Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Фединой Е.В.,
судей Полтевой В.А., Инякина Н.А.,
при секретаре Башатове И.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Оренбурга на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 19 апреля 2016 года по делу по иску прокурора г. Оренбурга в интересах Ризвановой В.А. к администрации г. Оренбурга об обеспечении по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Заслушав доклад судьи Полтевой В.А., пояснения представителя ответчика Горшениной О.А., поддержавшей апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, прокурора отдела прокуратуры Оренбургской области Губареву О.А., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Прокурор города Оренбурга обратился в суд с иском в интересах Ризвановой В.А., (дата) года рождения, в обоснование заявленных требований указав, что последняя является ребенком-сиротой и состоит на учете в администрации г. Оренбурга в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории "лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", достигла возраста 18 лет, окончила образовательное учреждение, однако, жилым помещением не обеспечена.
Просил суд обязать администрацию г. Оренбурга предоставить Ризвановой В.А. за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение в пределах территории муниципального образования город Оренбург не ниже установленных норм предоставления жилой площади в течение 6 месяцев после вступления решения в законную силу.
В судебном заседании суда первой инстанции помощник прокурора г. Оренбурга Сороколетов К.В., истец Ризванова В.А. заявленные исковые требования поддержали и просили удовлетворить.
Представитель администрации г. Оренбурга Горшенина О.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований.
Представители третьих лиц Министерства социального развития Оренбургской области и Правительства Оренбургской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 19 апреля 2016 года исковые требования прокурора г. Оренбурга, действующего в интересах Ризвановой В.А., к Администрации г. Оренбурга об обеспечении по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм удовлетворены.
Суд обязал администрацию города Оренбурга предоставить Ризвановой В.А. за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение в пределах территории муниципального образования город Оренбург не ниже установленных норм предоставления жилой площади в течение 6 месяцев после вступления решения в законную силу.
В апелляционной жалобе администрация г. Оренбурга просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что судом не учтено, что обеспечение жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения должно осуществляться в порядке очередности; жилого помещения, которое могло быть предоставлено лицам указанной категории незамедлительно, не имеется; указывали также на отсутствие материально-финансовой обеспеченности.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор г.Оренбурга указывает на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда.
В суд апелляционной инстанции истец Ризванова В.А., представители третьих лиц Министерства социального развития Оренбургской области, Правительства Оренбургской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили. На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п. 3 той же статьи орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8).В силу положений абз. 1 ч. 1 ст. 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N 1420/408-V-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, включенным в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Оренбургской области по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в соответствующем населенном пункте.
Жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются вышеперечисленным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (абз. 2 ч. 1 ст. 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N 1420/408-V-ОЗ).
По заявлению в письменной форме указанных лиц достигших возраста 18 лет, жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. (абз.3 ч. 1 ст. 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N 1420/408-V-ОЗ)
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч. 5 ст. 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N 1420/408-V-ОЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма и договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма и ведению Списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, родителями Донской В.А., родившейся (дата), являются ФИО11 и ФИО12 (л.д. 27).
Согласно свидетельству о смерти от (дата) N N, ФИО12 умерла (дата) (л.д. 29).
В связи с отсутствием сведений об отце ФИО11 распоряжением администрации Александровского района Оренбургской области от (дата) N над Донской В.А. установлена опека, опекуном назначена ФИО13 (л.д. 31,37,39).
Жилая площадь за Донской В.А. закреплена не была.
Согласно Постановлению Администрации г. Оренбурга N- N от (дата) Донская В.А. включена в список граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под номером 852 (л.д.34).
После заключения брака (дата) Донской Р.А. с ФИО19., ей присвоена фамилия Ризванова.
Окончание Ризвановой В.А. в 2011 году Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 17" г. Оренбурга, подтверждено аттестатом об основном общем образовании, выданном (дата).
Как следует из ответа Управления жилищной политики Администрации г. Оренбурга N от (дата) на запрос прокурора г. Оренбурга, протоколом заседания комиссии Министерства образования Оренбургской области от 17 сентября 2013 года N Ризванова (Донская) В.А. включена в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под N ***. Ризванова В.А. с заявлением о внеочередном предоставлении жилого помещения обратилась 01 апреля 2014 года.
Из ответа на указанное заявление усматривается, что срок предоставления жилого помещения Ризвановой В.А. зависит от поступления денежных средств из бюджета субъекта РФ - Оренбургской области.
Материалами дела установлено, что Ризванова В.А. закрепленной жилой площади не имеет, зарегистрирована и проживает по адресу: (адрес), совместно с мужем и детьми.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, заявленные в интересах Ризвановой В.А., суд первой инстанции, установив, что истец не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма и членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также не имеет в собственности жилого помещения, пришел к обоснованному выводу, что Ризванова В.А., являясь лицом, оставшимся без попечения родителей, имеет право на гарантируемую государством дополнительную социальную поддержку в виде предоставления ей жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.
Ввиду отсутствия оснований для лишения Ризвановой В.А. гарантированного и нереализованного права на предоставление жилья, суд обоснованно, с учетом осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, удовлетворил исковые требования прокурора о возложении на администрацию города Оренбурга обязанности предоставить Ризвановой В.А. благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку эти выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что обеспечение граждан жилыми помещениями должно осуществляться с соблюдением очерёдности в соответствии с имеющимся Списком, о недостаточности финансирования на реализацию полномочий по обеспечению жильем вышеуказанной категории граждан не являются основанием для отмены решения суда, поскольку указанные обстоятельства не являются основанием для отказа истцу в предоставлении жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции, фактически направлены на переоценку истцом доказательств, собранных по делу, оспариванию обоснованности выводов суда об установленных им по делу обстоятельствах.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 19 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Оренбурга - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.