Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующегоПюрвеевой А.А.,
судей Цакировой О.В., Андреевой А.В.,
при секретаре Алексеевой А.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Элисты в интересах Манджиева Э.В. к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма по апелляционной жалобе представителя ответчика Л.В.А. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 11 апреля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Андреевой А.В., возражения прокурора Имкеновой Д.А., законного представителя Манджиева Э.В. Л.М.Я. против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор города Элисты в интересах Манджиева Э.В. обратился в суд с указанным иском, мотивируя следующим.
Прокуратурой города Элисты в ходе проведения проверки по обращению
Л.М.Я. в интересах несовершеннолетнего сына Манджиева Э.В., " ... " года рождения, установлено нарушение его жилищных прав. Манджиев Э.В. является ребенком - инвалидом, согласно заключению врачебной комиссии Бюджетного учреждения Республики Калмыкия "Республиканский психоневрологический диспансер" N " ... " от " ... "г. страдает психическим заболеванием с кодом " ... ", входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире. С 30 сентября 2015 г. Манджиев Э.В. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по болезни и значится в списке под номером " ... ". В настоящее время проживает со своей семьей в жилом помещении общей площадью " ... "кв.м, в котором ему на праве собственности принадлежит " ... " доля. Жилое помещение по договору социального найма ему не предоставлено, иной жилплощади на праве собственности или по договору социального найма он не имеет. Просил обязать Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия предоставить Манджиеву Э.В. вне очереди по договору социального найма жилое помещение из государственного жилищного фонда общей площадью не менее 33 кв.м с учетом права на дополнительную жилую площадь.
В судебном заседании прокурор Б.А.М. исковые требования поддержала.
Законный представитель Манджиева Э.В. - Лиджиева М.Я. просила удовлетворить исковые требования.
Представители ответчика Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, третьего лица Администрации г. Элисты, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 11 апреля 2016 г. исковые требования прокурора города Элисты в интересах Манджиева Э.В. удовлетворены. На Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия возложена обязанность предоставить Манджиеву Э.В. по договору социального найма жилое помещение из государственного жилищного фонда общей площадью не менее 33 кв.м с учетом права на дополнительную площадь.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Лазарев В.А. просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в иске, ссылаясь на нарушение норм материального права. Считает, что предоставление жилого помещения Манджиеву Э.В. из жилищного фонда Республики Калмыкия невозможно в связи с отсутствием специального правового регулирования, устанавливающего порядок обеспечения жильем такой категории граждан из жилищного фонда Республики Калмыкия, статьей 4 Закона Республики Калмыкия от 3 ноября 2011 года N296-IV-З "О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере жилищных отношений" не предусмотрено предоставление жилого помещения по договору социального найма гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, которые указаны в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Кроме того, Министерство не располагает списками лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, Администрацией г. Элисты, осуществляющей учет указанной категории граждан, данные списки в адрес Министерства не направлялись.
Заслушав прокурора Имкенову Д.А., законного представителя Манджиева Э.В. Лиджиеву М.Я., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Удовлетворяя исковые требования, суд руководствовался положениями статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и исходил из того, что Манджиев Э.В., " ... ", являющийся инвалидом с детства, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, включенного в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378, и принятый на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, в силу положений действующего жилищного законодательства имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
С такими выводами суда следует согласиться.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Порядок обеспечения жилой площадью лиц, имеющих статус инвалида, на федеральном уровне регулируется статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которой предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
При этом пунктом 3 части 2 названной статьи предусмотрено, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона, а инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляется гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
Согласно пункту 3 части 2 той же статьи Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Таким образом, федеральный законодатель, действуя в пределах своих конституционных полномочий, установилтакое правовое регулирование обеспечения нуждающихся в жилых помещениях граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при котором совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, которое гарантирует предоставление им жилых помещений по договорам социального найма.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Манджиев Э.В. является инвалидом с детства, страдает тяжелой формой хронического заболевания и состоит на учете по заболеванию с кодом " ... ", включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 (пункт 3), а также в Перечень заболеваний, дающих инвалидам право на дополнительную жилую площадь, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 817. В настоящее время зарегистрирован и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: " ... ", совместно с матерью - Лиджиевой М.Я. и 6 родственниками. С 18 марта 2015 г. состоит на учете Администрации г. Элисты в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в списке по болезни под номером " ... ".
Указанные обстоятельства ответчиком в ходе судебного разбирательства не оспаривались.
Решением N 8 Элистинского городского Собрания третьего созыва N 12 от 31 августа 2006 г. норма предоставления общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, установлена в размере 33 кв.м на одного гражданина.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 12 мая 2015 г. N 185 в Положение о Министерстве социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, утвержденное 19 ноября 2013 г. (в подпункт 7.1.26) внесено изменение - на Министерство возложены полномочия по предоставлению жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Калмыкия по договорам социального найма в соответствии с действующим законодательством.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Манджиев Э.В. имеет право на предоставление ему во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее 33 квадратных метров с учетом дополнительной жилой площади, и возложил на ответчика обязанность по предоставлению такого жилого помещения.
Довод жалобы о том, что жилые помещения государственного жилищного фонда Республики Калмыкия предоставляются на основании Закона Республики Калмыкия "О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере жилищных отношений", в котором отсутствует указание на предоставление жилых помещений по договорам социального найма такой категории граждан, к которой относится Манджиев Э.В., является несостоятельным по следующим основаниям.
По смыслу статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать иные, помимо указанных в Жилищном кодексе Российской Федерации, категории граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма из жилищного фонда субъектов Российской Федерации, а также основания признания их нуждающимися в жилых помещениях, а также иной порядок предоставления таким гражданам жилых помещений по договору социального найма (например, первоочередной), нежели установленный Жилищным кодексом Российской Федерации (в порядке общей очереди и вне очереди). Между тем, порядок обеспечения жилыми помещениями такой категории граждан, как граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством РФ органом, уже установлен Жилищным кодексом Российской Федерации, а потому они не могут быть лишены права быть обеспеченными жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законодателем.
Ссылка в жалобе на не направление Администрацией г. Элисты утвержденного списка очередников на предоставление жилого помещения государственного жилищного фонда Республики Калмыкия по договорам социального найма в Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, не может быть принята во внимание, поскольку основанием для освобождения указанного уполномоченного органа от обязанности по обеспечению Манджиева Э.В. жилым помещением, право на которое он имеет в соответствии с действующим законодательством, не является.
Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, выводов суда не опровергают.
При таких данных, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Вместе с тем, признавая право Манджиева Э.В. на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма с учетом права на дополнительную жилую площадь, суд не указал об этом в резолютивной части решения. Однако указанные недостатки на правильность принятого судом решения не влияют.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 11 апреля 2016 года изменить.
Обязать Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия предоставить Манджиеву Эрдни Валерьевичу вне очереди по договору социального найма жилое помещение из государственного жилищного фонда общей площадью не менее 33 кв.м с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Апелляционную жалобу представителя ответчика Л.В.А. оставить без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Пюрвеева
Судьи О.В. Цакирова
А.В. Андреева
Копия верна. Судья А.В. Андреева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.