Судья Архангельского областного суда Харлов А.С., рассмотрев административное дело по жалобе Гробова П.Л. на решение судьи Виноградовского районного суда Архангельской области от 21 июня 2016 года,
установил:
постановлением исполняющего обязанности руководителя агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 28 апреля 2016 года директор ООО " "данные изъяты"" Гробов П.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Решением судьи Виноградовского районного суда Архангельской области от 21 июня 2016 года указанное постановление оставлено без изменения.
Гробов П.Л. в жалобе просит изменить указанное решение, снизив размер назначенного административного штрафа ниже низшего предела.
В областном суде защитник ФИО3 доводы жалобы поддержал.
Проверив дело, рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Порядок ценообразования на тепловую энергию установлен Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В силу статьи 8 указанного Федерального закона государственному регулированию подлежат тарифы в сфере теплоснабжения.
Часть 3 статьи 7 Федерального закона предусматривает, что органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 Положения об агентстве по тарифам и ценам Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18 декабря 2009 года N 214-пп, агентство по тарифам и ценам Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов (цен).
В соответствии с подпунктами 4, 30 пункта 9 Положения об агентстве установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям относится к полномочиям агентства. Агентство осуществляет региональный государственный контроль, в том числе за правильностью применения государственных регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Как следует из материалов дела, ООО " "данные изъяты"" в отсутствии установленного в предусмотренном законом порядке тарифа в период с 23 сентября по 15 ноября 2015 года оказывало услуги теплоснабжения и выставляло платежные документы населению, проживающему на территории "адрес".
Фактические обстоятельства дела в жалобе не оспариваются и подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка в совокупности с другими материалами дела по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с приказом от 01 ноября 2010 года директором ООО " "данные изъяты"" назначен Гробов П.Л.
Осуществляя деятельность в сфере теплоснабжения без установленного тарифа, Гробов П.Л. допустил нарушение порядка ценообразования, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Постановление о привлечении Гробова П.Л. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Установив все фактические обстоятельства настоящего дела и верно применив нормы материального права, административный орган и согласившийся с ним судья районного суда пришли к законному и обоснованному выводу о том, что совершенное Гробовым П.Л. деяние и обстоятельства его совершения не свидетельствуют о малозначительности административного правонарушения.
Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшихся по делу постановления и решения в части назначенного Гробову П.Л. наказания.
Согласно статье 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Тем не менее, применительно к административным штрафам, минимальные размеры которых сопряжены со значительными денежными затратами, установленное в части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях общее правило назначения наказания может при определенных обстоятельствах противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному ограничению конституционных прав и свобод.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. N 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В связи с этим размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации.
Приведенная позиция в равной мере подлежит распространению и на административную ответственность физических лиц.
Впоследствии Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанная норма, определяющая общие правила назначения административного наказания, дополнена, в частности, частями 2.2 и 2.3, в силу которых при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 данной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.
В настоящей жалобе Гробов П.Л. заявляет, что размер наложенного административного штрафа не соразмерен его имущественному положению, более чем в два раза превышает его месячный доход и в 3,5 раза месячный доход семьи, на иждивении находится несовершеннолетний ребенок. Данные обстоятельства подтверждаются приложенными к жалобе доказательствами.
Кроме того, ООО " "данные изъяты"" соглашение об обслуживании и эксплуатации объектов ЖКХ заключено с МО " "данные изъяты"" 11 сентября 2015 года. 22 сентября 2015 года главой администрации МО " "данные изъяты"" издано распоряжение о начале отопительного сезона, во исполнение которого Обществом 23 сентября 2015 года подключены объекты теплоснабжения. За установлением тарифа обратилось 09 октября 2015 года, который установлен постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области N60-т/4 от 10 ноября 2015 года.
С учетом изложенных выше правовых положений, и обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения, а именно необходимостью обеспечения населения тепловой энергией по договору заключенному за 11 дней до начала отопительного сезона, отсутствия существенного вреда, несоразмерности санкции последствиям правонарушения, обстоятельств, связанных с имущественным положением Гробова П.Л., и в целях исключения избыточного ограничения прав указанного лица назначенное ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах постановление исполняющего обязанности руководителя агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 28 апреля 2016 года, решение судьи Виноградовского районного суда Архангельской области от 21 июня 2016 года, вынесенные в отношении директора ООО "Управляющая компания "Весна" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат изменению путем снижения назначенного Гробову П.Л. наказания в виде административного штрафа до 25000 рублей.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
жалобу Гробова П.Л. удовлетворить.
Постановление исполняющего обязанности руководителя агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 28 апреля 2016 года, решение судьи Виноградовского районного суда Архангельской области от 21 июня 2016 года, вынесенные в отношении директора ООО " "данные изъяты"" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: назначенное Гробову П.Л. административное наказание снизить с 50000 рублей до 25000 рублей.
В остальной части указанное судебное решение оставить без изменения.
Судья А.С.Харлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.