Судья Архангельского областного суда Харлов А.С., рассмотрев жалобу Жаворонкова С.И. на решение судьи Устьянского районного суда Архангельской области от 16 июня 2016 года,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Вельского и Устьянского районов Архангельской области по пожарному надзору Управления надзорной деятельности и профилактики работы Главного управления МЧС России по Архангельской области от 08 апреля 2016 года должностное лицо - директор муниципального бюджетного образовательного учреждения " "данные изъяты"" (далее - МБОУ " "данные изъяты"") Жаворонков С.И. признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4/P>
Решением судьи Устьянского районного суда Архангельской области от 16 июня 2016 года указанное постановление оставлено без изменения.
Жаворонков С.И. в жалобе просит отменить решение судьи, считая его незаконным.
Проверив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи (часть 1), нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения (часть 3), нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений (часть 4), влечет административное наказание.
Как усматривается из материалов дела, в период с 11 по 29 февраля 2016 года на основании распоряжений заместителя начальника ОНД Вельского и Устьянского районов УНД и ПР Главного управления МЧС России по Архангельской области N 04, 05, 06, 07 от 03 февраля 2016 года проведена плановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности здания Костылевской начальной школы-детского сада, расположенного по адресу: Архангельская область, Устьянский район, поселок Костылево, улица Гайдара, дом 7; здания Чадромской начальной школы-детского сада, расположенного по адресу: Архангельская область, Устьянский район, поселок Чадрома, дом 56; здания детского сада " "данные изъяты"", расположенного по адресу: Архангельская область, Устьянский район, поселок Октябрьский, улица Советская, дом 54; здания детского сада "Ладушки", расположенного по адресу: Архангельская область, Устьянский район, поселок Октябрьский, улица Ленина, дом 50а.
Проверкой выявлены нарушения требований пожарной безопасности. Результаты проверки отражены в актах N 04, 05, 06, 07 от 09 марта 2016 года, предписаниях N04/1/1, 05/1/1, 06/1/1, 07/1/1.
По результатам проверки заместитель главного государственного инспектора Вельского и Устьянского районов Архангельской области по пожарному надзору Управления надзорной деятельности и профилактики работы Главного управления МЧС России по Архангельской области пришел к выводу, что директор МБОУ " "данные изъяты"" Жаворонков С.И. является лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности, и допустил нарушения противопожарных требований, которые отражены в протоколах об административных правонарушениях N 24, 25, 26, 27, 28, 29,30 от 17 марта 2016 года и актах проверки.
Выявленные нарушения требований пожарной безопасности послужили основанием для вынесения постановления о привлечении его к административной ответственности.
Полагая, что Жаворонков С.И. виновен в совершении вмененного административного правонарушения и к административной ответственности привлечен правильно, судья районного суда допустил существенное нарушение процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Процессуальными требованиями - статьей 24.1 КоАП Российской Федерации установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств каждого дела.
В силу статей 26.1 и 26.11 КоАП Российской Федерации выяснению по делу об административном правонарушении подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Доказательства по делу об административном правонарушении оцениваются на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В нарушение процессуальных требований судья не принял меры к всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению всех обстоятельств данного дела. Не оценил представленные по делу доказательства по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
С учетом презумпции невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, установленной статьей 1.5 КоАП РФ, обязанность доказать наличие события административного правонарушения и виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, возлагается на должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении и вынесшее постановление.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Из пункта 1.5 Устава образовательного учреждения следует, что учредителем МБОУ " "данные изъяты"" является муниципальное образование "Устьянский муниципальный район".
Учреждение вправе осуществлять виды деятельности, приносящей доход, при условии, если это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, заданиям собственника и назначению имущества. Цель и предмет деятельности Учреждения указаны в разделе 2 Устава и относятся к виду образовательной деятельности.
Собственником недвижимого имущества - здания Костылевской начальной школы -детского сада, расположенного по адресу: Архангельская область, Устьянский район, поселок Костылево, улица Гайдара, дом 7; здания Чадромской начальной школы - детского сада, расположенного по адресу: Архангельская область, Устьянский район, поселок Чадрома, дом 56; здания детского сада " "данные изъяты"", расположенного по адресу: Архангельская область, Устьянский район, поселок Октябрьский, улица Советская, дом 54; здания детского сада " "данные изъяты"", расположенного по адресу: Архангельская область, Устьянский район, поселок Октябрьский, улица Ленина, дом 50а, является муниципальное образование " "данные изъяты"".
Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования " "данные изъяты"" на основании договоров N 1 от 11 августа 2011 года и N 2 от 05 декабря 2011 года здание Костылевской начальной школы -детского сада, здание Чадромской начальной школы - детского сада, здание детского сада "Рябинушка", здание детского сада " "данные изъяты"" переданы образовательному учреждению в оперативное управление (л.д. 11, 14).
Из свидетельств о государственной регистрации права, выданного МБОУ " "данные изъяты"" 17 октября 2011 года и 23 декабря 2011 года, следует, что объекты недвижимости - здание Костылевской начальной школы - детского сада, здание Чадромской начальной школы - детского сада, здание детского сада "Рябинушка", здание детского сада "Ладушки", зарегистрированы за образовательным учреждением на праве оперативного управления (л.д.161-164).
Как следует из разъяснений Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года (ответ на вопрос 14) ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях, то есть таким лицом может быть как арендодатель, так и арендатор.
Поскольку стороны в договоре аренды могут сами урегулировать вопрос об объеме обязанностей в области обеспечения правил пожарной безопасности, к ответственности за нарушение этих правил должно быть привлечено лицо, которое не выполнило возложенную на него обязанность.
При этом если в договоре аренды указанный вопрос не урегулирован, то ответственность за нарушение требований пожарной безопасности может быть возложена как на арендатора, так и на арендодателя в зависимости от того, чье противоправное, виновное действие (бездействие) образовало состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Указанные разъяснения могут быть применены и к договорам передачи объектов муниципальной собственности в оперативное управление.
Согласно пункту 3.5 договоров N 1 от 11 августа 2011 года и N 2 от 05 декабря 2011 года обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной на всех передаваемых в оперативное управление объектах муниципальной собственности обязан собственник недвижимого имущества.
При проверке требований пожарной безопасности выявлено, что пожарные шкафы выполнены из горючих материалов, для мастерских кладовых и технических помещений не определена категория по взрывопожарной и пожарной опасности, также выявлено наличие повреждений огнезащитного покрытия (штукатурки) стен в помещениях.
Доказательств того, что указанные нарушения связаны с противоправным виновным действием (бездействием) Учреждения в материалы дела не представлено.
Напротив, в данном случае приведение объектов недвижимости в соответствие с требованиями пожарной безопасности является обязанностью собственника имущества.
Договор передачи объектов муниципальной собственности в оперативное управление Учреждению от 01 апреля 2010 года N65, в котором вопросы пожарной безопасности не урегулированы, не может быть принят во внимание.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации (п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Поскольку право оперативного управления по договору от 01 апреля 2010 года N65 не регистрировалось, к отношениям между собственником и Учреждением подлежат применению договоры N 1 от 11 августа 2011 года и N 2 от 05 декабря 2011 года.
Кроме того, финансовое обеспечение МБОУ " "данные изъяты"" осуществляется за счет субсидии, предоставляемой из бюджета муниципального образования " "данные изъяты"" (п.5.8 Устава).
Из представленных по делу доказательств видно, что директор МБОУ " "данные изъяты"" Жаворонков С.И. в период с 2014 по январь 2016 года информировал распорядителя финансовых средств (местный орган самоуправления в лице руководителя Управления образованием администрации МО "Устьянский муниципальный район") о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности и необходимости финансирования их устранения, т.е. принял все зависящие от него меры по устранению нарушения требований пожарной безопасности (л.д.34, 35, 36, 37).
Указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют об отсутствии вины должностного лица в совершении вмененного административного правонарушения.
Отсутствие вины должностного лица в совершении вмененного административного правонарушения отнесено пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Производство по делу об административном правонарушении не могло быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.
С учетом изложенного решение судьи и постановление заместителя главного государственного инспектора Вельского и Устьянского районов Архангельской области по пожарному надзору подлежат отмене, а производство по делу прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
жалобу должностного лица - директора муниципального бюджетного образовательного учреждения " "данные изъяты"" Жаворонкова С.И. удовлетворить.
Решение судьи Устьянского районного суда Архангельской области от 16 июня 2016 года и постановление по делу об административном правонарушении заместителя главного государственного инспектора Вельского и Устьянского районов Архангельской области по пожарному надзору Управления надзорной деятельности и профилактики работы Главного управления МЧС России по Архангельской области от 08 апреля 2016 года отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - директора муниципального бюджетного образовательного учреждения " "данные изъяты"" Жаворонкова С.И. прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Судья А.С. Харлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.