Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей Кудряшова В.К., Каширской Е.Н.
при секретаре Башатове И.Н.,
с участием прокурора Стиплина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление старшего помощника прокурора Оренбургской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 16 мая 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области" об установлении административного надзора в отношении осужденного Стукалова В.А..
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К., судебная коллегия
установила:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Оренбургской области" обратилось в суд с заявлением об установлении административного надзора, указав, что приговором *** от (дата) Стукалов В.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного *** Уголовного кодекса Российской Федерации и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на *** лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Окончанием срока отбывания наказания является (дата).
В период отбывания наказания допустил *** нарушений установленного порядка отбывания наказания, *** из которых сняты, *** не сняты и не погашены в установленном законом порядке.
(дата) постановлением начальника исправительного учреждения был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Заявитель просил установить в отношении Стукалова В.А. административный надзор на срок установленный законодательством Российской Федерации до погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, со дня постановки на учет в органе внутренних дел, применив к нему следующие административные ограничения: запрещение пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства, с 22 часов вечера до 06 часов утра, если это не препятствует трудовой деятельности; обязательной явки *** раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства; запрещение пребывания в местах распития спиртных напитков и увеселительных клубах.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 16 мая 2016 года заявление удовлетворено. Суд решилустановить административный надзор в отношении осужденного Стукалова В.А., (дата) года рождения, уроженца г. Оренбурга, гражданина Российской Федерации, освобождаемого из мест лишения свободы (дата), сроком на *** лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства или пребывания.
Установить в отношении Стукалова В.А., следующие административные ограничения:
- запрет на пребывание вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22 часов вечера до 06 часов утра;
- запрещения пребывания в местах распития спиртных напитков;
- обязательная явка *** раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания.
С таким решением не согласился старший помощник прокурора Оренбургской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области.
В апелляционном представлении с учетом дополнения просит решение изменить в части установления срока административного надзора Стукалову В.А. на *** года со дня постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства или пребывания, в остальной части решение оставить без изменения.
Представитель ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области, Стукалов В.А., Оренбургский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о его дате, времени и месте надлежащим образом.
Судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К., объяснение прокурора Оренбургской областной прокуратуры Стиплина И.В., полагавшего решение подлежащим изменению, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 64-ФЗ) административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ установлено, что административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что приговором *** от (дата) Стукалов В.А. осужден по *** *** Уголовного кодекса Российской Федерации к отбыванию наказания сроком на *** лет в исправительной колонии строгого режима.
Ранее был осужден: (дата) *** по ст.ст. *** Уголовного кодекса Российской Федерации к *** лишения свободы, (дата) освободившегося условно - досрочно на неотбытый срок ***; (дата) *** по ст. *** Уголовного кодекса Российской Федерации к *** годам лишения свободы, (дата) освободившегося по отбытию срока наказания.
(дата) постановлением начальника ФБУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области Стукалов В.А. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Согласно представленной справке осужденный Стукалов В.А. за время отбывания наказания допустил *** нарушений установленного порядка отбывания наказания, *** из которых не сняты и не погашены в установленном законом порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что имеются все предусмотренные законом основания для установления административного надзора в отношении Стукалова В.А., поскольку он осужден к лишению свободы за совершение тяжкого преступления при наличии в его действиях опасного рецидива.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о необходимости установления административного надзора, но на том основании, что Стукалов В.А. является совершеннолетним лицом, освобождаемым из мест лишения свободы, имеющим неснятую и непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления, и который был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре" при отсутствии в приговоре указания на наличие рецидива преступлений в действиях лица, в отношении которого устанавливается административный надзор, суд в рамках дела об административном надзоре не вправе самостоятельно устанавливать данные обстоятельства.
Когда в приговоре имеются сведения о совершении указанным лицом преступления при рецидиве преступлений, однако вид рецидива не определен, административный надзор может быть установлен на основании пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ при наличии условий, предусмотренных частью 3 статьи 3 этого закона.
Из приговора и материалов дела не усматривается наличие в действиях Стукалова В.А. опасного рецидива преступлений. В связи с чем при установлении административного надзора следует руководствоваться положениям части 3 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона N 64 - ФЗ срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
На основании изложенного решение подлежит соответствующему изменению в части срока административного надзора. С учетом характера и степени общественной опасности совершенного Стукаловым В.А. преступления, его поведения в период отбывания наказания, судебная коллегия находит обоснованным предложение прокурора об установлении административного надзора сроком на *** года со дня постановки на учет в органе внутренних дел.
Кроме того судебная коллегия полагает необходимым пункты 1 и 3 абзаца 3 резолютивной части решения привести в соответствие с пунктами 3, 5 статьи 4 Федерального закона N 64 - ФЗ и изложить в следующей редакции: запрет на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22 часов вечера до 06 часов утра; обязательная явка *** раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 16 мая 2016 года изменить.
Абзац 2 резолютивной части решения изложить в следующей редакции:
Установить административный надзор в отношении осужденного Стукалова В.А., (дата) года рождения, уроженца г. Оренбурга, гражданина Российской Федерации, освобождаемого из мест лишения свободы (дата), сроком на *** года со дня постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства или пребывания.
Пункты 1 и 3 абзаца 3 резолютивной части решения изложить в следующей редакции:
- запрет на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22 часов вечера до 06 часов утра;
- обязательная явка *** раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.