Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Емельянова А.Ф.,
судей Фатьяновой И.П., Жуленко Н.Л.
при секретаре Ивлевой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Емельянова А.Ф. гражданское дело по апелляционной жалобе Комаровой О.Ж. на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка от 28 апреля 2016 года
по иску Комаровой О.Ж. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Куйбышевском районе г. Новокузнецка Кемеровской области о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, обязании рассчитать индивидуальный пенсионный коэффициент, определении суммы страховых взносов,
УСТАНОВИЛА:
Комарова О.Ж. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Куйбышевском районе г. Новокузнецка Кемеровской области о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости и с учетом уточнения иска просит признать решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Куйбышевском районе г. Новокузнецка Кемеровской области от 28 января 2016 года N 109885/15 об отказе в назначении ей страховой пенсии по старости незаконным, обязать ответчика отменить указанное решение, рассчитать ее индивидуальный пенсионный коэффициент в соответствии с требованиями ст. 5 Федерального закона от 21.07.2014 года N 208-ФЗ, определив сумму страховых взносов, исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 % и среднемесячного заработка в размере 24 245 руб. 70 коп. за период ее работы в войсковых частях Министерства обороны РФ с 19 января 2006 года по 31 января 2014 года включительно и за периоды работы с 07 мая по 31 декабря 2014 года включительно.
В обоснование требований ссылается на то, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 17.11.2015 года на Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Куйбышевском районе г. Новокузнецка Кемеровской области возложена обязанность включить в ее страховой стаж периоды ее работы с 19.01.2006 года по 31.01.2014 года в войсковых частях Российской Федерации, дислоцированных на территории Крыма, и повторно рассмотреть вопрос о назначении ей страховой пенсии с учетом указанного периода.
Во исполнение данного апелляционного определения Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Куйбышевском районе г. Новокузнецка Кемеровской области рассмотрело вопрос о назначении ей страховой пенсии и повторно своим решением от 28.01.2016 года N 109885/15 отказало в назнчении ей страховой пенсии по старости на том основании, что при расчете ее индивидуальный пенсионный коэффициент оказался ниже установленной величины 6,6, так как за период ее работы с 19.01.2006 года по 31.01.2014 года в войсковых частях Российской Федерации индивидуальный пенсионный коэффициент не рассчитывался по причине неперечисления работодателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Данное решение считает незаконным, т.к. оно противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10.07.2007 г. N 9-П и Определении от 15.01.2009 г. N 188-О-П (л.д.19-21).
Истица Комарова О.Ж., представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Куйбышевском районе г. Новокузнецка Кемеровской области в судебное заседание не явились.
Решением суда от 28 апреля 2016 года постановлено: в удовлетворении заявленных требований Комаровой О.Ж. отказать.
В апелляционной жалобе Комарова О.Ж. просит решение суда отменить, указывая, что выводы суда основаны на неправильном толковании и применении норм материального права и не соответствуют правовой позиции Конституционного Суда РФ.
Относительно апелляционной жалобы принесены возражения Управлением Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Куйбышевском районе г. Новокузнецка Кемеровской области.
Истица Комарова О.Ж., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась.
Ответчик Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Куйбышевском районе г. Новокузнецка Кемеровской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции своего представителя не направило.
Судебная коллегия, руководствуясь ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Из дела видно, что Комиссия Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Куйбышевском районе г. Новокузнецка Кемеровской области по рассмотрению вопрос реализации пенсионных прав граждан приняла решение от 28.01.2016 года N 16, которым рекомендовала Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Куйбышевском районе г. Новокузнецка Кемеровской области вынести решение об отсутствии правовых оснований для назначения страховой пенсии по старости Комаровой О.Ж. в соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона РФ от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" из-за отсутствия требуемого индивидуального пенсионного коэффициента, поскольку размер индивидуального пенсионного коэффициента Комаровой О.Ж., исчисленный по индивидуальным сведениям, имеющимся на ИЛС за период с 07.05.2014 года по 31.12.2014 года составляет 0,956, что менее величины - 6,6. При страховом стаже продолжительностью 7 лет 1 месяц 28 дней с индивидуальным пенсионным коэффициентом в размере 0,956 правовые основания для установления страховой пенсии по старости Комаровой О.Ж. с 17.02.2015 года отсутствуют. На основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 17.11.2015 года в стаж Комаровой О.Ж. был включен период ее работы в войсковых частях Черноморского флота Вооруженных Сил РФ, дислоцированных на территории Республики Крым, с 10.07.2007 года по 31.07.2014 года (л.д.74-75).
