Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Верещагина Г.С.,
судей Гудушина Н.Б., Рудь Т.Н.,
при секретаре Ткаченко С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 28 июля 2016 года административное дело по апелляционной жалобе Соломенко О.П. на решение Вельского районного суда Архангельской области от 4 апреля 2016 года, которым постановлено:
"административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - удовлетворить в части.
Взыскать с Соломенко О.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки "адрес", проживающей по адресу: "адрес" в пользу бюджета муниципального образования "Вельское" задолженность по земельному налогу в размере "данные изъяты" и пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога за период с 03 мая 2012 года по 10 февраля 2014 года в сумме "данные изъяты", по реквизитам: "данные изъяты"
Взыскать с Соломенко О.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки "адрес", проживающей по адресу: "адрес" в пользу бюджета Архангельской области пени по транспортному налогу за период с 30 мая 2011 года по 11 декабря 2014 года в сумме "данные изъяты", по реквизитам: "данные изъяты"
Взыскать с Соломенко О.П. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере "данные изъяты".
В остальной части административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании с Соломенко О.П. "данные изъяты" - отказать".
Заслушав доклад судьи Рудь Т.Н., судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее-МИФНС России N8) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Соломенко О.П. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2013 год в размере "данные изъяты", пени по земельному налогу (статус 13) за период с 15 января 2013 года по 11 декабря 2014 года в сумме "данные изъяты", пени по земельному налогу за период с 25 апреля по 24 июля 2014 года в размере "данные изъяты", пени по земельному налогу (статус 9) за период с 3 мая 2012 года 10 февраля 2014 года в сумме "данные изъяты" и пени по транспортному налогу в сумме "данные изъяты".
Требования обоснованы тем, Соломенко О.П. является плательщиком земельного налога. Обязательство по уплате земельного налога за 2013 год административным ответчиком в срок до 5 ноября и 1 декабря 2014 года исполнено в части, в размере "данные изъяты". Задолженность составляет "данные изъяты". В связи с несвоевременной уплатой налога начислены пени по статусу 13 и 9, которые до настоящего времени также не уплачены. Кроме того, у Соломенко О.П. имеется задолженность по уплате пени по транспортному налогу в сумме "данные изъяты".
Представитель МИФНС России N8 Тупицына Т.А. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Соломенко О.П. в судебном заседании административный иск не признала.
Суд принял вышеуказанное решение, с которым не согласилась Соломенко О.П., в поданной апелляционной жалобе просит его отменить в части взыскания задолженности по земельному налогу и пени.
Ссылается на то, что в решении отсутствует указание на период, за который взыскана задолженность в размере "данные изъяты" Задолженность по земельному налогу перед бюджетом МО "Вельское" у нее отсутствует.
Полагает, что доначисления по земельному налогу произведены налоговым органом необоснованно, а принятый судом расчет земельного налога и, соответственно, пени, полагает незаконным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Установлено, что Соломенко О.П. с 1997 года до декабря 2012 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.
С 2002 года административному ответчику принадлежало пять земельных участков, в том числе, земельные участки с кадастровыми номерами N и N, расположенные в "адрес", соответственно.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N на 2013 год составила "данные изъяты", ранее данная стоимость равнялась "данные изъяты".
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N на 2013 год составила "данные изъяты", ранее данная стоимость равнялась "данные изъяты".
В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Земельные участки с кадастровыми номерами N и N использовались для предпринимательской деятельности, Соломенко О.П. как собственник обязана была уплачивать земельный налог, в том числе, за 2013 год.
В соответствии с п. 1 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Пунктом 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства (в редакции Федеральных законов от 30 декабря 2006 года N268-ФЗ, от 24 июля 2007 года N216-ФЗ); 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
В МО "Вельское" решением N23 от 15 ноября 2005 года (третья сессия) введен земельный налог на территории МО "Вельское" и установлены налоговые ставки в следующих размерах:
- 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
- 1,2 процентов в отношении земельных участков, отнесенных к 9 категории вида разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, производственного снабжения, сбыта и заготовок.
- 1,5 процентов в отношении прочих земельных участков.
Решением Совета депутатов МО "Вельское" (третий созыв) N93 от 12 ноября 2013 года внесены изменения в Решение N23 от 15 ноября 2005 года "Об утверждении земельного налога" в части увеличения процентной ставки земельного налога, а именно: процентная ставка в отношении земельных участков, отнесенных к 9 категории вида разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, производственного снабжения, сбыта и заготовок увеличилась с 1,2 до 1,5 процентов. Данное Решение вступило в силу с момента его подписания и опубликовано в средствах массовой информации.
