Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Патронова Р. В.,
судей Гулевой Г. В., Нибараковой С. Г.
при секретаре Шепуревой Т. С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 июля 2016 года в городе Архангельске гражданское дело по апелляционной жалобе Б. на решение Ломоносовского районного суда города Архангельска от 04 апреля 2016 года, которым постановлено:
"в удовлетворении исковых требований Б. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске, отделу Пенсионного фонда Российской Федерации в административном округе Исакогорка-Цигломень города Архангельска о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости и назначении досрочной страховой пенсии по старости отказать".
Заслушав доклад судьи Нибараковой С. Г., судебная коллегия
установила:
Б. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске, отделу Пенсионного фонда Российской Федерации в административном округе Исакогорка-Цигломень города Архангельска о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование требований указал, что решением отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в административном округе Исакогорка-Цигломень города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточностью стажа работы в районах Крайнего Севера, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях". При этом из указанного стажа неправомерно были исключены периоды военной службы по призыву на "данные изъяты" с 03.05.1979 по 19.04.1982, службы в СВПЧ "данные изъяты" г. Северодвинска с 19.07.1982 по 25.10.1986, учебы в "данные изъяты" техникуме с 01.09.1975 по 23.02.1979, учебы на курсах повышения квалификации с 22.10.1991 по 17.04.1992, периоды получения пособия по безработице с 13.04.1994 по 15.09.1994, с 28.04.1995 по 24.09.1995, с 16.04.1996 по 15.04.1997, с 05.12.1997 по 04.12.1998, с 05.06.1999 по 13.07.1999, с 26.08.2010 по 25.02.2011, с 13.04.2011 по 24.05.2011. Кроме того, при оценке пенсионных прав не учтена трудовая деятельность в период с 16.12.1988 по 06.03.1989 плотником-бетонщиком в "данные изъяты", а также с февраля по декабрь 1988 года в Учреждении УГ- N.
Считал, что при оценке пенсионных прав пенсионный орган не учел положения статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", регламентирующей сохранение права на досрочное назначение пенсии, возможность исчисления стажа по ранее действующему законодательству, в частности который допускал льготное исчисление (в полуторном размере) периодов работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним, военной службы по призыву - в двойном размере. Указал, что Федеральным законом "О статусе военнослужащих" также предусмотрено льготное исчисление периодов службы по призыву.
Просил признать решение пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе в назначении пенсии незаконным, признать за ним право на назначение досрочной страховой пенсии по старости и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 28.05.2015.
В судебное заседание истец не явился, поскольку отбывает наказание в местах лишения свободы. В дополнениях к иску просил включить период службы с 03.05.1979 по 19.04.1982 в специальный (общий трудовой)стаж работы в районах Крайнего Севера в двойном размере, период службы в СВПЧ "данные изъяты" с 19.07.1982 по 25.10.1986 в специальный (общий трудовой) стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в двойном размере, период работы с 16.12.1988 по 06.03.1989 в специальный стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, период работы с 27.02.1988 по 15.12.1988 в специальный (трудовой) стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, период обучения с 01.09.1975 по 28.02.1979 в специальный (трудовой) стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Представители ответчика в судебное заседание не явились.
Представитель Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске представил отзыв на иск, в котором выразил несогласие с иском. Указал, что включение таких периодов как прохождение военной службы по призыву, службы пожарником, периодов получения пособия по безработице в стаж работы в районах Крайнего Севера пенсионным законодательством не предусмотрено. Включение периодов обучения и нахождения на курсах повышения квалификации также не предусмотрено пенсионным законодательством.
Суд постановилуказанное решение, с которым не согласился Б.
В поданной апелляционной жалобе он просит проверить законность решения суда в полном объеме и отменить его, принять по делу новое решение об удовлетворении его требований, при этом зачесть в специальный (общий трудовой) стаж работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним, оспариваемый им период прохождения военной службы по призыву, период службы в СВПЧ "данные изъяты", период работы в местах лишения свободы, периоды получения пособия по безработице, период учебы в техникуме, во включении которых судом отказано.
В обоснование жалобы указывает на нарушение судом норм материального права и норм процессуального права. Полагает, что суд не выяснил все обстоятельства, имеющие значение для дела и не применил указанные им законы и другие нормативные акты, регулирующие спорные вопросы. Считает, что применение к спорным правоотношениям норм Федерального закона "О страховых пенсиях" ставит его в неравное положение с гражданами, получившими трудовую пенсию до вступления в силу указанного закона. Анализирует ранее действующее законодательство и нормы Конституции Российской Федерации, которые, по его мнению, суд не учел при рассмотрении дела.
