Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сенякина И.И.,
судей Полтевой В.А. и Полшковой Н.В.,
при секретаре Бобылевой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Коршуновой О.Н. на решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 11 мая 2016 года по гражданскому делу по иску Коршуновой О.Н. к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Оренбургской области о возложении обязанности включить в выслугу лет периоды работы и произвести перерасчет пенсии, заслушав доклад судьи Сенякина И.И., истца Коршунову О.Н., апелляционную жалобу поддержавшую, оценив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев в пределах этих доводов материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Коршунова О.Н. обратилась в суд с указанным выше иском по тем основаниям, что с (дата). по (дата) проходила службу в Управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Оренбургской области.
В соответствие с приказом N от (дата)., с (дата) она была уволена на основании пп. 2 п. 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (по достижению предельного возраста).
При увольнении ей была назначена пенсия за выслугу лет, которая начислена из расчета выслуги лет ***, однако истец считала, что имеет выслугу ***
По мнению истца, ответчик необоснованно исключил из выслуги лет в органах налоговой полиции время работы по бухгалтерской специальности, просила обязать ответчика включить в выслугу лет для назначения пенсии в органах наркоконтроля период её работы в федеральных органах налоговой полиции, исчисленную на (дата)., в частности:
-время работы бухгалтером в отделе главного бухгалтера ПО "Стрела" с (дата) по (дата)
-время работы ведущим бухгалтером финансового отдела УФСНП РФ
по Оренбургской области с (дата) по (дата) что составляет ***; обязать ответчика пересчитать размере пенсии со дня ее назначения с учетом дополнительно засчитанной выслуги лет.
В судебном заседании истец Коршунова О.Н. исковые требования полностью поддержала.
Представитель ответчика УФСКН по Оренбургской области в судебное заседание не явился, ответчик о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, в отзыве на иск изложена просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
В соответствие со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определилрассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и постановилрешение, которым в удовлетворении исковых требований Коршуновой О.Н. полностью отказал.
С указанным решением суда истец Коршунова О.Н. не согласилась, в своей апелляционной жалобе ссылаясь на обоснованность исковых требований и на незаконность выводов суда первой инстанции, просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика не явился, ответчик о дне, месте и времени судебного заседания был извещён надлежащим образом, в соответствие со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующему основанию.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что с (дата). по (дата) Коршунова О.Н. проходила службу в органах налоговой полиции, где ей было присвоено специальное звание "капитан налоговой полиции".
До прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции Коршунова О.Н. работала бухгалтером в отделе главного бухгалтера ПО "Стрела" с (дата) по (дата) г., ведущим бухгалтером финансового отдела УФСНП РФ по Оренбургской области с (дата) по (дата).
Приказом исполняющего обязанности ФСНП России от (дата) Коршунова О.Н. была уволена со службы в федеральных органах налоговой полиции по сокращению штатов и приказом начальника Управления ФСНП России по Оренбургской области от (дата) N исключена из списков личного состава.
Этим же приказом определена выслуга лет Коршуновой О.Н. для назначения пенсии, которая на (дата) составила: календарная - *** льготная - *** учеба - ***, а всего - ***
В период с (дата) г. по (дата) истец проходила службу в УФСКН по Оренбургской области.
Приказом от (дата) N с (дата) Коршунова О.Н. уволена со службы по пп. 2 п. 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (по достижению предельного возраста).
Согласно произведённому ответчиком расчёту, выслуга лет Коршуновой О.Н. для назначения пенсии на день увольнения составила: календарная - ***, льготная - ***, учеба - ***, а всего - ***, при этом в расчет выслуги лет для назначения пенсии не были включены периоды работы Коршуновой О.Н. с (дата) по (дата) в должности бухгалтера в отделе главного бухгалтера ПО "Стрела" и с (дата). по (дата) в должности ведущего бухгалтера финансового отдела УФСНП РФ по Оренбургской области.