Удовлетворяя частично исковые требования о взыскании с Соломенко О.П. земельного налога, суд указал, что налоговым органом при расчете суммы налога за 2013 год правильно применена ставка 1,5, а не 1,2 процента.
Судебная коллегия с данным выводом не согласна, полагает, что доводы апелляционной жалобы в данной части заслуживают внимания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 55 Налогового кодекса РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Налоговым периодом по начислению земельного налога является один год.
Налоговым органом исчислен земельный налог за 2013 год на земельные участки, указанные выше, исходя из 1,5 процентов ставки, которая была увеличена решением представительного органа от 12 ноября 2013 года.
Согласно п.1 ст.5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.
Пунктом 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что акты законодательств о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации земельный налог является местным налогом (статья 15), устанавливается данным Кодексом (глава 31) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) (пункт 1 статьи 387); устанавливая налог, эти органы определяют налоговые ставки в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки уплаты данного налога, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения (пункт 2 статьи 387).
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 N17-П указано, что вытекающие из Конституции Российской Федерации принципы юридического равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом демократическом государстве, в том числе экономическая свобода личности, по смыслу ее статей 1, 2, 6 (часть 2), 8, 17 (часть 1), 18, 19, 34, 35 и 55 (часть 3), обусловливают необходимость правовой определенности и связанной с нею предсказуемости законодательного регулирования в области налоговых отношений, которое должно обеспечивать разумное согласование конституционных ценностей, в частности касающихся реализации фискального интереса и связанных с ним иных публично значимых интересов государства, с одной стороны, и создания максимально благоприятных условий для развития экономической системы в целом на основе стабильности гражданского оборота и поддержания достаточно высокого уровня взаимного доверия между всеми его участниками - с другой.
Развивая в Определении от 3 февраля 2010 года N165-О-О правовую позицию, выраженную в Постановлении от 30 января 2001 года N2-П, Конституционный Суд Российской Федерации указал следующее.
Правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Касаясь оценки нормативного содержания абзаца первого пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что это законоположение предполагает вступление в силу акта законодательства о налогах по крайней мере не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (Определение от 8 апреля 2003 года N159-О); оговорка "по крайней мере" не означает отсутствие и необязательность соблюдения иных условий вступления в силу указанных актов (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года N1571-О-О). Следовательно, оно не может препятствовать применению судами при рассмотрении конкретных дел положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации в более благоприятном для налогоплательщиков смысле, в том числе с учетом разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, который в постановлении Пленума от 28 февраля 2001 года N5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указал: при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах необходимо исходить из того, что на основании пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта (пункт 3).
Таким образом, вывод суда первой инстанции о применении повышенной налоговой ставки, установленной Решением N93 от 12 ноября 2013 года, в налоговом периоде 2013 года не основан на нормах материального права.
На основании вышеизложенного, в удовлетворении требований о взыскании с Соломенко О.П. недоимки по земельному налогу за 2013 год размере "данные изъяты" (с учетом произведенной оплаты задолженности) следует отказать, решение в данной части подлежит отмене.
В остальной части решение суда является правильным, доводы жалобы судебная коллегия полагает несостоятельными.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления, взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Однако суммы государственной пошлины по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, зачисляются в местный бюджет (п. 2 ст. 611 Бюджетного кодекса Российской Федерации), в связи с чем, сумма госпошлины в размере "данные изъяты" по данному делу подлежит взысканию в местный бюджет.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Вельского районного суда Архангельской области от 4 апреля 2016 года отменить, принять новое решение.
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу удовлетворить частично.
Взыскать с Соломенко О.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки "адрес", проживающей по адресу: "адрес" в пользу бюджета муниципального образования "Вельское" пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога за период с 3 мая 2012 года по 10 февраля 2014 года в сумме "данные изъяты", по реквизитам: "данные изъяты" пени по транспортному налогу за 2011 год в сумме "данные изъяты", по реквизитам: "данные изъяты".
Взыскать с Соломенко О.П. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере "данные изъяты".
В остальной части административного иска отказать.
Председательствующий Г.С. Верещагин
Судьи Н.Б. Гудушин
Т.Н. Рудь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.