В суд апелляционной инстанции не явились представители отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в административном округе Исакогорка-Цигломень города Архангельска и Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие вышеуказанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда, заслушав Б., поддержавшего изложенные в апелляционной жалобе доводы о незаконности решения суда и просившего об его отмене, изучив материалы настоящего гражданского дела, а также отказного пенсионного дела N, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
С 01 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Как указано в пункте 6 части 1 статьи 32 Закона N 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В статье 3 Закона N 400-ФЗ определено, что страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и её размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 6 части 1 статьи 12 Закона N 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьёй 11 настоящего Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребёнком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.
Из материалов дела видно, что 27 мая 2015 года Б., родившийся ДД.ММ.ГГГГ, обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в районе Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Закона N 400-ФЗ.
Решением ответчика N от ДД.ММ.ГГГГ в назначении желаемой пенсии ему было отказано в связи с тем, что на дату обращения с заявлением о назначении пенсии у него было недостаточно стажа работы в районах Крайнего Севера. При этом стаж работы истца в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, был определён продолжительностью 11 лет 04 месяца 29 дней, в районах Крайнего Севера - 01 год 09 месяцев 13 дней (приведенный в РКС для досрочного назначения страховой пенсии по старости - 10 лет 04 месяца 04 дня), что менее требуемого по закону - 15 календарных лет в районах Крайнего Севера.
Оспариваемые истцом периоды службы по призыву в рядах Вооружённых Сил СССР с 03 мая 1979 года по 19 апреля 1982 года, в СВПЧ "данные изъяты" с 19 июля 1982 года по 25 октября 1986 года не включены пенсионным органом в подсчёт стажа работы в районе Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
С таким подсчётом стажа истец не согласился, полагая, что спорные периоды военной службы по призыву и службы в пожарной части "данные изъяты", которые проходили в районах Крайнего Севера, должны быть включены в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Отказывая во включении вышеназванных периодов службы в рядах Вооружённых Сил СССР и в пожарной части "данные изъяты" в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что нормы Закона N 400-ФЗ, как и нормы ранее действовавшего пенсионного законодательства, не позволяют засчитывать периоды военной, а также другой приравненной к ней службы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
С таким выводом суда судебная коллегия согласна, он основан на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и на фактических обстоятельствах дела, установленных судом.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что истец в период с 03.05.1979 по 19.04.1982 проходил службу в войсковой части, дислоцировавшейся в г. "данные изъяты" Мурманской области, отнесенном к районам Крайнего Севера, а в период с 19.07.1982 по 25.10.1984, а не по 25.10.1986, как указал истец, он проходил службу в должности пожарного "данные изъяты" г. Северодвинске, являлся рядовым внутренней службы.
В силу пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 (далее - Правила N 516).
Пунктом 4 Правил N 516 определено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях включается только время трудовой деятельности, указанной в статье 11 Закона N 400-ФЗ. При этом необходимым условием для включения соответствующих периодов трудовой деятельности в такой стаж является начисление и уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды военной службы и службы в органах внутренних дел относятся к иным периодам (статья 12 Закона N 400-ФЗ), в течение которых уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не производится. Даже если местом такой службы являлся район Крайнего Севера или приравненная к нему местность в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости такой период включению не подлежит, так как не относится к трудовой деятельности.
Военная служба и служба в органах внутренних дел являются особыми видами государственной службы. Право на пенсию военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов реализуется в рамках государственного пенсионного обеспечения, в котором для данной категории граждан в целях компенсации риска воздействия на организм человека неблагоприятных факторов природно-климатических условий районов Крайнего Севера и местностей, к ним приравненных предусмотрено исчисление при назначении пенсии за выслугу лет периода службы в указанных районах и местностях на льготных условиях.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 24 сентября 2012 года N 1505-О, решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года N 380-О, от 29 сентября 2011 года N 1040-О-О, от 25 января 2012 года N 19-О-О, от 23 декабря 2014 года N 2781-О, от 16 июля 2015 года N 1640-О).
Из смысла ранее действующего пенсионного законодательства, а именно статей 14, 90 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и пункта 109 Постановления Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", также следует, что время военной и другой приравненной к ней службы засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж.
Б., ссылаясь в подтверждение своих доводов о льготном исчислении периода службы по призыву на нормы Федерального закона "О статусе военнослужащих", не учёл, что данный закон не устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии, а потому при разрешении вопроса об исчислении и зачете оспариваемого периода прохождения военной службы в страховой стаж и в специальный стаж, нормы данного закона применяться не могут.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы истца о незаконности решения суда в указанной части, основанием к отмене решения суда не служат, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Названные периоды включены ответчиком в страховой стаж истца.
