Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего: Строгановой Г.В.,
судей: Рыжониной Т.Н ... Слепцовой Е.В.,
при секретаре: Паевском А.Ю.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Строгановой Г.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Таштаголе Кемеровской области на решение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 08 июня 2016 года,
по делу по иску Сухорукова А.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в г.Таштаголе о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии,
УСТАНОВИЛА:
Сухоруков А.Н. обратился в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в г.Таштаголе о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в УПФ РФ (ГУ) в г.Таштаголе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п.п. 11 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400 - ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФ РФ (ГУ) в г. Таштаголе от ДД.ММ.ГГГГ N ему было отказано в установлении пенсии по причине отсутствия специального стажа, так как, по мнению комиссии УПФ РФ (ГУ) в г. Таштаголе, на дату обращения его специальный стаж составил 22 года 11 месяцев 26 дней.
В соответствии с протоколом комиссии УПФ РФ (ГУ) в г. Таштаголе N от ДД.ММ.ГГГГ ему не был зачтен в специальный стаж период прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 8 дней), так как данный период не предусмотрен Правилами от 11.07.2002 N 516.
Считает данный отказ УПФ РФ (ГУ) в г.Таштаголе незаконным.
Просил суд признать незаконным решение УПФ РФ (ГУ) в г.Таштаголе от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении ему пенсии; обязать УПФ РФ (ГУ) в г.Таштаголе включить в специальный стаж период прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать УПФ РФ (ГУ) в г.Таштаголе назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения - ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Сухоруков А.Н. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ ГУ в г.Таштаголе Кемеровской области - Брынза О.Д., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала.
Решением Таштагольского городского суда Кемеровской области от 08 июня 2016 года постановлено:
Исковые требования Сухорукова А.Н. удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Таштаголе N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии Сухорукову А.Н., обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Таштаголе включить в специальный страховой стаж Сухорукова А.Н. период его службы в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить Сухорукову А.Н. досрочную страховую пенсию по старости со дня первоначального обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В апелляционной жалобе начальник решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Таштаголе Кемеровской области Кириленко А.В. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Считает, что суд необоснованно применил Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590. данное положение регулировало пенсионное обеспечение граждан СССР, предусматривало право на назначение пенсии по старости на общих основаниях, а также на льготных основаниях - со снижением возраста выхода на пенсию (10 лет - по списку N1, на 5 лет - по Списку N 2). Указанное Положение не предусматривало право на назначение пенсии по выслуге лет - при выполнении определенной работы в течение определенного периода времени и независимо от возраста пенсионера. Данный вид пенсии возник только в связи с вступлением в силу Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20.11.1990 N340-1. Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991г. N481 был утвержден Список работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет. То есть нормами ранее действующего законодательства право на данный вид пенсии не предусматривалось.
Кроме того, судом не принято во внимание, что п. 109 Положения подлежит применению только при назначении пенсии в соответствии с п. 16 - только со снижением возраста при выполнении работ, предусмотренных Списками N1 и N2, истец обратился за назначением пенсии по иным основаниям.
В заседание судебной коллегии не явились лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте слушания дела надлежащим образом, о наличии уважительных причин неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, об отложении разбирательства дела не ходатайствовали, в виду чего судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения доводов апелляционной жалобы.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с 1 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно п.п. 11 п. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года N 400 - ФЗ "О страховых пенсиях", досрочная страховая пенсия по старости назначается лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт, рудников, независимо от возраста, если они проработали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках., машинистам: горных выемочных, машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГГГ Сухоруков А.Н. обратился в УПФ РФ (ГУ) в г.Таштаголе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п.п. 11 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400 - ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФ РФ (ГУ) в г. Таштаголе от ДД.ММ.ГГГГ N Сухорукову А.Н. было отказано в установлении пенсии по причине отсутствия специального стажа, так как, по мнению комиссии УПФ РФ (ГУ) в г. Таштаголе, на дату обращения его специальный стаж составил 22 года 11 месяцев 26 дней (л.д.5).
При этом в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости не был засчитан период прохождения истцом службы в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 8 дней) (протокол заседания комиссии УПФР (ГУ) в г. Таштаголе N от ДД.ММ.ГГГГ - л.д. 6-7).
Полагая, что Управлением Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Таштаголе необоснованно в специальный стаж не зачтен период прохождения службы в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 8 дней), Сухоруков А.Н. обратился с соответствующими требованиями в суд.
Разрешая заявленные требования Сухорукова А.Н. суд обоснованно пришел к выводу об их удовлетворении.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил военную службу в Вооруженных силах СССР (военный билет НЧ N на л.д.19-27).
Из трудовой книжки истца видно, что ДД.ММ.ГГГГ истец был принят машинистом скреперной лебедки с полным рабочим днем под землей в Казское рудоуправление ПО "Сибтруда" (л.д.11).
В соответствии с п.109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590, так как период службы истца в Советской Армии приходится на период действия указанного Положения, служба в составе Вооруженных Сил СССР (подп. "к" п.109), засчитывается в общий стаж работы, а также в стаж работы, дающей право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. При этом, п.109 указанного Положения установлено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда периоды, указанные в подпункте "к" (служба в составе Вооруженных Сил СССР), приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Суд первой инстанции правильно учел, что согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
Поскольку период службы в составе Вооруженных Сил СССР относится к периодам деятельности до 01.01.2002, т.е. до установления нового правового регулирования назначения досрочных страховых пенсий, суд пришел к правильному выводу о том, что период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении страховой пенсии по старости независимо от времени обращения истца за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права, иное толкование противоречило бы положениям ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ и правовой позиции, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-п и от 24.05.2001 г. N 8-П, а также в Определении Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 г. N 320-О.
Поскольку специальный стаж истца, с учетом спорного периода службы в составе Вооруженных Сил СССР на день обращения в УПФ РФ (ГУ) в г.Таштаголе составлял более 25 лет, суд обоснованно обязал ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.п. 11 ч. 1 ст. 30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N - ФЗ "О страховых пенсиях", с момента обращения за ней, то есть ДД.ММ.ГГГГ.
Выводы суда первой инстанции о том, что спорный период подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, являются правильными, так как они основаны на анализе законодательства, мотивированы, соответствуют требованиям закона. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение.
Поскольку содержащиеся в апелляционной жалобе доводы не являются основанием к отмене судебного решения, удовлетворению она не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 08 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Таштаголе Кемеровской области - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.В. Строганова
Судьи: Т.Н. Рыжонина
Е.В. Слепцова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.