Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Селютиной И.Ф., судей Федотовой Л.Б., Хакимовой О.В., при секретаре Лексиковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Федотовой Л.Б. апелляционную жалобу администрации муниципального образования Соль - Илецкий городской округ Оренбургской области на решение Соль - Илецкого районного суда Оренбургской области от 04 мая 2016 года по делу по административному исковому заявлению Исаковой Е.А. к администрации муниципального образования Соль - Илецкий городской округ о признании незаконным отказа в согласовании переустройства системы отопления квартиры,
установила:
Исакова Е.А. обратилась в суд с заявлением, указав, что обратилась в администрацию МО Соль - Илецкий городской округ с заявлением о переустройстве системы отопления в принадлежащей ей квартире, представив проект переустройства системы отопления и технические условия, позволяющие произвести замену центрального отопления на индивидуальное газовое отопление в целях улучшения условий проживания. В обоснование требований указала, что она является собственником кв. N по (адрес). Для проведения переустройства системы отопления ею была получена вся необходимая документация, подготовлен проект переустройства. Несмотря на это, администрацией муниципального образования ей было отказано в согласовании переустройства, с указанием, что ею не было представлено согласие всех собственников многоквартирного жилого дома, а также проект переустройства на весь дом. При этом было указано, что согласно СП п.6.6.1 N60.13330.20132 индивидуальная система отопления возможна только в домах до 3-х этажей. Считает отказ администрации муниципального образования в согласовании переустройства незаконным, поскольку дом и все его имущество является собственностью всех жильцов, а не администрации. Дом находится на обслуживании ООО "Соль-Илецкое ЖКХ", в обязанности которого и входит проведение собраний для решения вопросов, связанных с использованием общедомового имущества, где вопросы решаются голосованием собственников жилья и оформляются протоколом. Полагает, что поскольку индивидуальное газовое отопление устанавливается только в ее квартире, составление проекта на весь дом не требуется. Администрация муниципального образования, указывая данное обстоятельство, не ссылается на нормы закона. Кроме того, указывает, что СП, на которые ссылается в отказе администрация муниципального образования, предусматривают, что система поквартирного отопления разрешена в жилых зданиях высотой до 28 м, каковыми является их дом. Просила признать отказ в согласовании переустройства системы отопления жилой квартиры по адресу: (адрес), незаконным, обязать администрацию МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области согласовать переустройство системы отопления жилой квартиры, расположенной (адрес)27.
В дополнение просила взыскать в её пользу с административного ответчика судебные расходы, оплату государственной пошлины и расходы по оплате услуг представителя.
Решением Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 4 мая 2016 года в удовлетворении заявления Исаковой Е.А. отказано.
На указанное решение суда Исаковой Е.А. подана апелляционная жалоба, в которой она просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области не явился, извещен о дне, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя административного ответчика.
Заслушав доклад судьи Федотовой Л.Б., пояснения Исаковой Е.А. и ее представителя, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 27 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Согласно ч. 15 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Положениями п. 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 г. N 307, регламентированы критерии индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения.
В соответствии с п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Положениями ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (ч. 3 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 2 ст. 40 Жилищного кодекса Российской Федерации если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, а также электрическое (газовое) оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения.
Из материалов дела следует, что Исакова Е.А. является собственником квартиры N, расположенной по адресу: (адрес)
(дата) Исакова Е.А. обратилась с заявлением о переустройстве принадлежащего ей жилого помещения в администрацию муниципального образования Соль - Илецкий район Оренбургской области с заявлением о согласовании переустройства принадлежащего ей жилого помещения, заключающегося в его оборудовании системой индивидуального отопления, в жилом доме, имеющем центральное отопление, согласно проекту переустройства.
