Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Верещагина Г.С.,
судей Гудушина Н.Б., Рудь Т.Н.,
при секретаре Ткаченко С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образований "Устьянский муниципальный район" на решение Устьянского районного суда Архангельской области от 13 апреля 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Устьянский муниципальный район" - удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования "Устьянский муниципальный район" в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия по транспортировке тел (останков тел) умерших или погибших в места проведения патологоанатомического вскрытия, судебно-медицинской экспертизы и предпохоронного содержания".
Заслушав доклад судьи Гудушина Н.Б., судебная коллегия
установила:
прокурор Устьянского района Архангельской области обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации МО "Устьянский муниципальный район" о возложении обязанности организовать мероприятия по транспортировке тел (останков тел) умерших или погибших в места проведения патологоанатомического вскрытия, судебно-медицинской экспертизы и предпохоронного содержания.
В обоснование иска указал, что администрация МО "Устьянский муниципальный район" не принимает мер по организации транспортировки тел умерших, что создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию, свидетельствует о нарушении прав граждан и несоблюдении законных интересов Российской Федерации в части нормального функционирования органов государственной власти.
В судебном заседании помощник прокурора П. А.С. исковые требования поддержал.
Представитель администрации МО "Устьянский муниципальный район" П. Э.А. с иском не согласилась, указав, что организация доставки (транспортировки) тел умерших граждан, в том числе неопознанных, для проведения судебно-медицинской экспертизы относится к государственным полномочиям. Услуга по транспортировке тел умерших не входит в перечень гарантированных, оказываемых гражданам безвозмездно, осуществляется специализированной службой.
Суд постановилуказанное решение, с которым не согласилась администрация МО "Устьянский муниципальный район". В апелляционной жалобе глава администрации Г. Д. П. просит решение суда отменить как незаконное. Указывает, что спорные правоотношения регулируются федеральным законодательством, а не областным законом в сфере охраны здоровья в целях оказания медицинской помощи. Транспортировка трупов для проведения судебно-медицинской экспертизы не относится к вопросам местного значения, решаемых органами местного самоуправления, а находится в компетенции иных органов.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор прокуратуры Архангельской области Б. И.С. полагал решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, заслушав прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Как установилсуд первой инстанции, прокуратурой Устьянского района по обращению главы МО "Шангальское" Д. С.И. была проведена проверка, в ходе которой установлено, что на территории МО "Устьянский муниципальный район" не организована транспортировка тел умерших граждан, которые не имеют родственников, близких лиц или законных представителей, в морг, для производства судебно-медицинской экспертизы и патологоанатомического вскрытия.
Установлено, что данная деятельность не осуществляется по причине отсутствия специализированной муниципальной службы и бюджетного финансирования.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд руководствовался п. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которым предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Также суд руководствовался п.п. 5.1, 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", согласно которым к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: организация проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан.
Суд отметил, что в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 8 Закона Архангельской области от 18 марта 2013 года N 629-38-ОЗ "О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере охраны здоровья граждан", определяющего полномочия органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области, к полномочиям органов местного самоуправления (за исключением территорий, медицинская помощь населению которых оказывается в соответствии со статьей 42 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации") в сфере охраны здоровья относится создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой и настоящим законом в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В целях реализации данных полномочий органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области создают условия для оказания медицинской помощи населению муниципальных образований Архангельской области, в частности, организуют мероприятий по транспортировке тел (останков тел) умерших или погибших в места проведения патологоанатомического вскрытия, судебно-медицинской экспертизы и предпохоронного содержания (пп. 4 п. 2 ст. 8).
Постановлением Правительства Архангельской области от 22 декабря 2015 года N 568-пп на 2016 год утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2016 год.
Пунктом 8 раздела II Программы предусмотрено, что мероприятия по транспортировке тел (останков тел) умерших или погибших в места проведения патологоанатомического вскрытия, судебно-медицинской экспертизы и предпохоронного содержания осуществляются в соответствии с подпунктом 4 пунктом 2 статьи 8 областного закона от 18 марта 2013 года N 629-38-ОЗ "О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере охраны здоровья граждан".
Суд пришел к выводу, что организация мероприятий по транспортировке тел (останков тел) умерших или погибших в места проведения патологоанатомического вскрытия, судебно-медицинской экспертизы и предпохоронного содержания возложена в силу закона на органы местного самоуправления муниципального района, данные мероприятия осуществляются в силу возложенных на муниципальный район полномочий по созданию условий для оказания медицинской помощи населению, а не в рамках организации ритуальных услуг.
Указанные выводы судебная коллегия находит ошибочными.
Перечень вопросов местного значения муниципального района содержится в ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Органы местного самоуправления муниципального района имеют право решать вопросы, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных районов, которые перечислены в ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ.
Как указано в ч. 2 ст. 15.1 названного Закона, органы местного самоуправления муниципального района вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регламентирован ст. 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ, установлено, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается (ч. 2 ст. 19).
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования (ч. 5 ст. 19).
Правоотношения, связанные с организацией мероприятий по транспортировке тел (останков тел) умерших или погибших в места проведения патологоанатомического вскрытия, судебно-медицинской экспертизы и предпохоронного содержания, регулируются Федеральным законом от 30 марта1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", а также приказом Минздравсоцразвития России от 12 мая 2010 года N 346н "Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации", то есть исполнение данных полномочий не относится к решению вопросов местного значения муниципального района.
Данные государственные полномочия не передавались органам местного самоуправления МО "Устьянский муниципальный район" с соблюдением порядка, предусмотренного ст. 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ.
Включение в Закон Архангельской области от 18 марта 2013 года N 629-38-ОЗ "О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере охраны здоровья граждан" (пп. 1 и 4 п. 1 ст. 8) указаний о фактической обязанности органов местного самоуправления, создавая условия для оказания медицинской помощи населению муниципальных образований Архангельской области, организовать мероприятия по транспортировке тел (останков тел) умерших или погибших в места проведения патологоанатомического вскрытия, судебно-медицинской экспертизы и предпохоронного содержания не свидетельствует о соблюдении порядка передачи государственных полномочий, установленного ст. 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ.
Очевидно, что реализация данных полномочий не является созданием условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, как это предусмотрено п. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ.
При таких обстоятельствах на орган местного самоуправления муниципального района не может быть возложена обязанность организовать мероприятия по транспортировке тел (останков тел) умерших или погибших в места проведения патологоанатомического вскрытия, судебно-медицинской экспертизы и предпохоронного содержания.
Недопустимо возлагать полноту ответственности на муниципальный район в данной сфере деятельности, что предполагало бы возложение на органы местного самоуправления обязанности принять организационные меры, тем самым оказывая регулирующее, распорядительное, контрольное и иное организационно-властное воздействие, направленное на создание необходимых условий для осуществления рассматриваемой деятельности, без нормативно-правового определения источников финансирования.
Указанное свидетельствует о незаконности решения суда, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Устьянского районного суда Архангельской области от 13 апреля 2016 года отменить, по делу принять новое решение, которым отказать в удовлетворении иска прокурора Устьянского района Архангельской области о возложении на администрацию муниципального образования "Устьянский муниципальный район" обязанности организовать мероприятия по транспортировке тел (останков тел) умерших или погибших в места проведения патологоанатомического вскрытия, судебно-медицинской экспертизы и предпохоронного содержания.
Председательствующий Г.С. Верещагин
Судьи Н.Б. Гудушин
Т.Н. Рудь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.