Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего: Строгановой Г.В.,
судей: Рыжониной Т.Н ... Слепцовой Е.В.,
при секретаре: Паевском А.Ю.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Строгановой Г.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Таштаголе Кемеровской области на решение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 07 июня 2016 года,
по делу по иску Бондарцевой А.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в "адрес" о признании незаконным решения о включении периода работы в общий трудовой стаж,
УСТАНОВИЛА:
Бондарцева А.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в г. Таштаголе Кемеровской области (далее УПФ РФ (ГУ) в г. Таштаголе Кемеровской области) о признании незаконным решения о включении периода работы в общий трудовой стаж.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась УПФ РФ (ГУ) в г.Таштаголе Кемеровской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением УПФ РФ (ГУ) в г. Таштаголе Кемеровской области N от ДД.ММ.ГГГГ Бондарцевой А.Н. отказано во включении периода ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в кооперативе "Стиль" в должности портной в страховой стаж. При этом, из протокола заседания Комиссии УПФ РФ (ГУ) в г. Таштаголе Кемеровской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанный период работы истца не включен в страховой стаж, поскольку в трудовой книжке отсутствует дата распоряжения.
Согласно архивным справкам, документы кооператива "Стиль" отсутствуют (на хранение не поступали), факт работы в кооперативе "Стиль" в вышеуказанный период могут подтвердить работники данного кооператива, которые состояли в трудовых отношениях с данным работодателем, имеют надлежащим образом оформленные документы:
Просила суд признать решение УПФ РФ (ГУ) в г. Таштаголе Кемеровской области N от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать УПФ РФ (ГУ) в г. Таштаголе Кемеровской области зачесть ей в трудовой стаж период работы в кооперативе "Стиль" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ей пенсию с учётом периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Бондарцева А.Н. заявленные исковые требования поддержала.
В судебном заседании представитель УПФ РФ (ГУ) в г. Таштаголе Кемеровской области Брынза О.Д., действующая на основании доверенности, исковые требования Бондарцевой А.Н. не признала.
Решением Таштагольского городского суда Кемеровской области от 07 июня 2016 года постановлено:
Требования Бондарцевой А.Н. удовлетворить. Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в городе Таштаголе Кемеровской области N от ДД.ММ.ГГГГ, которым Бондарцевой А.Н. отказано во включении в страховой стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в кооперативе "Стиль".
Обязать Управление Пенсионного фона Российской Федерации (Государственное Учреждение) в городе Таштаголе Кемеровской области включить в страховой стаж Бондарцевой А.Н. период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в кооперативе "Стиль", произвести перерасчет пенсии со дня ее назначения ДД.ММ.ГГГГ.
В апелляционной жалобе начальник решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Таштаголе Кемеровской области Кириленко А.В. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Указывает, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца, при отсутствии трудовой книжки, а так же в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, однако дополнительные документы в подтверждении страхового стажа истицей не представлены.
Также ссылается на то, что при утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина, между тем, документы государственных (муниципальных) органов или архивных учреждений, подтверждающих факт утраты документов, в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, установление периодов работы по свидетельским показаниям производится решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, однако с необходимыми документами и заявлением о подтверждении страхового стажа показаниями свидетелей истица в УПФР не обращалась.
В заседание судебной коллегии не явились лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте слушания дела надлежащим образом, о наличии уважительных причин неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, об отложении разбирательства дела не ходатайствовали, в виду чего судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения доводов апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в ред. от 23.12.2015) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Частью 1 статьи 4 названного Закона закреплено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Этим же Законом, а именно частью 3 статьи 14 предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации и пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно п. 12 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу указанного закона.
В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 N555, основным документом, подтверждающим периоды работы, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В соответствии с п.28 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. N 555, периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно.
Согласно п.29 Правил, при утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.
В соответствии с п.37 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. N 1015 периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно.
В соответствии с п.38 данных Правил, при утрате документов о работе и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.
К заявлению работника об установлении периода его работы на основании свидетельских показаний по указанным причинам прилагается документ работодателя либо иные документы, подтверждающие факт и причину утраты документов о работе не по вине работника и невозможность их получения.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, Бондарцева А.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии по старости.
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в г. Таштаголе Кемеровской области N от ДД.ММ.ГГГГ Бондарцевой А.Н. отказано во включении периода ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в страховой стаж.
Из протокола заседания Комиссии Управления ПФР в гор. Таштаголе по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Бондарцевой А.Н. не включен в страховой стаж, поскольку в трудовой книжке отсутствует дата распоряжения.
Согласно трудовой книжке, на основании протокола N от ДД.ММ.ГГГГ Бондарцева А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу в кооператив "Стиль" в качестве портного 6 разряда, ДД.ММ.ГГГГ уволена на основании решения кооператива "Стиль" распоряжением администрации г. Таштагола прекращена деятельность, основание распоряжение N-р.
Как установлено судом, архивные документы кооператива "Стиль" в архив Таштагольского района Кемеровской области на хранение не передавались.
Проверяя доводы Бондарцевой А.Н.., положенные в основание исковых требований, суд первой инстанции установил, что факт работы Бондарцевой А.Н. в спорный период в кооперативе "Стиль" подтверждается показаниями свидетелей С., Т., знающих истицу по совместной работе и располагающих документами о своей работе за спорный период, в отношении которого они подтверждают работу истицы.
Показания свидетелей согласуются с имеющимися письменными доказательствами - копиями трудовых книжек свидетелей.
Оценка показаний данных свидетелей была произведена судом по правилам действующего процессуального законодательства в совокупности с иными письменными доказательствами.
Поскольку обязанность по ведению трудовых книжек работников возложена на работодателя, разрешая спор, руководствуясь приведенными нормами права, исходя из совокупности исследованных доказательств, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорный период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в страховой стаж, так как для подтверждения общего трудового стажа (страхового стажа) имеет значение сам факт работы лица, что судом бесспорно установлено.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласна, поскольку они основаны на правильном толковании закона и исследованных судом доказательствах. Оформление работодателем трудовой книжки работника с нарушением требований законодательства не исключает возможности защиты пенсионных прав в судебном порядке.
Удовлетворяя исковые требования, суд верно учел, что гарантированные государством пенсионные права истицы, в том числе право на получение пенсии в установленном законом размере, не могут быть поставлены в зависимость от надлежащего выполнения иными лицами, в частности работодателями, возложенных на них законом обязанностей по ведению и правильному оформлению трудовых книжек.
Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию представителя ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции, которые нашли отражение в решении, им дана соответствующая оценка судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 07 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Таштаголе Кемеровской области - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.В. Строганова
Судьи: Т.Н. Рыжонина
Е.В. Слепцова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.