На основании указанного решения Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Куйбышевском районе г. Новокузнецка Кемеровской области своим решением от 28.01.2016 года N 109885/15 отказало в назначении Комаровой О.Ж. страховой пенсии по старости (л.д.34).
Отказывая в удовлетворении исковых требований Комаровой О.Ж., суд счел ее требования не основанными на законе.
Судебная коллегия находит выводы суда соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" военнослужащие при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой пенсии по старости по линии Пенсионного фонда РФ, устанавливаемой в соответствии с федеральным законом от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях" при одновременном соблюдении ряда условий: возраст, стаж, баллы, пенсия.
Согласно ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30.
В соответствии с п. 6 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года N 958н, для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", а также документы об индивидуальном пенсионном коэффициенте.
Согласно п. 8 названных Правил периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.
Пенсионное законодательство основывается на том, что установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Это обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких как количество отработанного времени, объем проделанной работы, квалификация (разряд) работника, режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, выполнение необходимого объема работы, различные системы оплаты труда и премирования и другие.
Особенности реализации права граждан на пенсионное обеспечение устанавливаются Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Страховое обеспечение по общеобязательному государственному пенсионному страхованию, причитающееся гражданам, подлежавшим общеобязательному государственному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 31 декабря 2014 года включительно, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации с 1 января 2015 года за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за периоды работы по трудовому договору, имевшие место в период с 1 января 2002 года по 16 марта 2014 года включительно на территории Украины и в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, определяется исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 24 245 рублей 70 копеек.
Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" настоящий Федеральный закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Таким образом, для применения положений названного закона необходим факт регистрации истицы на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18.03.2014 года.
Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Статьей 2 Федерального закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" N 242-1 от 25.06.1993 г. установлено, что место жительства - это жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Под регистрацией гражданина Российской Федерации по месту жительства понимается постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
Таким образом, фактом постоянного проживания на 18.03.2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя является отметка о регистрации проживания гражданина на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на эту дату или ранее.
Из дела видно, что Комарова О.Ж. в материалы дела представила копию украинского паспорта и справку о регистрации от 28.01.2016 года, выданную МУП ЖСК-3 о том, что она с 20.11.2002 года по настоящее время постоянно зарегистрирована проживающей в Республике Крым, "адрес" (л.д.50, 60).
Между тем, при обращении в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Куйбышевском районе г. Новокузнецка Кемеровской области Комарова О.Ж. предъявила паспорт гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства на территории Кемеровской области в г. Новокузнецке с 18.09.2012 года.
Согласно адресной справке от 06.05.2016 года, Комаровой О.Ж. выдан 02.07.2012 года паспорт гражданина РФ 0312 N 096913 в Приморском ОКР г. Новороссийска ОУФС России по Краснодарскому краю и она значится зарегистрированной по месту жительства с 18 сентября 2012 года по адресу: "адрес" (л.д.97). Данный адрес своего места жительства указан истицей и в исковом заявлении (л.д.2, 29)
В своем заявлении от 17.03.2016 года Комарова О.Ж. также указала, что в 2012 году она перевела свою пенсию в г. Новокузнецк, где была зарегистрирована по российскому паспорту (л.д.57-59).
Таким образом, факт постоянного проживания Комаровой О.Ж. по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в указанный период достоверными доказательствами не подтвержден.
То обстоятельство, что на основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 17.11.2015 года пенсионный орган включил в стаж Комаровой О.Ж. период ее работы в войсковых частях Черноморского флота Вооруженных Сил РФ, дислоцированных на территории Республики Крым, с 10.07.2007 года по 31.07.2014 года, само по себе не свидетельствует о наличии у нее права на пенсионное обеспечение, поскольку указанное право законодатель связывает со специальным условием, а именно с фактом постоянного проживания по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя.
Таким образом, судебная коллегия считает, что доводы истицы основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на иную оценку имеющихся в деле доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание и служить основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Новокузнецка от 28 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комаровой О.Ж. - без удовлетворения.
Председательствующий: А.Ф. Емельянов
Судьи: И.П. Фатьянова
Н.Л. Жуленко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.