 11 апреля 2011 года двухкомнатную квартиру общей площадью 52,6 кв.м., что согласуется с вышеуказанной нормой Закона.
Вместе с тем в силу абз.3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" такие военнослужащие, имеющие общую выслугу 10 лет и более, в случае увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями могут претендовать на получение по этим же нормам предоставления за счет военного ведомства постоянного жилья в избранном месте жительства, отличном от места службы, при условии признания нуждающимися в жилых помещениях.
Приказом начальника ПУ от 17 сентября 2015 года N246-лс Самуйлов, имеющий общую выслугу более 20 лет, досрочно уволен с военной службы в связи с признанием военно-врачебной комиссией негодным по состоянию здоровья к военной службе и исключен из списков личного состава воинской части с 21 сентября 2015 года.
Рассмотрев заявление от 14 сентября 2015 года, жилищная комиссия ПУ решением от 26 октября 2015 года (протокол N20) поставила Самуйлова с учетом членов семьи, состав которых не изменился, на учет нуждающихся в жилых помещениях в избранном месте жительства в г. Великий Новгород (л.д.46, 58-60).
Позднее жилищная комиссия ПУ решением от 12 апреля 2016 года (протокол N5) сняла Самуйлова и членов его семьи с указанного жилищного учета и отменила свое первоначальное решение от 26 октября 2015 года (протокол N20) по мотиву выявления неправомерных действий, допущенных данным жилищным органом при их постановке на этот учет (л.д.61-63).
Оценивая законность и обоснованность оспариваемого решения, окружной военный суд исходит из того, что согласно пункту 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ в случае выявления неправомерных действий жилищного органа при решении вопроса о принятии военнослужащего на жилищный учет выносится решение о снятии такого лица с указанного учета.
Поскольку снятым с учета нуждающихся в жилых помещениях может быть лишь лицо, состоящее на нем, то одновременное указание жилищной комиссией ПУ в оспариваемом решении о снятии Самуйлова с жилищного учета на отмену первоначального решения от 26 октября 2015 года (протокол N20) об его постановке на этот учет очевидно законным не является.
Это полностью соответствует закрепленному в Конвенции о защите прав человека и основных свобод и отраженному в прецедентной практике Европейского Суда по правам человека принципу правовой определенности юридически значимых действий органов военного управления и воинских должностных лиц, который требует, чтобы такие действия были достаточно точными для того, чтобы любое лицо могло предвидеть в степени, разумной при конкретных обстоятельствах, последствия, которые может повлечь такое действие (постановления Йечюс против Литвы, жалоба N34578/97; Барановский против Польши, жалоба N 28358/95).
Что касается оспариваемого решения в части снятия с жилищного учета, то, как следует из его содержания, комиссия посчитала Самуйлова обеспеченным жильем выше учетной нормы, установленной в избранном месте жительства (14 кв.м. общей площади для г. Великий Новгород), поскольку его семья проживает в квартире, ранее предоставленной военным ведомством по месту службы.
Согласно абз.13 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в действовавшей тогда редакции Федерального закона от 2 ноября 2013 года N405-ФЗ) порядок постановки таких военнослужащих на жилищный учет определялся "Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года N512 (в редакции постановления от 28 августа 2015 года N900).
В силу пунктов 1, 2 этих Правил признание нуждающимися в жилых помещениях осуществлялось по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ, исходя из учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с законодательством РФ по избранному постоянному месту жительства.
Действительно, в соответствии с частью 2 статьи 51 ЖК РФ определение уровня обеспеченности жильем осуществляется исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, которые гражданин и (или) члены его семьи занимают по договорам социального найма и (или) имеют на праве собственности.
Вместе с тем необходимо учитывать, что согласно пункту 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" вышеназванное право на обеспечение военным ведомством жильем за счет целевых средств федерального бюджета при перемене места жительства предоставляется гражданам один раз. При этом, как прямо указано в этой норме Закона, документы о сдаче военному ведомству жилых помещений и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Следовательно, при решении вопроса о признании таких военнослужащих и членов семей нуждающимися в жилых помещениях в избранном месте жительства не должно приниматься во внимание ранее предоставленное военным ведомством по месту прохождения службы постоянное жилье, в отношении которого указанными лицами возможность исполнения обязанности по его сдаче не утрачена.
Вопреки доводам жалобы, буквальное применение положений статьи 51 ЖК РФ в отношении военнослужащих и членов их семей, обеспеченных военным ведомством по месту службы по нормам предоставления постоянным жильем, без учета особенностей, установленных пунктом 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", фактически исключает возможность реализации ими права на получение жилья в избранном месте жительства, что в силу пункта 2 статьи 4 указанного Федерального закона недопустимо.
В материалах административного дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии каких-либо препятствий для сдачи семьей Самуйлова занимаемой по договору социального найма квартиры, ранее предоставленной ПУ по последнему перед увольнением месту прохождения военной службы. При таких условиях гарнизонный военный суд правомерно пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения жилищной комиссии о снятии административного истца и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях в избранном месте жительства, а также о необходимости его отмены.
Поскольку основания к отмене либо изменению обжалуемого решения отсутствуют, окружной военный суд считает необходимым оставить его без изменения, а жалобу представителя административных ответчиков - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Псковского гарнизонного военного суда от 17 мая 2016 года по административному исковому заявлению Самуйлова Н.П. об оспаривании решения жилищной комиссии ПУ о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях в избранном месте жительства оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административных ответчиков - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.