Апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 28 июля 2016 г. по делу N 33а-507/2016
Ленинградский окружной военный суд в составе:
председательствующего -
Лазарева Е.В.,
судей:
Позднякова С.И.,
Пестуновича В.И..,
при секретаре Навлевой Е.О., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя административного ответчика на решение Псковского гарнизонного военного суда от 23 мая 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению майора Манешина В.И. об оспаривании решения жилищной комиссии Пограничного Управления Федеральной службы безопасности России по Псковской области (далее - жилищной комиссии ПУ ФСБ России по Псковской области), выразившегося в отказе принять его и членов семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в избранном месте жительства.
Заслушав доклад судьи Лазарева Е.В., объяснения представителя административного ответчика Паршина А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Манешин В.И. через своего представителя обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение жилищной комиссии ПУ ФСБ по Псковской области от 12 апреля 2016 года (протокол N 5) об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в избранном месте жительства - Санкт-Петербурге.
Решением Псковского гарнизонного военного суда от 23 мая 2016 года административное исковое заявление Манешина удовлетворено. Для восстановления нарушенных прав административного истца суд обязал жилищный орган повторно рассмотреть поставленный им вопрос.
Кроме того, суд взыскал с ПУ ФСБ по Псковской области в пользу Манешина судебные расходы в размере 300 рублей, понесенные на уплату государственной пошлины при подаче административного иска в суд.
Принимая данное решение, суд указал, что Манешин в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" имеет право быть принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях в избранном месте жительства, несмотря на обеспеченность жильем по месту военной службы.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Илюхина Ю.Г. просит отменить решение гарнизонного военного суда в связи с неправильным применением норм материального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Автор жалобы отмечает, что оснований, предусмотренных статьей 51 ЖК РФ, для принятия Манешина на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в избранном после увольнения месте жительства в Санкт-Петербурге, не имеется.
По мнению представителя административного ответчика, факт избрания военнослужащим, который обеспечен по месту военной службы жилым помещением по установленным нормам, другого места жительства, не совпадающего с местом службы, при увольнении с военной службы не может являться самостоятельным основанием для принятия его на жилищный учет.
Утверждает, что при принятии решения суд первой инстанции не применил нормы материального права, подлежащие применению, сделав вывод о наличии у Манешина оснований быть принятым на соответствующий учет только в связи с тем, что у него отсутствует жилье в избранном месте жительства.
Ссылаясь на абзацы третий и тринадцатый пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пункт 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 29 июня 2011 года N 512, обращает внимание, что для признания военнослужащих нуждающимися в жилье применяется учетная норма, установленная по избранному месту жительства.
На основании приведенных норм автор жалобы приходит к выводу о том, что в связи с обеспеченностью Манешина жильем по месту военной службы в объеме, превышающем учетную норму в Санкт-Петербурге, он не вправе претендовать на получение жилья в указанном населенном пункте.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, к числу которых относится Манешин (л.д.37), и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются жилыми помещениями (в собственность бесплатно или по договору социального найма) по месту военной службы по нормам предоставления, предусмотренным статьей 15.1 этого Закона.
При этом военнослужащие, имеющие общую выслугу 10 лет и более, в случае увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями имеют право на обеспечение за счет военного ведомства постоянным жильем в избранном месте жительства, отличном от места службы, при условии признания нуждающимися в жилых помещениях.
При таких обстоятельствах, вопреки утверждению автора жалобы, предоставление Манешину в июле 1995 года жилого помещения по договору социального найма по месту военной службы в г.Пыталово Псковской области (л.д.41-45, 68-73) не препятствует принятию его на учет нуждающихся в жилых помещениях в избранном месте жительства - Санкт-Петербурге в связи с предстоящим в 2017 году увольнением с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (л.д.33-37, 39).
Что касается ссылок автора жалобы на абзац тринадцатый пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 года N 900), они не могут служить основанием для ограничения права избрать при увольнении место жительства военнослужащими, заключившими первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года.
Согласно пункту 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" это право при перемене места жительства предоставляется военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, один раз. Как прямо указано в названной норме, документы о сдаче военному ведомству жилых помещений и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются такими гражданами и совместно проживающими членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Следовательно, при решении вопроса о признании военнослужащих и членов их семей нуждающимися в жилых помещениях в избранном месте жительства не должно приниматься во внимание ранее предоставленное военным ведомством по месту прохождения службы постоянное жилье, возможность сдачи которого не утрачена.
Вопреки доводам жалобы, буквальное применение положений статьи 51 ЖК РФ в отношении военнослужащих и членов их семей, обеспеченных военным ведомством по месту службы по нормам предоставления постоянным жильем, без учета особенностей, установленных пунктом 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", фактически исключает возможность реализации ими права на обеспечение жильем в избранном месте жительства, что в силу пункта 2 статьи 4 указанного Федерального закона недопустимо.
В материалах административного дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии каких-либо препятствий для сдачи семьей Манешина занимаемой по договору социального найма квартиры в г.Пыталово.
Доказательств наличия у Манешина или членов его семьи жилых помещений в Санкт-Петербурге по договору социального найма или в собственности ответчиком не представлено.
При таких условиях гарнизонный военный суд правомерно пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения жилищной комиссии об отказе в принятии административного истца и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях в избранном месте жительства.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Псковского гарнизонного военного суда от 23 мая 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Манешина В.И. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.