Апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 02 августа 2016 г. по делу N 33а-508/2016
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
председательствующего
Лазарева Е.В.,
судей:
Позднякова С.И.,
Пестуновича В.И.,
при секретаре
Волкове В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика на решение Псковского гарнизонного военного суда от 24 мая 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Г. о признании незаконным решения жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Псковской области о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Пестуновича В.И., объяснения представителя административного ответчика Ф. в поддержание доводов апелляционной жалобы, объяснения административного истца Г. и его представителя Ш., возражавших против ее удовлетворения, окружной военный суд,
УСТАНОВИЛ:
Г. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и обязать отменить решение жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Псковской области (далее ЖК ПУ ФСБ) от 12 апреля 2016 года об отмене решения этой комиссии от 21 декабря 2015 года и снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований административный истец и его представитель указали, что решением ЖК ПУ ФСБ от 21 декабря 2015 года Г. составом семьи из 4-х человек был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в г. Санкт-Петербурге.
Однако решением ЖК ПУ ФСБ от 12 апреля 2016 года Г. был снят с указанного учета, а вышеназванное решение отменено в связи с тем, что истец по месту прохождения службы в г. Печоры обеспечен жилым помещением, размер которого превышает учетную норму в Санкт-Петербурге.
Решением гарнизонного военного суда иск удовлетворен.
Признав оспариваемое решение жилищной комиссии ПУ ФСБ по Псковской области от 12 апреля 2016 года незаконным, суд обязал данный жилищный орган отменить его в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, о чем в тот же срок сообщить в суд и административному истцу.
В апелляционной жалобе представитель начальника и жилищной комиссии ПУ ФСБ по Псковской области просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Г.
Автор жалобы указывает, что ПУ ФСБ по Псковской области уже предоставило административному истцу по месту службы (г. Печоры Псковской области) квартиру по договору социального найма, где на каждого проживающего приходится по 16,38 кв.м. общей площади. Поскольку это выше учетной нормы, установленной для избранного им места жительства (г. Санкт-Петербург), то в силу статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", статьи 51 ЖК РФ и постановления Правительства РФ от 29 июня 2011 года N512 Г. не вправе претендовать на получение жилья в указанном населенном пункте.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, просит оставить обжалуемое решение без изменения.
Ссылаясь на статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", Г. считает, что предоставление ему военным ведомством по месту службы по нормам предоставления квартиры по договору социального найма не может препятствовать в реализации его права на обеспечение жильем в избранном после увольнения месте жительства.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, окружной военный суд полагает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с абз.3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей, признанные нуждающимися в жилых помещениях, по общему правилу обеспечиваются за счет военного ведомства жильем (в собственность или по договору социального найма) по месту военной службы по нормам предоставления, предусмотренным статьей 15.1 этого Закона. При этом военнослужащие, имеющие общую выслугу 10 лет и более, в случае увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями имеют право на обеспечение за счет военного ведомства постоянным жильем в избранном месте жительства, отличном от места службы, при условии признания нуждающимися в жилых помещениях.
Судом достоверно установлено, что Г. с апреля 1984 года проходил военную службу, в том числе с апреля 1995 года в г. Печоры.
Таким образом, Г., как заключивший первый контракт до 1 января 1998 года, может быть обеспечен жилыми помещениями, находящимися в федеральной собственности, по выбору в собственность бесплатно или по договору социального найма как по месту военной службы, так и в избранном после увольнения месте жительства.
В августе 1995 года истцу и членам его семьи (жена и двое детей, всего 4 человека) по договору социального найма была предоставлена трехкомнатная квартира общей площадью 65,5 кв.м.
В связи с предстоящим увольнением с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, Г. 9 ноября 2015 года обратился в ЖК ПУ ФСБ с ходатайством о признании его нуждающимся в получении жилого помещения в избранном после увольнения месте жительства в Санкт-Петербурге, которое решением ЖК ПУ ФСБ от 21 декабря 2015 года было удовлетворено.
В последующем, решением этой же комиссии от 12 апреля 2016 года указанное решение было отменено, а Г. снят с жилищного учета по избранному месту жительства ввиду превышения размера приходящейся на каждого члена его семьи жилой площади в г. Печоры учетной нормы в г. Санкт-Петербурге (9 кв.м.).
Согласно абз.13 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в действовавшей тогда редакции Федерального закона от 2 ноября 2013 года N405-ФЗ) порядок постановки таких военнослужащих на жилищный учет определялся "Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года N512 (в редакции постановления от 28 августа 2015 года N900).
В силу пунктов 1, 2 этих Правил признание нуждающимися в жилых помещениях осуществлялось по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ, исходя из учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с законодательством РФ по избранному постоянному месту жительства.
Действительно, в соответствии с частью 2 статьи 51 ЖК РФ определение уровня обеспеченности жильем осуществляется исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, которые гражданин и (или) члены его семьи занимают по договорам социального найма и (или) имеют на праве собственности.
Вместе с тем необходимо учитывать, что согласно пункту 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" вышеназванное право на обеспечение военным ведомством жильем за счет целевых средств федерального бюджета при перемене места жительства предоставляется гражданам один раз. При этом, как прямо указано в этой норме Закона, документы о сдаче военному ведомству жилых помещений и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Следовательно, при решении вопроса о признании таких военнослужащих и членов семей нуждающимися в жилых помещениях в избранном месте жительства не должно приниматься во внимание ранее предоставленное военным ведомством по месту прохождения службы постоянное жилье, возможность сдачи которого не утрачена.
Вопреки доводам жалобы, буквальное применение положений статьи 51 ЖК РФ в отношении военнослужащих и членов их семей, обеспеченных военным ведомством по месту службы по нормам предоставления постоянным жильем, без учета особенностей, установленных пунктом 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", фактически исключает возможность реализации ими права на обеспечение жильем в избранном месте жительства, что в силу пункта 2 статьи 4 указанного Федерального закона недопустимо.
В материалах административного дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии каких-либо препятствий для сдачи семьей Г. занимаемой по договору социального найма квартиры в п. Печоры.
Доказательств наличия у Г. или членов его семьи жилых помещений в г. Санкт-Петербурге ответчиком также не представлено.
При таких условиях гарнизонный военный суд правомерно пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения жилищной комиссии о снятии административного истца и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях в избранном месте жительства, а также о необходимости его отмены.
Поскольку основания к отмене либо изменению обжалуемого решения отсутствуют, окружной военный суд считает необходимым оставить его без изменения, а апелляционную жалобу представителя административных ответчиков - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Псковского гарнизонного военного суда от 24 мая 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Г. о признании незаконным решения жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Псковской области о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административных ответчиков - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.