Отказывая в удовлетворении исковых требований истца, суд первой инстанции, сославшись на ч. 3 ст. 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N 4991-I пришёл к таким выводам, что из приведенной нормы следует, что включение в выслугу лет сотруднику налоговой полиции времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации, то есть данная норма носит отсылочный характер, указанного же порядка исчисления выслуги лет для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации утверждено не было. Кроме того, судом также указано, что Инструкцией о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции и их семьям, утвержденной приказом ФСНП России от 21 мая 1996 г. N 169 (в ред. приказа ФСНП России от 30 января 1998 г. N 44) (далее - Инструкция от 21 мая 1996 г. N 169), включение названных периодов, в том числе и время работы в коммерческих организациях, в выслугу лет соответствующего работника не предусмотрено.
Между тем, судебная коллегия с таким выводом суда согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 17 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производится по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации
от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулируется Положением "О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N 4991-1.
В соответствии со статьей 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного Постановлением ВС Российской Федерации от 20.05.1993 N 4991-1, пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции осуществляется в порядке и по нормам, которые предусмотрены Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей".
Лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации, а также засчитывается время учебы в высших и средних учебных специальных заведениях из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
Указом Президента РФ от 15.05.1996 г. N 718 "Вопросы государственной налоговой службы Российской Федерации " установлено, что при исчислении стажа работы, дающего право на установление надбавки за выслугу лет работникам налоговых органов, учитываются периоды работы на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 155 на лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальное звание, и их семей, с учетом особенностей прохождения службы в этих органах, было распространено действие Постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации".
Согласно Постановлению N 941, в выслугу лет для назначения пенсий
после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается, в том числе, служба в органах налоговой полиции Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные звания.
Исходя из хронологии принятия и содержания вышеприведенных нормативных правовых актов следует, что они принимались позднее Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" для обеспечения реорганизации государственной налоговой службы в налоговую полицию Российской Федерации и не противоречат нормам данного Закона.
Таким образом, кроме порядка пенсионного обеспечения сотрудников налоговой полиции, предусмотренного Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии по выслуге лет, предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 г., действовал и дополнительный порядок для лиц, имеющих специальное звание налоговой полиции (часть 3 статьи 50 Положения "О прохождении службы в органах налоговой полиции"), который предусматривал включение в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации.
Анализируя в совокупности указанные выше правовые нормы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что лица, имеющие специальные звания налоговой полиции, имеют право на включение в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации, а именно в подсчет выслуги подлежат включению периоды на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям.
Вывод суда в той части, что в приведённые выше периоды истец работала на должностях по бухгалтерским специальностям в коммерческих организациях материалами дела не подтверждаются.
Указание ответчика на необходимость отказа истцу в удовлетворении
исковых требований в виду пропуска срока исковой давности судебной коллегией состоятельным признано быть не может по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствие с п.1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Поскольку оспариваемые ответчиком действия имели место (дата) предусмотренный приведёнными правовыми нормами срок для обращения в суд с названными выше требованиями истцом пропущен не был.
С учетом приведенных обстоятельств Судебная коллегия полагает, что вывод суда первой об отсутствии оснований для включения в выслугу лет для назначения истцу пенсии по выслуге лет периодов работы по экономическим специальностям основан на неправильном применении и толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах судебная коллегия решение суда отменяет и принимает новое о полном удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу истца Коршуновой О.Н. удовлетворить.
Решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 11 мая 2016 года отменить.
Принять новое решение, которым исковые требования Коршуновой О.Н. удовлетворить, обязать Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Оренбургской области включить в выслугу лет Коршуновой О.Н. период её работы бухгалтером в отделе главного бухгалтера производственного объединения "Стрела" с (дата) по (дата) и период её работы ведущим бухгалтером финансового отдела УФСНП Российской Федерации по Оренбургской области с (дата) по (дата) и произвести Коршуновой О.Н. перерасчёт назначенной пенсии со дня её назначения с учётом включенных в её стаж периодов работы.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.