Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Смоленцева М.В.,
судей Галкиной Л.Н., Гулевой Г.В.,
при секретаре Николаевой К.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске дело по апелляционным жалобам Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области, Федеральной службы исполнения наказаний России на решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 31 марта 2016 года, которым постановлено:
"исковые требования Ч. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о возложении обязанности включить в сводный список получателей государственных жилищных сертификатов и выдать государственный жилищный сертификат - удовлетворить.
Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области включить Ч. в сводный список получателей государственных жилищных сертификатов как гражданина-участника подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы" в 2016 году.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России выдать Ч. государственный жилищный сертификат во исполнение подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы".
Взыскать с Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области в пользу Ч. 150 руб. 00 коп. государственной пошлины, уплаченной при подаче искового заявления.
Взыскать с Федеральной службы исполнения наказаний России в пользу Ч. 150 руб. 00 коп. государственной пошлины, уплаченной при подаче искового заявления".
Заслушав доклад судьи Смоленцева М.В., судебная коллегия
установила:
Ч. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области (далее - УФСИН России по Архангельской области), Федеральной службе исполнения наказаний России (далее - ФСИН России) о возложении обязанности включить в сводный список получателей государственных жилищных сертификатов и выдать государственный жилищный сертификат.
В обоснование заявленных требований указал, что решением жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Архангельской области от "данные изъяты" 2010 года он был включен в сводный список граждан - участников подпрограммы по Архангельской области под номером "данные изъяты". На момент подачи искового заявления номер участника подпрограммы "данные изъяты". Письмом УФСИН России по Архангельской области от "данные изъяты" 2015 года ему сообщено, что в "данные изъяты" 2015 года ФКУ "данные изъяты" ОУХД УФСИН России по Архангельской области с целью проверки сведений, содержащихся в жилищном учетном деле, установлено, что по адресу: Архангельская область, "данные изъяты" район, п. "данные изъяты", ул. "данные изъяты", д. "данные изъяты", кв. "данные изъяты", истец не проживает. Данный факт явился основанием для отказа в выдаче справки о проживании в поселке с особыми условиями хозяйственной деятельности, что не позволило Ч. получить государственный жилищный сертификат как участнику подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. Между тем он с членами семьи постоянно проживает на территории поселка "данные изъяты" "данные изъяты" района Архангельской области. Просил обязать УФСИН России по Архангельской области включить его в сводный список получателей государственных жилищных сертификатов, обязать ФСИН России выдать государственный жилищный сертификат.
Истец Ч., его представитель Н. заявленные истцом требования поддержали.
Представитель ответчиков УФСИН России по Архангельской области, ФСИН России Д. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился.
Судом принято указанное решение, с которым не согласны УФСИН России по Архангельской области, ФСИН России.
В апелляционных жалобах представитель ответчиков просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что суд не дал объективной оценки представленным ответчиками доказательствам того, что фактически истец не проживает по указанному им месту жительства.
Также ссылается на неправомерность возложения на ФСИН России обязанности выдать Ч. государственный жилищный сертификат.
Полагает, что истец, требуя выдать государственный жилищный сертификат, защищает свои права в будущем, поскольку никаких решений по данному требованию ответчиками не предпринималось, а материальный закон предусматривает судебную защиту только нарушенных прав и интересов сторон.
Кроме того, ссылается на несогласие со взысканием в пользу истца государственной пошлины. Полагает, что ответчики, являясь государственными органами, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины.
Проверив материалы дела, заслушав представителя истца Н., представителя ответчиков Д., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции, Ч. проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы и имеет выслугу по состоянию на "данные изъяты" 2010 года в календарном исчислении 16 лет 07 месяцев 02 дня, в льготном исчислении 22 года 02 месяца 01 день.
Он признан участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы" по категории подпункта "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, как гражданин, нуждающийся в переселении из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ "данные изъяты" УФСИН России по Архангельской области, утвержденным протоколом N "данные изъяты" от "данные изъяты" 2010 года, Ч. включен в список граждан-участников подпрограммы.
Решением жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Архангельской области от "данные изъяты" 2010 года истец Ч. включен в сводный список граждан-участников подпрограммы по Архангельской области под номером "данные изъяты".
Решением жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Архангельской области Ч. включен в список граждан-получателей сертификатов, что подтверждается сводным списком граждан-получателей сертификата, утвержденным "данные изъяты" 2015 года.
Впоследствии учетное дело истца было возвращено в ФКУ "данные изъяты" ОУХД УФСИН России по Архангельской области, так как решение о включении Ч. в сводный список граждан-получателей сертификатов было принято преждевременно, в связи с отчуждением "данные изъяты" 2010 года принадлежащего ему жилого помещения.
Из сводного списка граждан-участников подпрограммы, утвержденного "данные изъяты" 2015 года, следует, что истец состоит под номером "данные изъяты" с составом семьи из 5 человек.
Поселок "данные изъяты" включён в перечень посёлков с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у истца права на включение в сводный список получателей жилищного сертификата в 2016 году.
С указанным выводом соглашается судебная коллегия.