Решением администрации муниципального образования Соль - Илецкий район Оренбургской области от (дата) Исаковой Е.А. отказано в согласовании переустройства на основании п. 3 ч. 1 ст. 27 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием в представленных документах согласия всех собственников многоквартирного жилого дома. Кроме того, в отказе указано, что отключение квартиры в многоквартирном доме от центрального отопления с установкой газового теплогенератора предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления. Проект переустройства должен быть составлен не только на жилое помещение, но и на здание в целом, проектная документация должна соответствовать строительным нормам и правилам проектирования согласно п.6.6.1 СП 60.13330.2012 "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха" систему индивидуального теплоснабжения допускается предусматривать в жилых, общественных и производственных зданиях высотой до трех этажей включительно.
В соответствии с представленным административным истцом проектом переустройства системы отопления кв. N в жилом доме (адрес) при переустройстве отопление будет осуществляться на кухне. Проектом предусмотрена установка одного котла с рабочей мощностью отопления от 9 до 14 кВт (в режиме ГВС 23,6 кВт). Горячее водоснабжение квартиры осуществляется от котла. Расчетная температура горячей воды - 60 градусов. Система отопления двухтрубная горизонтальная с насосной циркуляцией теплоносителя. В качестве нагревательных приборов приняты существующие приборы отопления, отсоединенные от существующей системы отопления жилого дома. В качестве топлива для котла принят природный газ низкого давления. Отвод продуктов сгорания от котла предусмотрен через существующий дымоход, выполненный в кирпичной стене жилого дома. Котел присоединяется к дымоходу с помощью комплекта дымовых труб диаметром 80 мм, поставляемого с котлом. Трубопроводы центральной системы отопления, проходящие в квартире изолировать трубной изоляцией из вспененного полиэтилена.
Согласно разработанной схеме теплоснабжения, действующей на территории МО Октябрьский сельсовет, перевод жилых помещений в МКД по адресу: (адрес) на автономное теплоснабжение не предусмотрен.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции на основании исследованных обстоятельств по делу пришел к выводу о том, что Исаковой Е.А. административным ответчиком обоснованно отказано в согласовании переустройства жилого помещения на основании п. 3 ч. 1 ст. 27 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме и отсутствием доказательств, что при переходе на индивидуальное теплоснабжение квартиры административного истца не произойдет снижения температуры в примыкающих помещениях, не нарушится гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения и, как следствие, тепловой баланс всего здания.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находя их основанными на верном применении норм материального права и соответствующими фактическим обстоятельствам по делу.
Довод апелляционной жалобы о том, что представленная проектная документация содержит весь необходимый объем мероприятий для проведения переустройства, не может повлечь отмену обжалуемого судебного решения, поскольку схемой теплоснабжения многоквартирного дома, в котором расположена квартира заявителя, перевод жилых помещений на автономное теплоснабжение не предусмотрен, на что указано в п. 15 ст. 14 Федерального закона "О теплоснабжении".
При этом доказательств, свидетельствующих о том, что при переустройстве системы теплоснабжения жилого помещения Исаковой Е.А., согласно которому предполагается отключение квартиры истца от имеющейся системы теплоснабжения в многоквартирном доме, не будет нарушен гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения и тепловой баланс всего здания, представленная административным истцом проектная документация не содержит.
Между тем, из совокупного толкования положений ст.25, 27, 29 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что согласование переустройства жилого помещения возможно в том случае, если такое переустройство не будет нарушать законные права и интересы граждан.
Довод в жалобе на то, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела протокола общего собрания жильцом многоквартирного жилого дома, в котором расположена квартира административного истца, не может быть принят во внимание, поскольку общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме было проведено уже после принятия муниципальным образованием оспариваемого решения.
Довод жалобы о том, что отказ органа местного самоуправления в согласовании переустройства является незаконным, судебная коллегия считает несостоятельным и не являющимся основанием для отмены решения суда первой инстанции, поскольку при рассмотрении представленной проектной документации администрацией муниципального образования были выявлено ее несоответствие строительным нормам и правилам проектирования, которое препятствуют проведению переустройства указанного жилого помещения.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на переоценку выводов суда и правового значения не имеют.
Решение суда является законным, оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Соль - Илецкого районного суда Оренбургской области от 4 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Исаковой Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.