Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе: председательствующего Лиджеевой Л.Л.,
судей Панасенко Г.В. и Пугаева М.С.
при секретаре Клиповой Д.В.
рассмотрела в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Лаганского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Лаганского городского муниципального образования Республики Калмыкия по надлежащему содержанию дорог местного значения незаконным и возложении обязанности осуществить строительство дороги по апелляционной жалобе главы Лаганского городского муниципального образования Республики Калмыкия Очирова Г.У. на решение Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 30 мая 2016 года.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя администрации Лаганского ГМО РК Мукукенова В.С., поддержавшего доводы жалобы, возражения прокурора Лиджиевой В.П. против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор Лаганского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании бездействия администрации Лаганского городского муниципального образования Республики Калмыкия (далее Лаганское ГМО РК) по надлежащему содержанию дорог местного значения незаконным и возложении обязанности осуществить строительство дороги по ул. Бурхан Аюши г. Лагани РК до пересечения с автодорогой "Лагань-Джалыково" 1-й км., мотивируя следующим. В ходе прокурорской проверки выявлено, что в нарушение требований федерального законодательства, Устава Лаганского ГМО РК в границах Лаганского ГМО РК муниципалитетом не в полном объеме выполняются возложенные на него обязанности по дорожной деятельности, а именно по ул. Бурхан Аюши отсутствует дорога. Дома по ул. Бурхан Аюши находятся в жилом массиве "Лагань-Сити", который застраивался с 2003 года в рамках реализации мероприятий "Строительство инфраструктуры и жилья для отселения жителей прибрежных территорий, затопляемых водами Каспийского моря", Федеральной целевой программы "Юг России (2009-2012 года)", утвержденной постановлением Правительства РФ N 10 от 14 января 2008 года, и республиканской целевой программы "Об инвестиционных проектах", реализуемых в РК в рамках ФЦП "Юг России в 2009-2012 г.г.", утвержденной Постановлением Правительства РК N 58 от 13 марта 2009 года. Государственным заказчиком-координатором республиканской целевой программы являлось Министерство территориального развития РК. Завершенное строительством и сданное в эксплуатацию жилье было передано в собственность ЛГМО по актам о приеме передаче зданий (сооружений), актам о приеме передаче объектов нефинансовых активов. Помимо домов в собственность были переданы водопровод, газопровод, электроснабжение. Дороги в указанном жилом массиве в собственность ГМО не передавались, поскольку работы по строительству дорог в указанном жилом массиве заказчиком не предусматривались. Обследование дороги по ул. Бурхан Аюши жилого массива "Лагань-Сити" показало, что последняя является грунтовой, ни щебеночного, ни гравийного дорожного покрытия не имеет, то есть в соответствии со СНиП 2.05.02.-85 "Автомобильные дороги" не относится к технической категории V. Кроме того, установлено, что дорога имеет множественные неровности, дорожные знаки и надлежащее уличное освещение отсутствуют. Также установлено, что указанная грунтовая дорога в перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения не значится, проектирование дороги местного значения к указанному массиву не проводилось, соответственно инвентаризационно-технической документации на них не имеется. Просил признать бездействие администрации Лаганского ГМО РК по надлежащему содержанию дорог местного значения незаконным и возложить на Администрацию Лаганского ГМО РК обязанность осуществить строительство дороги по ул. Бурхан Аюши г. Лагани РК до пересечения с автодорогой "Лагань-Джалыково" 1-й км. в срок до 1 ноября 2018 года.
В судебном заседании прокурор Кубанова Э.И. поддержала исковые требования в полном объеме.
Глава Лаганского городского муниципального образования Очиров Г.У. требование прокурора признал, однако просил установить срок исполнения решения до
01 ноября 2019 года.
Заинтересованное лицо Иванов Н.С. просил удовлетворить исковые требования.
Решением Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 30 мая 2016 года административное исковое заявление прокурора Лаганского района Республики Калмыкия удовлетворено в полном объеме. Признано незаконным бездействие администрации Лаганского ГМО РК по надлежащему содержанию дорог местного значения. На администрацию Лаганского ГМО РК возложена обязанность осуществить строительство дороги по ул. Бурхан-Аюши г. Лагани Республики Калмыкия до пересечения с автодорогой "Лагань-Джалыково" 1-й км. в срок до 01 ноября 2018 года.