С целью выполнения государственных обязательств по обеспечению категорий граждан, установленных федеральным законодательством, постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы", которая содержит подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 вышеуказанных Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также посёлков учреждений с особыми 4 условиями хозяйственной деятельности. Перечень посёлков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Согласно подпункту "а" пункта 17 Правил применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы, относящегося к лицам, указанным в подпунктах "а" - "е" пункта 5 данных Правил, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Приказом Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации от 16 мая 2012 г. N 267, утверждена Инструкция о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
Из пункта 3 данной Инструкции следует, что она регулирует порядок формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам подпрограммы: сотрудникам (бывшим сотрудникам, членам их семей) уголовно-исполнительной системы (подпункт "а" пункта 5 Правил) и гражданам, подлежащим переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (подпункт "б" пункта 5 Правил).
Согласно указанной Инструкции организацию работы по формированию списков граждан - участников подпрограммы осуществляют учреждения, органы УИС, в которых эти граждане состоят на учёте нуждающихся в жилых помещениях, и учреждения УИС по месту расположения поселка (пункт 6).
Согласно материалам учетного жилищного дела Ч., на 2010 год истец и члены его семьи проживают по адресу: Архангельская обл., "данные изъяты" район, пос. "данные изъяты", ул. "данные изъяты", д. "данные изъяты", кв. "данные изъяты".
Из письма врио начальника УФСИН России по Архангельской области от "данные изъяты" 2015 года следует, что по данным проверки, проведенной ФКУ "данные изъяты" ОУХД УФСИН России по Архангельской области в "данные изъяты" 2015 года факт проживания Ч. на территории поселка "данные изъяты" установить не удалось. Учитывая изложенное, УФСИН России по Архангельской области не имеет законных оснований на предоставление Ч. справки о проживании в поселке с особыми условиями хозяйствования.
Поскольку в представленных заявителем документах справка о проживании на территории поселка с особыми условиями хозяйственной деятельности отсутствовала, Ч. не был утвержден в списке получателей государственных жилищных сертификатов.
"данные изъяты" 2016 года Ч. сообщил в адрес ФКУ "данные изъяты" ОУХД УФСИН о том, что в квартире по адресу: пос. "данные изъяты", ул. "данные изъяты", д. "данные изъяты", кв. "данные изъяты" проживать невозможно, в связи с чем он со своей семьей в настоящее проживает по адресу: п. "данные изъяты", ул. "данные изъяты", д. "данные изъяты", кв. "данные изъяты". Просил провести проверку для установления факта проживания по указанному адресу.
ФКУ "данные изъяты" ОУХД УФСИН России по Архангельской области осуществлена проверка факта проживания истца на территории поселка "данные изъяты" по адресу: ул. "данные изъяты", д. "данные изъяты", кв. "данные изъяты". Установлено, что по указанному адресу истец и члены его семьи пребывают с "данные изъяты" 2016 года, без регистрации. В связи с непроживанием по месту жительства, УФСИН России по Архангельской области отказало в выдаче справки о проживании на территории поселка.
Объясняя непроживание по месту регистрации, истец сослался на справку главы администрации МО " "данные изъяты"" от "данные изъяты" 2016 года о том, что по причине аварии в доме N "данные изъяты" по ул. "данные изъяты" в п. "данные изъяты" "данные изъяты" района Архангельской области в квартире N "данные изъяты" отключена вода, не работает канализация, в связи с чем квартиросъемщик Ч. вместе со своей семьей проживает по адресу: п. "данные изъяты", ул. "данные изъяты", д. "данные изъяты", кв. "данные изъяты".
Материалы дела содержат копию договора найма жилого помещения от "данные изъяты" 2015 года, по которому Б. предоставила Ч. квартиру по адресу: п. "данные изъяты", ул. "данные изъяты", д. "данные изъяты", кв. "данные изъяты" во временное пользование.
Суд первой инстанции, дав правовой анализ установленным по делу обстоятельствам, пришел к правильному выводу, что сам по себе факт непроживания истца вместе с членами семьи по месту регистрации не влияет на их право на участие в Подпрограмме, поскольку истец вместе со своей семьей продолжает проживать в пос. "данные изъяты", который они расценивают в качестве своего постоянного местопребывания. Непроживание истца в квартире в доме N "данные изъяты" по ул. "данные изъяты" в п. "данные изъяты" является вынужденным, поскольку указанное жилое помещение не отвечает требованиям жилищного законодательства (ст.15 ЖК РФ).
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции имелись основания для признания неправомерными действий ответчиков, повлекших наступление для истца и членов его семьи таких неблагоприятных последствий, как отказ в утверждении в списке получателей государственных жилищных сертификатов на 2016 год.
Также является несостоятельным довод жалоб о том, что ответчики имеют налоговые льготы (п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ), вследствие чего освобождены от уплаты государственной пошлины.
Действительно подпункт 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ предусматривает, что государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Вместе с тем, по смыслу закона, государственные органы, несмотря на их статус и особенности рассмотрения дел об оспаривании их действий и решений, являются стороной по делу и не освобождаются от обязанности по возмещению судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение суда.
По существу доводы апелляционных жалоб указанных выводов суда первой инстанции не опровергают, сводятся к иной оценке установленных по делу обстоятельств и не влияют на правовую судьбу решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 31 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области и Федеральной службы исполнения наказаний России - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Смоленцев
Судьи Л.Н. Галкина
Г.В. Гулева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.