Не соглашаясь с решением суда в части отказа в зачете в стаж работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периодов получения пособия по безработице с 13.04.1994 по 15.09.1994, с 28.04.1995 по 24.09.1995, с 16.04.1996 по 15.04.1997, с 05.12.1997 по 04.12.1998, с 05.06.1999 по13.07.1999, с 26.08.2010 по 25.02.2011, с 13.04.2011 по 24.05.2011, периода обучения в "данные изъяты" лесотехническом техникуме с 01.09.1975 по 28.02.1979 истец также основывает свои доводы на неправильном толковании норм материального права.
Суд, руководствуясь нормами Закона N400-ФЗ, пришел к правильному выводу, что названные периоды подлежат зачету только в страховой стаж.
При оценке пенсионных прав истца пенсионный орган включил их в подсчет страхового стажа.
Нельзя согласиться с доводами истца, изложенными в апелляционной жалобе, о незаконном отказе во включении в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периодов работы в УГ- "данные изъяты" с 27.02.1988 по 15.12.1988 в силу следующего.
Как видно из материалов дела, в период отбывания наказания истец работал в УГ "данные изъяты" с февраля 1988 года по декабрь 1988 год и получал заработную плату.
Отказывая истцу во включении данного периода в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, суд, проанализировав нормы материального права, подлежащие применению при разрешении данного вопроса, пришел к правильному выводу о том, что время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы засчитывается в общий трудовой стаж для назначения пенсий только с 01.09.1992 г.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть1), относит определение условий и порядка реализации данного права, в том числе правил исчисления стажа, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, законодатель в части третьей статьи 104 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, действующего с 01.07.1997 г., предусмотрел, что время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж.
Положения данной нормы уголовно-исполнительного закона обратной силы, как правильно указала суд, не имеют.
Впервые положения части 6 статьи 38 Исправительно-трудового кодекса РСФСР (далее - ИТК РСФСР), согласно которой время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы засчитывается в общий трудовой стаж для назначения пенсий, были приняты на основании Закона Российской Федерации от 12.06.1992 N 2988-1 "О внесении изменений и дополнений в ИТК РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовный процессуальный кодекс РСФСР".
Согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 12.06.1992 N 2989-1 о порядке введения в действие указанного Закона РФ, принятая этим Законом в новой редакции часть 6 статьи 38 ИТК РСФСР вступает в силу только с 01.09.1992 г. Обратной силы данная норма не имеет.
В связи с внесением изменения в часть 6 статьи 38 ИТК РСФСР, норма которой соответствует норме части 3 статьи 104 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, действующего в настоящее время, указанием Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 02.11.1992 N 1-94-У была принята Инструкция "О порядке учета времени работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж", в пункте 1.1 которой также указано о том, что положение части 6 статьи 38 ИТК РСФСР вступает в силу с 01.09.1992 г.
После внесения изменений в часть 6 статьи 38 ИТК РСФСР время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы стало учитываться в порядке, определенном названной Инструкцией с 01.09.1992 г.
Время работы истца, выполняемой им в период отбывания наказания в виде лишения свободы, приходится на период до 01.09.1992 г., потому суд правильно отказал ему в зачете оспариваемого периода с 27.02.1988 по 15.12.1988 в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда в указанной части противоречат действующему законодательству, потому на законность решения суда они не влияют.
В мотивировочной части решения суд указал на зачет в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации и работы в "данные изъяты" Плесецкого района Архангельской области.
Сторонами решение суда в названной части не оспаривается, с учетом положений статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность его в указанной части судебной коллегией не проверяется.
Поскольку на день обращения в пенсионный орган стаж работы истца в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, приведенный к стажу работы в районах Крайнего Севера, с учетом зачтенных пенсионным органом периодов работы, зачтенных судом периодов курсов повышения квалификации и работы в "данные изъяты" Плесецкого района Архангельской области, составил 10 лет 11 месяцев 09 дней, вместо требуемых по закону 15 лет, суд правильно, руководствуясь статьей 22 Закона N400-ФЗ, отказал истцу в признании за ним права на досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения в пенсионный орган.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу, что отказ пенсионного органа в назначении Б. досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Закона N400-ФЗ с 28.05.2015 года, то есть по достижению возраста 55 лет, является законным.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о незаконности решения суда, выводы суда не опровергают, новых данных, не учтенных судом при разрешении спора, не содержат, они направлены на иную оценку доказательств и основаны на неправильном толковании норм материального права.
Решение судом принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к спорным правоотношениям. Имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, выводы суда основаны на установленных фактах.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции в суде апелляционной инстанции, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы не имеется, а потому удовлетворению она не подлежит.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ломоносовского районного суда города Архангельска от 04 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б - без удовлетворения.
Председательствующий Р. В. Патронов
Судьи Г. В. Гулева
С. Г. Нибаракова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.