В апелляционной жалобе глава Лаганского ГМО РК Очиров Г.У. просит решение суда первой инстанции отменить, производство по делу прекратить. Ссылается на то, что построенные по заказу Министерства территориального развития Республики Калмыкия дома по ул. Бурхан Аюши были переданы администрации Лаганского ГМО РК без дороги. Расходные статьи по финансированию проектирования и строительства автомобильной дороги бюджетом муниципального образования не предусмотрены, в связи с чем у ответчика отсутствует возможность исполнить решение суда. Формирование и утверждение бюджета муниципального образования относится к полномочиям представительного органа муниципального образования. Ответчик не имеет возможности по своему усмотрению использовать бюджетные средства на цели, не учтенные бюджетом муниципального образования. В решении не определено, из каких источников финансировать строительство новой дороги, по каким СНиП строить дорогу, какие проводить изыскательские работы.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению по следующим основаниям.
Принимая решение по делу, суд, руководствуясь ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 3, 12, 21 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", ст. 3, 6, 34 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", исходил из того, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения относится к вопросам местного значения, отсутствие вышеуказанной дороги нарушает права жителей Лаганского ГМО РК на беспрепятственный проезд к жилищу, транспортную доступность.
С такими выводами суда следует согласиться.
Статьей 3 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"
от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ определено, что приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения являются основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ (далее Федеральный закон N 131-ФЗ) одним из вопросов местного значения является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 6 и 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района; создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08 ноября 2007 N 257-ФЗ (далее Федеральный закон N 257-ФЗ) дорожная деятельность включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Как следует из материалов дела, 26 апреля 2016 г. помощником прокурора Лаганского района РК Кубановой Э.И. совместно с начальником ОГИБДД МО МВД России "Лаганский" Дорджиевым А.Б. и главой Лаганского ГМО РК Очировым Г.У. проведена проверка эксплуатационного состояния улично-дорожной сети ул. Бурхан Аюши г. Лагани РК.
Согласно акту обследования состояния улично-дорожной сети от 26 апреля 2016 г. выявлены следующие недостатки: по ул. Бурхан Аюши г. Лагани РК имеется грунтовая дорога со множественными неровностями, дорожные знаки, предусмотренные правилами дорожного движения, а также искусственное освещение по улице отсутствуют.
В силу п. 6 ст. 13, 34 Федерального закона N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Частью 9 ст. 5 Федерального закона N 257-ФЗ установлено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Из анализа приведенных норм права следует, что организация дорожной деятельности в границах населенного пункта поселения относится к компетенции администрации Лаганского ГМО РК как органа местного самоуправления.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что выявленные нарушения создают угрозу безопасности неопределенного круга лиц, проживающих на указанной улице, в связи с затруднительностью прибытия к ним экстренных служб (противопожарной службы, скорой помощи, правоохранительных органов).
Вместе с тем решение суда в части возложения обязанности на администрацию Лаганского ГМО РК осуществить строительство дороги подлежит изменению, поскольку в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами администрация Лаганского ГМО РК в силу возложения на нее полномочий, не являясь специализированной организацией по строительству дорог, не может осуществить строительство дороги, а обязана выполнить все предусмотренные законом мероприятия для обеспечения строительства дороги (заказать выполнение изыскательских работ, проект строительства дороги, заключить контракт с подрядной организацией на выполнение строительных работ, предусмотреть объем бюджетных ассигнований на проведение данных мероприятий и др.).
Довод жалобы об отсутствии финансовых средств на производство работ по строительству дороги несостоятелен, поскольку отсутствие денежных средств или их недостаток само по себе не является основанием для неисполнения органом местного самоуправления требований действующего законодательства, не освобождает ответчика от исполнения обязанности по выполнению мероприятий для осуществления строительства дороги и не свидетельствует о неисполнимости данного решения.
В силу статей 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Ссылка в жалобе на то, что формирование и утверждение бюджета муниципального образования относится к полномочиям представительного органа муниципального образования не имеет правового значения, так как судом возложено на ответчика исполнение обязанности, предусмотренной законом.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы несостоятельны и основаны на неверном толковании норм права.
На основании изложенного решение Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 30 мая 2016 г. подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
Решение Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 30 мая 2016 г. изменить в части возложения обязанности на администрацию Лаганского городского муниципального образования Республики Калмыкия осуществить строительство дороги по ул. Бурхан-Аюши г. Лагани Республики Калмыкия до пересечения с автодорогой "Лагань-Джалыково" 1-й км в срок до 01 ноября 2018 года.
Абзац третий резолютивной части решения суда изложить в следующей редакции:
"Обязать администрацию Лаганского городского муниципального образования Республики Калмыкия выполнить все предусмотренные законом мероприятия для обеспечения строительства дороги по ул. Бурхан-Аюши г. Лагани Республики Калмыкия до пересечения с автодорогой "Лагань-Джалыково" 1-й км в срок до 01 ноября
2018 года".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий Л.Л. Лиджеева
Судьи Г.В. Панасенко
М.С. Пугаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.